Характеристика элементов налога

Экономическое значение налога на добавленную стоимость и его место и роль в налоговой системе РФ

Налог на добавленную стоимость

- 1 -

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления. НДС облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0 %.

В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. в результате проведения налоговой реформы по рекомендации зарубежных стран и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1 от 06.12.1991 г. давал следующее определение НДС: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

Введение НДС в налоговую систему России было обусловлено необходимостью решения следующих задач:

– гармонизация налоговой системы Российской Федерации с налоговыми системами стран-членов Европейского Экономического Сообщества;

– обеспечение стабильного источника доходов бюджетной системы;

– систематизация доходов.

Кроме чисто фискальной роли НДС является инструментом регулирования экономики. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта обложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (то есть стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе является обязательным условием вступления в члены ЕЭС.

В ходе налоговой реформы в 2001 г. введена в действие гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость».

НДС является наиболее доходным, по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В Российской Федерации НДС установлен как федеральный налог. Он является основным источником формирования бюджета и занимает второе место по своему удельному весу в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Основная функция НДС – фискальная. Если проследить динамику поступления НДС в бюджет на протяжении нескольких лет, то можно отметить, что этот налог является самым крупным и остается одним из основных источников бюджета.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он воздействует на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

 

 

- 2 -

Налогоплательщики НДС (ст. 143 НК РФ):

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Критерии освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика закреплены в ст. 145 НК РФ. Указанное освобождение предоставляется тем налогоплательщикам, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, исчисленная за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн. р.

Объектом налогообложения по НДС (ст. 146 НК РФ) признаются следующие операции:

– реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

– передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

– передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

– ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не рассматриваются как объект налогообложения следующие операции:

– операции, которые не признаются реализацией (п. 3 ст. 39 НК РФ);

– передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

– передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

– выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;

– передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

– операции по реализации земельных участков (долей в них);

– передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

– передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

– операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи.

Общий перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, можно представить в виде 4 групп:

1) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, применение льгот по которым является обязательным, например:

а) реализация ряда медицинских товаров;

б) медицинские услуги;

в) ритуальные услуги;

г) услуги в сфере образования и др.;

д) услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользо­вания;

е) услуги учреждений культуры и искусства;

2) операции, условно освобождаемые от налога, по которым налогоплательщик вправе отказаться от освобождения, например:

а) реализация предметов религиозного назначения;

б) реализация товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов;

в) банковские операции;

3) реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

4) ввоз на территорию РФ товаров, не подлежащих налогообложению.

Закрытый перечень операций, не подлежащих налогообложению, приведен в ст. 149 и 150 НК РФ.