Порядок регистрации коммерческого банка

Тема 3 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банк — кредитная организация, которая имеет исключи­тельное право осуществлять в совокупности банковские опе­рации.

Банки подлежат государственной регистрации в соответ­ствии с Федеральным законом "О государственной регистра­ции юридических лиц". За государственную регистрацию бан­ка, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, взимается государ­ственная пошлина в размере 2000 руб.

Учредителями банка (далее — учредители) могут быть лица, участие которых в деятельности банка не запрещено действующим законодательством.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его ре­гистрации.

Юридическое лицо — учредитель должно иметь устой­чивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал банка, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед феде­ральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Феде­рации и местным бюджетом за последние три года.

Для приобретения и получения одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических или физи­ческих лиц, связанных между собой соглашением, более 5% акций (долей) банка необходимо уведомление Банка России, более 20% — требуется предварительное согла­сие Банка России. Если в течение 30 дней с момента полу­чения ходатайства Банк России не сообщил о принятом решении, приобретение акций (долей) банка считается раз­решенным.

Для государственной регистрации банка и выдачи лицен­зии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредитель­ного договора и утверждения устава акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом на имя его руководите­ля следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистра­ции банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об ад­ресе (месте нахождения) постоянно действующего исполни­тельного органа кредитной организации, по которому осу­ществляется связь с кредитной организацией;

2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная ко­пия);

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) банка, протокол собрания учредителей (участ­ников), содержащий решения об утверждении устава банка, а также кандидатур для назначения на должности руково­дителя и главного бухгалтера банка;

5) документы об уплате государственной пошлины и ли­цензионного сбора;

6) копии документов о государственной регистрации уч­редителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также под­тверждение о соблюдении налогового законодательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Рос­сийской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) документы, подтверждающие источники происхожде­ния средств, вносимых учредителями — физическими лица­ми в уставный капитал банка;

8) анкеты кандидатов на должности руководителя, глав­ного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собствен­норучно:

— о наличии у этих лиц высшего юридического или эко­номического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отде­лом или иным подразделением банка, связанным с осуществ­лением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

— о наличии (отсутствии) судимости. Заявление подписывается лицом, уполномоченным общим собранием учредителей.

Учредительный договор должен содержать:

— обязанность учредителей создать банк;

— порядок совместной деятельности по его созданию;

— состав учредителей (участников);

— условия передачи учредителями (участниками) банка своего имущества и участия в его деятельности;

— условия и порядок распределения между учредителя­ми (участниками) прибыли и покрытия убытков;

— порядок выхода учредителей (участников) из его со­става;

— размер уставного капитала;

— размер доли каждого учредителя (участника) в устав­ном капитале;

— размер и состав вкладов;

— порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал банка при его учреждении;

— ответственность учредителей (участников) за наруше­ние обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал;

— сведения о составе и компетенции органов управления банка и порядке принятия ими решений (с указанием вопро­сов, решения по которым принимаются единогласно или ква­лифицированным большинством голосов).

Учредительный договор должен быть подписан всеми уч­редителями банка. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты.

Подпись представителя учредителя — юридического лица должна быть заверена печатью указанного юридического лица;

Устав банка, утвержденный общим собранием учредите­лей, должен содержать:

— фирменное (полное официальное) наименование на русском языке с указанием на характер деятельности, а так­же на организационно-правовую форму и тип; сокращенное наименование, которое используется при совершении опера­ций через расчетную сеть Банка России, должно соответ­ствовать требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России, определяющих порядок идентификации участников межбанковских расчетов;

— сведения об адресе (месте нахождения) органов управ­ления и обособленных подразделений;

— перечень банковских операций и сделок, а также опе­раций с ценными бумагами, которые предполагает осуще­ствлять банк;

— сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу);

— порядок управления деятельностью банка: состав и ком­петенция его органов управления, в том числе совета дирек­торов, порядок их образования и принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются еди­ногласно или квалифицированным большинством голосов);

сведения об органах внутреннего контроля (порядок образо­вания и полномочия);

— номинальную стоимость акции (доли), дающей право одного голоса на собрании участников банка;

— положение, касающееся обеспечения учета и сохран­ности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при ре­организации или ликвидации банка;

— порядок ликвидации и реорганизации банка;

— иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Протокол общего собрания учредителей должен содержать следующие решения:

— о создании банка;

— об утверждении его наименования;

— об утверждении устава;

— об утверждении кандидатур для назначения на долж­ности руководителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка;

return false">ссылка скрыта

— об утверждении бизнес-плана;

— об избрании на должности членов (руководителя) сове­та директоров (наблюдательного совета);

— об утверждении денежной оценки вкладов учредите­лей в уставный капитал банка в виде материальных активов;

— о назначении лица, уполномоченного подписывать до­кументы, представляемые в Банк России для государствен­ной регистрации.

Список учредителей должен быть представлен на бумаж­ном носителе и в электронном виде.

Банки приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Для государственной регистрации банка учредители на­правляют в территориальное учреждение Банка России не­обходимый пакет документов и получают письменное под­тверждение о получении от них документов, необходимых для государственной регистрации.

В течение четырех месяцев территориальное учрежде­ние Банка России рассматривает полученные документы и при отсутствии замечаний направляет в Банк России поло­жительное заключение с приложением документов. Заклю­чение должно содержать полную информацию, на основа­нии которой сделан вывод о возможности государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление бан­ковских операций.

К заключению прилагаются следующие подлинные доку­менты, представленные учредителями банка:

— заявление о государственной регистрации;

— учредительный договор (4 экземпляра);

— устав в 4 экземплярах;

— протокол общего собрания учредителей (2 экземп­ляра);

— список учредителей банка в электронном виде;

— анкеты кандидатов на должности руководителей, глав­ного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка, согласованных с территориальным учреждением Банка Рос­сии (1 экземпляр);

— документ об уплате государственной пошлины за реги­страцию;

— бизнес-план;

— нотариально заверенные копии документов о государ­ственной регистрации и учредительных документов учреди­телей.

Центральный Банк России рассматривает полученные документы в течение шести месяцев с даты представления их в территориальное учреждение Банка России и в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного ре­шения о государственной регистрации банка направляет в уполномоченный регистрирующий орган 1 экземпляр доку­ментов с сопроводительным письмом.

Сообщение о государственной регистрации публикуется в Вестнике Банка России.

Территориальное учреждение Банка России:

— направляет учредителям уведомление о государствен­ной регистрации банка с указанием реквизитов корреспон­дентского счета, открываемого для оплаты 100% уставно­го капитала в месячный срок с момента получения уведом­ления;

— вносит сведения о регистрации банка в реестр кредит­ных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;

— выдает 1 экземпляр анкет кандидатif(confirm('http://studopedia.ru/pravo.php?n=1&id=108069 \n\nThis file was not retrieved by Teleport VLX, because it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=1&id=108069'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.