Порядок регистрации коммерческого банка
Тема 3 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". За государственную регистрацию банка, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, взимается государственная пошлина в размере 2000 руб.
Учредителями банка (далее — учредители) могут быть лица, участие которых в деятельности банка не запрещено действующим законодательством.
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Юридическое лицо — учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал банка, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.
Для приобретения и получения одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением, более 5% акций (долей) банка необходимо уведомление Банка России, более 20% — требуется предварительное согласие Банка России. Если в течение 30 дней с момента получения ходатайства Банк России не сообщил о принятом решении, приобретение акций (долей) банка считается разрешенным.
Для государственной регистрации банка и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора и утверждения устава акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом на имя его руководителя следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) банка, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава банка, а также кандидатур для назначения на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
6) копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждение о соблюдении налогового законодательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал банка;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно:
— о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением банка, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
— о наличии (отсутствии) судимости. Заявление подписывается лицом, уполномоченным общим собранием учредителей.
Учредительный договор должен содержать:
— обязанность учредителей создать банк;
— порядок совместной деятельности по его созданию;
— состав учредителей (участников);
— условия передачи учредителями (участниками) банка своего имущества и участия в его деятельности;
— условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли и покрытия убытков;
— порядок выхода учредителей (участников) из его состава;
— размер уставного капитала;
— размер доли каждого учредителя (участника) в уставном капитале;
— размер и состав вкладов;
— порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал банка при его учреждении;
— ответственность учредителей (участников) за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал;
— сведения о составе и компетенции органов управления банка и порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов).
Учредительный договор должен быть подписан всеми учредителями банка. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты.
Подпись представителя учредителя — юридического лица должна быть заверена печатью указанного юридического лица;
Устав банка, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:
— фирменное (полное официальное) наименование на русском языке с указанием на характер деятельности, а также на организационно-правовую форму и тип; сокращенное наименование, которое используется при совершении операций через расчетную сеть Банка России, должно соответствовать требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России, определяющих порядок идентификации участников межбанковских расчетов;
— сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
— перечень банковских операций и сделок, а также операций с ценными бумагами, которые предполагает осуществлять банк;
— сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу);
— порядок управления деятельностью банка: состав и компетенция его органов управления, в том числе совета директоров, порядок их образования и принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
сведения об органах внутреннего контроля (порядок образования и полномочия);
— номинальную стоимость акции (доли), дающей право одного голоса на собрании участников банка;
— положение, касающееся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации банка;
— порядок ликвидации и реорганизации банка;
— иные положения, предусмотренные федеральными законами.
Протокол общего собрания учредителей должен содержать следующие решения:
— о создании банка;
— об утверждении его наименования;
— об утверждении устава;
— об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка;
return false">ссылка скрыта— об утверждении бизнес-плана;
— об избрании на должности членов (руководителя) совета директоров (наблюдательного совета);
— об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал банка в виде материальных активов;
— о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации.
Список учредителей должен быть представлен на бумажном носителе и в электронном виде.
Банки приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.
Для государственной регистрации банка учредители направляют в территориальное учреждение Банка России необходимый пакет документов и получают письменное подтверждение о получении от них документов, необходимых для государственной регистрации.
В течение четырех месяцев территориальное учреждение Банка России рассматривает полученные документы и при отсутствии замечаний направляет в Банк России положительное заключение с приложением документов. Заключение должно содержать полную информацию, на основании которой сделан вывод о возможности государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
К заключению прилагаются следующие подлинные документы, представленные учредителями банка:
— заявление о государственной регистрации;
— учредительный договор (4 экземпляра);
— устав в 4 экземплярах;
— протокол общего собрания учредителей (2 экземпляра);
— список учредителей банка в электронном виде;
— анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера банка, согласованных с территориальным учреждением Банка России (1 экземпляр);
— документ об уплате государственной пошлины за регистрацию;
— бизнес-план;
— нотариально заверенные копии документов о государственной регистрации и учредительных документов учредителей.
Центральный Банк России рассматривает полученные документы в течение шести месяцев с даты представления их в территориальное учреждение Банка России и в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения о государственной регистрации банка направляет в уполномоченный регистрирующий орган 1 экземпляр документов с сопроводительным письмом.
Сообщение о государственной регистрации публикуется в Вестнике Банка России.
Территориальное учреждение Банка России:
— направляет учредителям уведомление о государственной регистрации банка с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты 100% уставного капитала в месячный срок с момента получения уведомления;
— вносит сведения о регистрации банка в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;
— выдает 1 экземпляр анкет кандидатif(confirm('http://studopedia.ru/pravo.php?n=1&id=108069 \n\nThis file was not retrieved by Teleport VLX, because it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=1&id=108069'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.