Методы финансового управления

Ø диверсификация активов и пассивов по суммам, срокам, цене с целью оптимизации прибыли, рисков, адекватности капитала;

Ø казначейское управление краткосрочными активами и обязательствами путем создания казначейства. Казначейский отдел осуществляет связь с другими подразделениями банка на основе постоянного мониторинга банковских позиций с точки зрения доходов и расходов. Казначейства возникли в зарубежной банковской практике в начале 80-х годов.

Секъюритизация(от англ. securitization) – метод управления активами и пассивами, основанный на комбинации традиционного, коммерческого (комиссионные доходы) и инвестиционного банковского бизнеса. Секъюритизация предполагает трансформацию свободно обращающихся активов (ссуд и др. видов дебиторской задолженности) в ценные бумаги и хеджирование банковских рисков путем участия и финансовых фьючерсах или покупки опционов.

Бюджетирование– процесс формирования и мониторинга бюджета (доходов и расходов), финансовое планирование и управление потоками денежных средств на принципах хозяйственного (коммерческого) расчета. В практике отечественных банков бюджетирование все чаще используется в последнее время. Теория бюджетирования только формируется. Необходимость внедрения бюджетирования связана с автоматизацией процессов управления банком в целом и финансового учета в частности.

Бюджетирование предполагает наличие в организационной структуре кредитной организации специальных бюджетных центров учета. В зависимости от критериев классификации выделяют центры прибыли; центры затрат; центры размещения; центры привлечения; центры поддержки; смешанные центры и т.п.

Центры покупают и продают друг другу финансовые ресурсы и услуги либо напрямую, либо через специальное подразделение «внутренний банк», выполняющее функции казначейства. Реально решение сложных задач бюджетирования в современных условиях возможно только на базе его автоматизации, например, использования специализированных технологий типа OLAP (On-line Analytical Processing - оперативный анализ данных).

 

38. Менеджмент персонала

Кредитные организации ориентированы на персоналоемкие виды деятельности. Их эффективность в значительной степени определяется количеством и качеством услуг, оказываемых клиентам. Профессионализм сотрудников имеет первостепенное значение.

Управление персоналом включает:

· планирование потребности в квалифицированных сотрудниках;

· составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций;

· подбор персонала и формирование коллектива сотрудников;

· анализ качества работы и контроль;

· разработка программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

· аттестация сотрудников: критерии, методики, оценки;

· мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.

Цели развития персонала:

v повышение квалификации;

v повышение эффективности труда;

v снижение текучести кадров;

v подготовка необходимых руководящих кадров;

v воспитание молодых способных сотрудников;

v достижение большей независимости рынка труда;

v адаптация к новым технологиям;

v рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Этапы развития персонала:

¨ повышение квалификации;

¨ планирование карьеры;

¨ структурирование труда (включает как расширение направлений деятельности, так и углубление профессиональных знаний в целом).

Меры по развитию персонала:

Ø сохранение работоспособности;

Ø адаптация персонала к изменяющимся условиям;

Ø подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач;

Ø организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.

Факторы эффективного менеджмента:

профессиональный рост обязательное специальное образование;

открытость информации о перспективах профессионального роста;

обеспечение возможности роста;

мотивация (материальная) материальное вознаграждение – достаточно высокий уровень зарплаты;

соответствие оплаты труда его результатам;

престижность работы;

социальные привилегии за счет фонда социального развития;

стиль руководства справедливость требований и доброжелательный микроклимат в коллективе.

Современный уровень банковского менеджмента предполагает создание системы управления персоналом, основанной на кадровой стратегии, учитывающей все многообразие факторов функционирования банка.