Методы финансового управления
Ø диверсификация активов и пассивов по суммам, срокам, цене с целью оптимизации прибыли, рисков, адекватности капитала;
Ø казначейское управление краткосрочными активами и обязательствами путем создания казначейства. Казначейский отдел осуществляет связь с другими подразделениями банка на основе постоянного мониторинга банковских позиций с точки зрения доходов и расходов. Казначейства возникли в зарубежной банковской практике в начале 80-х годов.
Секъюритизация(от англ. securitization) – метод управления активами и пассивами, основанный на комбинации традиционного, коммерческого (комиссионные доходы) и инвестиционного банковского бизнеса. Секъюритизация предполагает трансформацию свободно обращающихся активов (ссуд и др. видов дебиторской задолженности) в ценные бумаги и хеджирование банковских рисков путем участия и финансовых фьючерсах или покупки опционов.
Бюджетирование– процесс формирования и мониторинга бюджета (доходов и расходов), финансовое планирование и управление потоками денежных средств на принципах хозяйственного (коммерческого) расчета. В практике отечественных банков бюджетирование все чаще используется в последнее время. Теория бюджетирования только формируется. Необходимость внедрения бюджетирования связана с автоматизацией процессов управления банком в целом и финансового учета в частности.
Бюджетирование предполагает наличие в организационной структуре кредитной организации специальных бюджетных центров учета. В зависимости от критериев классификации выделяют центры прибыли; центры затрат; центры размещения; центры привлечения; центры поддержки; смешанные центры и т.п.
Центры покупают и продают друг другу финансовые ресурсы и услуги либо напрямую, либо через специальное подразделение «внутренний банк», выполняющее функции казначейства. Реально решение сложных задач бюджетирования в современных условиях возможно только на базе его автоматизации, например, использования специализированных технологий типа OLAP (On-line Analytical Processing - оперативный анализ данных).
38. Менеджмент персонала
Кредитные организации ориентированы на персоналоемкие виды деятельности. Их эффективность в значительной степени определяется количеством и качеством услуг, оказываемых клиентам. Профессионализм сотрудников имеет первостепенное значение.
Управление персоналом включает:
· планирование потребности в квалифицированных сотрудниках;
· составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций;
· подбор персонала и формирование коллектива сотрудников;
· анализ качества работы и контроль;
· разработка программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;
· аттестация сотрудников: критерии, методики, оценки;
· мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.
Цели развития персонала:
v повышение квалификации;
v повышение эффективности труда;
v снижение текучести кадров;
v подготовка необходимых руководящих кадров;
v воспитание молодых способных сотрудников;
v достижение большей независимости рынка труда;
v адаптация к новым технологиям;
v рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.
Этапы развития персонала:
¨ повышение квалификации;
¨ планирование карьеры;
¨ структурирование труда (включает как расширение направлений деятельности, так и углубление профессиональных знаний в целом).
Меры по развитию персонала:
Ø сохранение работоспособности;
Ø адаптация персонала к изменяющимся условиям;
Ø подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач;
Ø организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.
Факторы эффективного менеджмента:
профессиональный рост обязательное специальное образование;
открытость информации о перспективах профессионального роста;
обеспечение возможности роста;
мотивация (материальная) материальное вознаграждение – достаточно высокий уровень зарплаты;
соответствие оплаты труда его результатам;
престижность работы;
социальные привилегии за счет фонда социального развития;
стиль руководства справедливость требований и доброжелательный микроклимат в коллективе.
Современный уровень банковского менеджмента предполагает создание системы управления персоналом, основанной на кадровой стратегии, учитывающей все многообразие факторов функционирования банка.