Лекция № 11. Банковский менеджмент

IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности

Прибыльность – Доля, занимаемая банком на рынке

Оценка результатов маркетинга является исходным моментом в новом воспроизводственном цикле управленческих решений и их реализации.

 

Управление маркетинговым процессом в современных условиях предполагает использование метода «Portfolio – Analysis». Метод позволяет создавать различные комбинации рыночных факторов с ресурсными возможностями конкретного банка, соединять стратегию рынка, стратегию продукта (жизненный цикл и ассортимент) с финансовыми возможностями, с научными принципами управления активами и пассивами банка.

Цель использования методасостоит в таком управлении портфелем банковских услуг, которое позволяет достигнуть их соотношения, обеспечивающего рост доли банка на финансовом рынке, ликвидность активов и максимально возможную прибыль.

36. Специфика банковского менеджмента

37. Финансовый менеджмент в банке

37.1 Управление капиталом

37.2 Управление активами и пассивами

37.3 Управление доходами банка

37.4 Управление банковскими рисками

37.5 Современные системы финансового управления

38. Менеджмент персонала

36. Специфика банковского менеджмента

Менеджмент– это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.

Банки – структурообразующий элемент рыночной экономики. Эффективное управление банками – основа устойчивости всей кредитно-финансовой системы.

Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.

Специфика функционирования кредитной организацииопределяет особенности управления банком. Эта специфика состоит в следующем:

· содействие движению финансовых резервов;

· извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;

· высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;

· своеобразие банковского продукта;

· высокие риски всех банковских операций;

· наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны Центрального банка;

· необходимость использовать передовые информационные системы.

Функции банковского менеджмента:

Á выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;

Á координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;

Á организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).

Принципы банковского менеджмента:

v учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;

v учет нормативных требований Центрального Банка;

v ориентация деятельности на рыночный спрос, на услуги кредитный организаций;

v оптимизация доходности и рисков банковских операций;

v сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.

Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности.

Процесс управлениякредитной организацией включает:

Ë постановку целей;

Ë анализ управленческой деятельности;

Ë планирование;

Ë прогнозирование;

Ë организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка;

Ë мотивацию деятельности персонала;

Ë мониторинг (слежение), контроль и учет.

Виды банковского менеджмента:

Ï стратегический (общий);

Ï финансовый;

Ï менеджмент персонала.

Стратегический (общий) менеджментвключает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.

Финансовый менеджмент– управление финансово-экономической деятельностью банка.

Финансовый менеджментвключает:

Á управление капиталом;

Á управление активами и пассивами;

Á управление ликвидностью;

Á управление доходностью;

Á управление банковскими рисками;

Á финансовое планирование и бюджетирование;

Á система учета и информации.

Менеджмент персонала– управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.

37. Финансовый менеджмент в банке

37.1 Управление капиталом

37.2 Управление активами и пассивами

37.3 Управление доходами банка

37.4 Управление банковскими рисками

37.5 Современные системы финансового управления

 

37.1 Управление капиталом

Управление капиталом предполагает:

· обоснование его достаточностив соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Чем больше доля рисковых активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства. В любом случае банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными;

· выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала.

Различают следующие способы:

- важнейший внутренний источник роста капитала – прибыль. Ее размер связан с дивидендной политикой банка (установленным размером дохода на акцию). Банк заинтересован в сохранении старых акционеров и привлечении новых, поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиций с аналогичной степенью риска;

- увеличение установленного капитала банка в форме АО возможно за счет повторных эмиссий акций, что связано с высокими эмиссионными издержками.

- привлечение суббординированных кредитов.

· учет стоимости и рисков привлечения средствклиентов и других кредитных организаций.

Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности различных факторов.

 

37.2 Управление активами и пассивами

Управление активами и пассивами предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска.

При организации депозитных операций следует:

¨ разнообразить депозиты по срокам, размерам и формам, обязательно выделяя депозиты до востребования, срочные и вклады населения;

¨ особое внимание уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка;

¨ постоянно отслеживать остатки средств на расчетных (текущих) счетах и обороты по ним, при наличии на отдельных счетах постоянного остатка средств рекомендовать владельцам переводить их на счета срочных депозитов (возможно на условиях компенсационного депозита под кредит);

¨ сводить к минимуму свободные ресурсы средств на депозитных счетах (т.е. не использованных в активных операциях);

¨ проводить процентную политику, обеспечивающую привлечение клиентов – вкладчиков и процентную маржу (разницу между взимаемыми и выплачиваемыми процентами) не ниже, чем в сопоставимых банках.

Управление активами предполагает:

return false">ссылка скрыта

1. Диверсификацию активных операций по степени их ликвидности. Выделяют:

v высоколиквидные активы – первичные резервы1 (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках);

v вторичные резервы – государственные ценные бумаги, ссуды и др. платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;

v остальные ссуды;

v ценные бумаги негосударственных эмитентов;

v основные средства (здания и оборудование) – неликвидные активы.

2. Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по активным операциям.

3. Поддержание доходности активов. В зависимости от доходности операции делятся на приносящие и не приносящие доход. Доходы, приносящие активы, делятся по признаку их стабильности:

Ø стабильный доход – кредитные и инвестиционные операции;

Ø нестабильный доход – консалтинговые и финансовые услуги, предоставляемые клиентам за комиссию.