Современная концепция маркетинга
Традиционная концепция маркетинга
Лекция № 10. Банковский маркетинг
34. Особенности банковского маркетинга
35. Анализ рынка банковского продукта
34. Особенности банковского маркетинга
Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики.
Маркетинг (от. англ. «market» – рынок) кратко характеризуется как рыночная теория управления.
Формула современного маркетинга следующая: производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Как целостная концепция сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Специфика банковского маркетингасостоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно – финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги.
Основная причинаперехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции,как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.
Существует традиционная и совершенная концепция маркетинга.
Исходная позиция – предоставление освоенных банковских услуг.
Средства – инструменты организации сбыта.
Цели – получение прибыли за счет увеличения объема сбыта
Исходная позиция – ориентация на потребности клиентов.
Средства – маркетинговое исследование рынка, использование всех инструментов маркетинга.
Цели – получение прибыли за счет более полного удовлетворения клиентов
Для большинства отечественных банков пока характерна традиционная концепция.
Задачи маркетинговой стратегии:
· удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения предложения новых услуг и продуктов;
· привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;
· улучшить имидж банка;
· освоить инструменты маркетинга.
Банковский продуктможет быть представлен как:
Ë результат деятельности: банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.;
Ë конкретный вид определенной услуги. Например, кредитование – услуга, а овердрафт, кредитная карточка – банковский продукт.
Основные особенности банковского продукта:
v как правило, имеет абстрактную, «невещественную» форму или документарную;
v ограничен временными рамками;
v облекается в договорную форму;
v быстро копируется другими кредитно-финансовыми институтами.
Банковская услуга– специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.
Услуги кредитных организаций классифицируются по группам клиентов и по видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления определяются методы и инструменты маркетинга.
По пассивным операциям банк выступает в качестве «покупателя» денег – «маркетинг покупателя».
По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг – «маркетинг продавца».
Особенность маркетинга состоит в том, что и в том и другом случае у банка, как правило, возникают отношения с теми же клиентами.
35. Анализ рынка банковского продукта
Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:
I этап. Сбор информации о состоянии рынка.
II этап. Определение маркетинговой стратегии.
III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга.
Маркетологи выполняют следующие функции:
· изучают рынок.
· анализируют мнение потребителей.
· проводят мониторинг тарифов на банковские услуги.
· разрабатывают концепцию нового продукта и технологию его внедрения на рынок банковских услуг.
Маркетинговое исследование– это систематический целенаправленный сбор, регистрация и анализ данных по проблемам маркетинга. Отчеты отдела маркетинговых исследований являются основой управления маркетинговым процессом.
Определение рыночной стратегии предполагает выбор такой линии поведения, которая приблизила бы потенциальные возможности банка к требованиям рынка.
Сегментация рынкаозначает дифференциацию совокупной массы потребителей банковских услуг на отдельные группы, предъявляющие к ним неодинаковые требования.
Выделяют следующие группы потребителей – физические и юридические лица. Юридические лица в свою очередь делятся на государственные предприятия и организации, кредитные организации, корпорации (акционерские общества), малый и средний бизнес.
Каждая группа может быть разбита на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями: экономическими, географическими, демографическими, психологическими и т.д.
Например, по физическим лицам возможна сегментация:
Á на богатых и массовых клиентов;
Á по возрасту (молодежь, средний возраст, пенсионеры);
Á по социальному статусу и т.д.
Выделяют 4 группы банковских продуктов (рис. 46):
1) операционные:расчетно-кассовые;кредитные;депозитные;валютные.
2) инвестиционные:гос. ценные бумаги; корпоративные; ценные бумаги кредитных организаций и т.д.
3) финансовые:факторинг;лизинг;траст и т.д.