Лекция № 3. Основы организации деятельности кредитных организаций

В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

· не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержаниебанковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

Ø макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

Ø социально-экономические приоритеты развития общества;

Ø совершенство законодательной базы;

Ø проводимая Банком России кредитная политика;

Ø степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

Ø исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

ü под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

ü ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

ü независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

ü смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный)и более либеральный (защитноерегулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор»/

Прямой (превентивный) надзор: Лицензирование банковской деятельности (выдача и отзыв лицензий; Текущий надзор (- требования к выполнению обязательных нормативов; - контроль над отдельными банковскими операциями; - жесткая система отчетности и аудита; - принятие мер воздействия и т.п.)

Защитное регулирование: - относительная свобода лицензирования; - рекомендательно-совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков; - возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки; - отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ; - создание системы саморегулирующихся организаций

Механизмрегулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативныеи корректирующие(гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методынаправлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методынацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзорза деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

· анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

· проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

· проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

Ø взыскать штраф;

Ø назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

Ø отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

· постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

· введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;

· переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

· укрепление банковского менеджмента;

· совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

· ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО1.

Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.

С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

Ø баланс;

Ø отчет о прибылях / убытках.

Ø размер капитала;

Ø Н1 – норматив достаточности капитала;

Ø величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.

Банк России– публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО.

 

 

7. Порядок учреждения кредитных организаций

8. Организационная структура банка

 

 

7. Порядок учреждения кредитных организаций

Кредитные организации России осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 24.07.04. Кредитные организации могут быть 3-х видов: банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки. В соответствии с Законом любая кредитная организация – юридическое лицо, которое на основании лицензии Банка России осуществляет банковские операции с целью извлечения прибыли.

Банки имеют право осуществлять все банковские операции, перечисленные в Законе, а небанковские организации только те, которые установлены для них Банком России.

К банковским операциям относятся:

1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8. Выдача банковских гарантий.

Кредитная организация вправе осуществлять сделки –услуги клиентам: трастовые, лизинговые, консультационные, информационные и др. Кроме того, она имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Порядок регистрации и лицензированияустановлен в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (гл. 2) и подробно изложен в Инструкции Банка России №109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организации и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности».

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации на имя представителя ЦБ РФ и должно включать бизнес-план КО;

2) учредительный договор (Для КО-учредителя требуется финансовая устойчивость в течении 6 месяцев, наличие чистых активов и соответствию нормативу ЦБ показателя текущей ликвидности);

3) устав;

4) протокол собрания учредителей;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины (0,1% от УК);

6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей;

7) декларации о доходах учредителей – физических лиц;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.

Условием получения лицензии является 100% оплата в месячный срок со дня уведомления Банком России о положительном решении уставного капитала (УК) кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала устанавливается Банком России (Для вновь создаваемых КО и для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии (осуществление всех видов банковских операций), установлен минимальный размер УК – 5 млн. евро. и 1 млн. евро для банков с ограниченным числом лицензий, для дочерних КО иностранных банков не менее 10 млн. евро.). Уставный капитал составляется из величин вкладов ее учредителей или акционеров.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии должен быть мотивирован.

 

8. Организационная структура банка

Кредитная организация – банк – может быть создана на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и КО, располагающие средствами, необходимыми для внесения в уставный капитал.

Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена,т.е. иметь такое построение, которое позволит в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов.

Кредитные организации самостоятельно выбирают организационную структуру в зависимости от следующих факторов:

· законодательство;

· размер банка и масштабы его деятельности;

· юридический статус (реализация отношений собственности);

· специализация или универсализация деятельности.

В международной банковской практике наиболее распространены три вида организационных структур: линейная, многолинейная (штабная), линейно-штабная. Они базируются на двух основных принципах:

Ø субординация – инстанции органов управления, принимающих решения;

Ø функциональная направленность деятельности – разделение управленческих и исполнительских функций на всех уровнях.

Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций:

· кредитные;

· расчетные;

· кассовые;

· вексельные;

· фондовые (с ценными бумагами);

· межбанковские;

· с иностранной валютой;

· комиссионные (посреднические) и др.

Пример типовой организационной структуры коммерческого банка России:

Собрание акционеров (пайщиков), Наблюдательный совет Банка

Правление Банка, Председатель правления (Президент)

Служба внутреннего контроля, Кредитный комитет, Филиалы

Заместители Председателя правления, Отделы и службы банка

Общее собрание акционеров (пайщиков)является внешним органом управления банком.

Его исключительная компетенция:

v принятие Устава Банка и внесение в него изменений и дополнений;

v реорганизация банка;

v ликвидация банка;

v избрание Наблюдательного совета;

v избрание Председателя правления банка из числа членов Наблюдательного совета;

v формирование уставного капитала;

v утверждение годовых отчетов, распределение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков.

Наблюдательный советосуществляет общее руководство деятельностью Банка:

o определяет приоритетные направления деятельности;

o созыв общих собраний акционеров (учредителей);

o образование и контроль за деятельностью Правлений банка;

o утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности органов управления.

Исполнительные органы Банка –Правление и Председатель правления, осуществляют руководство текущей деятельностью банка и его филиалов.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банкаосуществляет служба внутреннего контроля (Положение «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» №242 от 16.12.03). Суть положения сводится к приближению внутреннего контроля к международным стандартам.