Лекция 5. Нравственная культура профессионала.

Тип лекционного занятия:проблемная лекция.

Конспект лекции:

1.Понятие нравственной культуры.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это объясняется характером их деятельности, ибо она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что, в свою очередь, предъявляет к сотрудникам органов высокие нравственные требования. Ведь даже в мирных условиях их деятельность часто сопряжена с риском для жизни. Следовательно, правоохранительные органы только тогда смогут решить поставленные перед ними задачи, когда их сотрудники при прочих равных условиях будут носителями высокой нравственной культуры.

Нравственные качества, входящие в понятие нравственной культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно военной, в деятельности спецслужб и правоохранительных органов. «Известно, что на войне, — писал прославленный русский военачальник М.Д. Скобелев, - нравственный элемент относится физическому как 3:1». Аналогичную мысль высказывал М.В. Фрунзе, который отмечал, что "армия с устойчивой мораль: будет армией непобедимой". Когда Ф.Э. Дзержинский говорил горячем сердце и чистых руках сотрудника ВЧК, то он имел виду прежде всего его высокие нравственные качества.

Особенно важно значение нравственной культуры в современных условиях, в условиях демократических перемен в стране, в армии, в спецслужбах и правоохранительных органах. Каждый сотрудник, стоящий на охране правопорядка, должен хорошо себе представлять ее сущность, содержание и структуру, основные пути ее формирования.

Термин "нравственная культура" образовался на базе двух понятий "нравственность" и "культура". Что такое нравственность было уже рассмотрено выше. А на понятии "культура", которое является более широким по содержанию, стоит остановиться подробнее.

Само слово "культура", как известно, происходит от латинского "cultura", что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъект том культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во всех этих случаях культура выступает как качественная характеристика, степень совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализации ей творческих потенций человека, насколько эта деятельности соответствует определенным требованиям и нормам.

Это верно и по отношению к нравственной жизни общества в целом, и каждого человека в отдельности. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в личных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей резко снизилась.

Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их сотрудников. Правда, верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили и тот факт, что многие из них на деле показали свою высокую нравственную культуру, свои прекрасные нравственные качества, а иные, выполняя свой служебный долг, к сожалению, отдали во имя блага Отечества самое дорогое — свою жизнь.

Культура сотрудника правоохранительных органов является Конкретизацией культуры личности, человека вообще. Следовательно, прежде чем дать ее определение, надо ответить на вопрос, что такое культура личности? Культура личности есть не что иное как социально значимый уровень развития сущностных сил человека, мера этого развития, степень реализации результатов его деятельности.

В структурном отношении культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок. С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что культура — это духовный Потенциал личности в действии.

Культуру личности можно представить и как единство внутренней и внешней культуры. Под внутренней культурой понимается духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целенаправленность и т.п.; под внешней — степень и форма Их реализации в повседневной деятельности, внешний облик, культура общения, определенные умения, навыки и приемы деятельности и поведения.

Культура как данность единства в то же время многоэлементна, многогранна. Она не есть, как уже отмечалось, какая-то отдельная сторона жизни общества или индивида. Это нечто целое рассматриваемое под определенным углом зрения, а именно — в стороны развития человека как субъекта деятельности. Культура представляет собой проявление сущности человека во всех сферах жизни: материальном производстве, социально-политической, духовной и других ее областях. И хотя человек может действовать в какой-то определенной сфере жизни, он тысячами нитей связан с другими ее сферами в качестве субъекта или объекта деятельности. Его культура в определенном смысле выступает как свое» образное единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетической и, само собой разумеется, профессиональной.

Перечисленные структурные элементы культуры, за исключением профессиональной, можно объединить понятием общей культуры, хотя какие-то ее составляющие несомненно входят и в содержание культуры профессиональной. В узком смысле слова под общей культурой понимается личностный уровень общего образования, владения языком, общетехнической подготовки, поведения, физического развития, проявляющийся интегративно в общей культуре, ценностных ориентациях, деятельности и общении.

Общая культура вбирает в себя все то, без чего человеку нельзя жить в социокультурной среде. Она представляет собой определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в знаниях, навыках, умениях, привычках, качествах» необходимых человеку в повседневной жизни. Это, наконец, уровень воспитанности человека, его умение должным образом вести себя как в профессиональной среде, так и вне ее.

Именно этой культуры сотрудникам часто не хватает. Это проявляется буквально во всем: в политических и идеологических воззрениях, на службе, в быту, в организационно-управленческой деятельности сотрудников правоохранительных органов, когда, скажем, спорящие по проблемам политики центр тяжести переносят на личные качества политиков, когда начальник "кроет матом" своих подчиненных, когда старший по званию «тычет» младшего, когда исполнитель спустя рукава относится к выполнению порученного дела и его начальник не взыскивает с него за это — все это и многое другое говорит об отсутствии элементарных навыков общей культуры.

Деление культуры на профессиональную и другие структурные элементы относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культуры. Например, для политического деятеля профессиональной Культурой является его политическая культура, для юриста — правовая. Но во всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.

Нравственная культура — это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств (черт), присущих людям определенного общества, класса, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, например, в политической культуре человека выражается его отношение к государственному и общественному строю, политическим партиям и движениям, к функционированию властных структур и т.п., а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к природе, обществу, самому челове­ку, к искусству с точки зрения прекрасного и безобразного, то нравственная культура той же личности реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном общении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, честь, совесть, справедливость и т.д.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура сотрудников правоохранительных органов совпадает с нравственной культурой граждан России. Она является показателем их нравственной зрелости, определенным уровнем развития нравственного сознания и поведения, в котором находят реализацию нравственные требования общества.

2. Структура нравственной культуры сотрудников.

Остановимся более подробно на структуре и содержании нравственной культуры личности: культуре нравственного сознания, культуре нравственных отношений и культуре общения. Безусловно, нравственная культура характеризуется определенным уровнем и содержанием нравственных знаний и чувств, убеждений, потребностей, нравственных качеств и норм поведения, привычек и навыков. Другими словами, нельзя говорить о нравственной культуре без соответствующего развития нравственного сознания.

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиций добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними.

Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовые сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Этические знания — это знания о сущности, содержании и структуре морали, ее происхождении и закономерностях развития ее социальной роли. Чем они обширнее и глубже, тем более обоснованно сотрудник может осуществить моральный выбор. Этические взгляды и принципы, нравственные потребности личности — плод глубокого осмысления социальной жизни с точки зрения нравственных категорий добра и зла, долга, чести и достоинства, совести и т.п. Нравственный идеал личности — это своеобразная персонификация общественного идеала при активной воздействии нравственных чувств. "Идеал — это путеводная звезда, — говорил Л.Н. Толстой. — Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни".

Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целый передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению. Культура нравственных потребностей - это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно II бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств.

Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного сознания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы морального сознания. Они формируются стихийно в процессе повседневной жизни. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется, впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится, дает волю рукам. Нравственные чувства весьма многочисленны и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие сводят в три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи их классифицируют исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль.

Например, интимные чувства — это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь.

Дружба и товарищество — безусловно интимные чувства. Дружба и товарищество, прошедшие через тяжелые испытания, трудные времена, когда и "хлеба горбушку и ту пополам", когда складывалась ситуация: "сам погибай, а товарища выручай", остаются на всю жизнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим людям, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности, национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию и многообразны по своему проявлению и представляют своеобразный сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны, динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабильны и не подвержены воздействию малосущественных, проходящих факторов.

Нравственные чувства в отличие от этических знаний непосредственно отражают те или иные стороны реальной действительности и порой оказывают существенное влияние на дела и поступки человека. Человек с хорошо развитой системой чувств безусловно богаче рационального сухаря. Но верно и другое: жить только чувствами нельзя. Они должны неизбежно контролироваться разумом. Иногда просто необходимо "наступить на горло собственной песне". Люди, не умеющие сдержать себя, импульсивные, действующие порой в состоянии аффекта, как правило, сожалеют о содеянном.

Однако на этом основании нельзя недооценивать положительной роли нравственных чувств. Они, обладая огромной побудительной силой, выступают мощными стимулами для совершения положительных поступков. Чувство любви распрямляет человека, придает ему дополнительные силы в борьбе с трудностями, заставляет быть лучше, постоянно совершенствоваться.

Словом, нравственные чувства человека — это его богатство. Но таковым они становятся, если они окультурены, управляемы. Культура нравственных чувств непосредственно говорит о глубине нравственной воспитанности человека, его нравственной культуре. Скудость и низкий уровень культуры нравственных чувств — причина многих жизненных неурядиц, неудач, а то и трагедий. Часто именно это обстоятельство ведет к эгоцентризму, создает вокруг человека атмосферу непонимания, пустоты. И наоборот: человек с развитой культурой чувств - это уважаемый человек, он коммуникабелен, снисходителен, с ним интересно и комфортно, с его мнением считаются, на него равняются в своем поведении.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества. Нравственные качества есть целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Принято выделять четыре группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Если первые три группы обнаруживаются практически у всех граждан, то последняя является "достоянием" воинов армии и флота, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. В соответствии с этим можно вычленить некоторые определяющие качества сотрудников правоохранительных органов.

Во-первых, это те качества, в которых проявляется их отношение к своему Отечеству, народу, его культуре и языку. Это прежде всего патриотизм. Даже деформации, допущенные в 1920-е — 40-е годы, гонения на патриотов в 1990-е не смогли погасить неискоренимого чувства любви россиян к своей стране, чувства национальной гордости, уважения к другим народам.

Особенно ярко патриотизм советских людей проявился в годы Великой Отечественной войны. Народ встал на защиту своей Родины, и в первых рядах бойцов были сотрудники правоохранительных органов. Они воевали в соединениях и частях НКВД на фронте, охраняли правопорядок в тылу, задерживали дезертиров.

Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, м нетерпимости к национальной и расовой розни.

Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в отношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действительное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпимость к обычаям, языку других народов. Не изжиты эти факты и в настоящее время.

Во-вторых, это развитое чувство долга и личной ответственности за порученное дело. Объектом деятельности сотрудников правоохранительных органов являются люди, их заботы, тревоги радости и печали, а порой и жизнь. Без величайшего чувства ответственности за порученное дело, без глубоко осознанном чувства долга сотрудник не может рассчитывать на эффективности своей работы. В этом смысле и спрос с него особый. Халатность, наплевательское отношение к делу, к судьбам людей недопустимы и должны встретить резкое осуждение.

В-третьих, это те нравственные качества, которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность — верный путь к нравственной деформации сотрудника.

В-четвертых, это нравственные качества, которые проявляются в экстремальных ситуациях: смелость, мужество, выдержи, бдительность, дисциплинированность, самообладание, готовность к самопожертвованию. Эти нравственные качества получили название морально-боевых. Без них сотрудник правоохранительных органов просто не может эффективно выполнять свои служебные обязанности, ибо работать ему приходится очень часто в экстремальных условиях: вызволять заложников, задерживать преступников и т.д.

В-пятых, это качество, характеризующее культуру общении сотрудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов обществ предъявляет в этом смысле особо жесткие требования. То, что они может простить рабочему, студенту, продавцу, короче, представителям многих других профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах.

Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравствен ной оценке. Нравственные отношения - это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением. Сначала они формируются в сознании личности, а обнаруживают себя в конечном счете в нравственном поведении. Нравственные отношения — это, по сути, процесс перехода моральных побуждений в моральное действие. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме и, наконец, по способу связи между людьми. По содержанию можно указать на нравственные отношения, существующие в системе экономических, политических, правовых, профессиональных, семейно-брачных и т.п. отношений. И во всех случаях они характеризуют именно нравственную сторону этих отношений: любовь к Родине, честность и порядочность в экономических расчетах, чувство чести и профессиональной гордости и т.д.

Форма нравственных отношений зависит от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Соответственно различным видам нравственного требования, отношение индивида к обществу каждый раз принимает особый характер. Помимо этого нравственные требования проявляются также в таких моральных категориях, как долг, честь, достоинство, совесть и т.д.

Наконец, следует сказать и о способах связи между людьми в процессе нравственных отношений. Нравственные отношения всегда предполагают как минимум отношения между двумя субъектами, но в действительности они, как правило, всегда многосторонни. Нравственные отношения — это поистине интегрирующий элемент морали, ее ведущее звено. Они соединяют воедино сознание и деятельность, играют решающую роль в регулировании отношений между людьми вообще. В нравственных отношениях наглядно проявляется их поведенческий характер.

Культура нравственного общения или поведения — это, в конечном счете, главный объективный показатель нравственной целости личности. Только определенный уровень совокупного развития морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения дает основания для того, чтобы назвать человека носителем высокой нравственной культуры.

3. Факторы - показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины

Факторы-показатели положительного морально-психологического климата в служебном коллективе, характеризующие его высокую нравственную культуру и, следовательно, его высокий нравственный потенциал:

1) хорошее психологическое и физическое состояние персонала;

2) разумно-целесообразное руководство и контроль;

3) высокий уровень профессиональной подготовки персонала;

4) чувство групповой сплоченности и взаимоподдержки;

5) доброжелательное отношение руководства к сотрудникам;

6) публичное одобрение успешно выполненных служебных задач и добросовестного выполнения служебных обязанностей;

7) открытое обсуждение решений руководства;

8) отсутствие слухов;

9) помощь руководству со стороны неформальных лидеров;

10) частичное делегирование властных полномочий сверху вниз;

11) практическое включение в руководство коллективом формальных лидеров.

Если же в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия ими его последующей профессионально-нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами-показателями морально-психологического климата в служебном коллективе:

1) скрытая критика условий труда;

2) скрытая критика указаний руководства;

3) неточное выполнение приказаний;

4) групповые сборища во время работы;

5) пустая трата рабочего времени;

6) опоздания и длительное отсутствие во время работы;

7) уход с работы ранее положенного времени;

8) отказ от работы в сверхурочное время;

9) распространение слухов;

10) небрежное обращение с оборудованием и техникой;

11) равнодушное отношение к эстетическому оформлению условий труда.

Появление факторов-показателей негативного морально-психологического климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего, конечно, у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов. Они служат как бы красными лампочками, предупреждающими о надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и всего служебного коллектива в целом. Эта деформация характеризуется следующими показателями:

1) формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным);

2) злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия);

3) терпимость к нарушениям служебной дисциплины и фактам невыполнения служебного долга;

4) халатное отношение к функциональным обязанностям;

5) формализм и упрощенчество при оформлении документации;

6) нарушения процессуального кодекса;

7) культивирование руководством наушничества и доносительства, разделение членов коллектива на "любимчиков" и "неугодных";

8) психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений);

9) приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности;

10) формирование двойной морали (для "своих" и для "чужих");

11) неразборчивость в средствах ("для достижения цели все средства хороши");

12) формирование атмосферы круговой поруки;

13) "усталость" от выполнения служебных обязанностей, по« рождающая равнодушие к интересам службы;

14) грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызванные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем;

15) бытовое разложение, пьянство.

Появление факторов — показателей профессионально-нравственной деформации, свидетельствует о том, что служебный коллектив (или сотрудник) серьезно болен и что это заболевание требует радикального лечения. В лучшем случае это ведет к снижению служебных показателей, увеличению количества жалоб, К внеплановым инспекторским проверкам и, как правило, к смене руководства коллективом, к потере коллективом надолго авторитета и к продолжительному пристальному вниманию к коллективу высшего руководства, которое, как известно, не делает службу более легкой. В худшем же случае это ведет к появлению ЧП, поскольку все эти факторы являются питательной средой и предпосылкой преступных деяний, реализующихся через следующие основные формы:

1) укрытие от регистрации и учета преступлений, их сокрытие из карьерных или корыстных соображений;

2) грубые нарушения законности при одобрительном отношении к этому многих членов служебного коллектива;

3) разглашение служебной тайны;

4) своекорыстное использование служебного положения, коррумпированность, взяточничество;

5) сращивание с преступным миром, предательство интересов службы;

6) групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.).

Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом. Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторов нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины):

1. Внутренние причины нравственной деформации:

а) негативный пример руководства;

б) перегруженность работой;

в) наличие "потолка" (предельного звания по должности);

г) низкая нравственная воспитанность коллектива;

д) низкая правовая культура коллектива, "правовой нигилизм";

е) низкий уровень воспитательной работы;

ж) негативное "воспитательное" воздействие преступной среды;

з) негативное воздействие семьи (там, где это есть);

и) изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная "кастовость" органов;

к) неудовлетворенность материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда;

л) неудовлетворенность условиями труда;

м) несоответствие уровня квалификации занимаемой должности;

н) конспиративность служебной деятельности (отсутствие общественного контроля).

2. Внешние причины нравственной деформации:

а) социальная нестабильность;

б) кризис социальных, идейных и нравственных идеалов;

в) коррумпированность чиновничества, сотрудников управленческих аппаратов;

г) правовой беспредел в обществе, война законов, расхождения в толковании законов, неисполнение законов;

д) преобладающая установка в обществе на прагматические приоритеты;

е) низкая социально-правовая и экономическая защищенность сотрудников правоохранительных органов;

ж) негативное освещение деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации и в произведениях литературы и искусства;

з) низкий социальный престиж правоохранительных органов;

и) выполнение сотрудниками органов несвойственных им функций.