Банковский маркетинг и банковский менеджмент.
Риски в банковской деятельности.
Трастовые (доверительные) операции банков.
Активные операции коммерческих банков.
Пассивные операции коммерческих банков.
Классификация банковских операций.
ТЕМА 18. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ОПЕРАЦИИ
Нормативные и законодательные акты:
1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2.12.1990 г. № 395-1 (в ред. Федерального закона от 2.11.2007 г. № 248-ФЗ).
2. Об утверждении инструкции «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации»: Приказ ЦБ РФ от 2.07.1997 г. № 02-287 (в редакции Указания ЦБ РФ от 23.03.2001 г. № 938-У).
- 1 -
Согласно ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо вышеперечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
- 2 -
Пассивные операции – это операции по формированию банковских ресурсов, они имеют большое значение для банка. Ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Кроме того, стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка.
Существуют следующие формы пассивных операций:
1. Формирование собственных ресурсов, которые принадлежат непосредственно банку и не требуют возврата.
2. Формирование привлеченных ресурсов. По этим операциям у банка возникают обязательства перед вкладчиками и банками-кредиторами.
Ресурсы коммерческого банка – это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций.
В структуре ресурсов всех коммерческих банков большую долю занимают привлеченные ресурсы. Этим коммерческие банки отличаются от других субъектов экономики. На долю собственного капитала банка приходится от 10 до 30% всех ресурсов.
В общей сумме банковских ресурсов привлеченные средства занимают преобладающее место. Все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом:
1. Депозиты – денежные средства, внесенные в банк клиентами: частными и юридическими лицами (составляют основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков).
По экономическому содержанию депозиты можно разделить на:
– депозиты до востребования;
– срочные депозиты;
– сберегательные депозиты;
– ценные бумаги.
Депозиты до востребования представлены различными счетами, с которых их владельцы могут получать наличные деньги по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов.
Срочные депозиты и сберегательные вклады представляют наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов. Срочные депозиты – это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок. Они подразделяются на:
· собственно срочные депозиты;
· депозиты с предварительным уведомлением об изъятии средств.
Сберегательные счета (вклады)не имеют фиксированного срока. Наиболее распространенными видами персональных депозитных счетов является сберегательный вклад с книжкой, для которого характерно:
· отсутствие фиксированного срока хранения денежных средств;
· не требуется предупреждения об изъятии средств;
· при внесении и снятии денег со счета предъявляется сберегательная книжка, в которой отражается движение средств.
Ценные бумаги представлены в основном векселями и облигациями банков.
2. Недепозитные привлеченные средства – это средства, которые банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: межбанковские кредиты, межбанковские депозиты, учет векселей и получение ссуд у центральных банков, операции репо (продажа ценных бумаг с обратным выкупом) и др.
- 3 -
Активные операции – это операции по размещению банковских ресурсов. Их роль для любого коммерческого банка очень велика. Именно с помощью активных операций банки могут направлять высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности денежные средства тем участникам экономического оборота, которые нуждаются в капитале, обеспечивая перелив капиталов в более перспективные отрасли экономики, содействуя росту производственных инвестиций, стабильному увеличению промышленного производства и расширению жилищного строительства.
Активы коммерческого банка – это статьи бухгалтерского баланса, отражающие размещение и использование ресурсов коммерческого банка. Банковские активы образуются, как правило, в результате активных операций, т.е. размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, поддержания ликвидности и обеспечения функционирования банка.
Активы коммерческого банка по экономическому содержанию можно разделить на четыре категории:
– кассовая наличность и приравненные к ней средства – свободные резервы;
– инвестиции в ценные бумаги;
– кредиты предоставленные и средства, размещенные и виде депозитов в банках и других кредитных учреждениях, в т.ч. в Банке России;
– здания и оборудование – материальные и нематериальные активы самого банка.
- 4 -
Доверительными (трастовыми) считаются операции, предполагающие управление ценностями клиента (траст в переводе с английского означает доверие). Отношения по поводу траста возникают в результате соглашения, заключаемого между банком и клиентом о передаче средств или имущества доверенному лицу (банку, который распоряжается ими в интересах клиента). Данные отношения возникают между учредителем траста, доверительным собственником (распорядителем) и бенефициаром. Учредитель траста(или его основатель) - физическое или юридическое лицо, основавшее траст и (или) передавшее в него определенное имущество. Распорядителем траста является лицо, назначенное учредителем для управления этим имуществом. Лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении траста, называется бенефициаром. Им может быть как третье лицо, так и сам учредитель траста.
Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
- 5 -
Риск – это ситуативная характеристика деятельности любого производителя, в том числе банка, отображающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риск выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потеря прибыли и возникновение убытков вследствие неплатежей по выданным кредитам, сокращения ресурсной базы, осуществления выплат по забалансовым операциям и т.д.
Банковские риски бывают внешними и внутренними. К внешним относятся риски непосредственно не связанные с деятельностью банка, они делятся на 2 группы:
1. Риски ликвидности, которые включают:
- риск пролонгации, когда вклады отзываются до их срока (депозитный риск);
- риск срока, когда кредит не возвращается в срок (кредитный риск);
- риск новых, непланируемых кредитов;
- риски по новым видам деятельности: лизинговые, рыночные и др.
2. К рискам успеха относятся:
- отраслевой риск;
- страновой риск;
- процентный риск;
- валютный риск и пр.
Внутренние риски обусловлены технико-организационной сферой деятельности банков и их организационной структурой. Выделяют 3 вида внутренних рисков:
1. Риски персонального вида (риски сотрудников), т.е. кадровые риски.
2. Риски материально-технического вида.
3. Структурно-процессуальные риски представлены взаимодействием рисков первого и второго вида.
- 6 -
Банковский маркетинг - это процесс, который включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса.
Основными задачами банковского маркетинга являются:
1. Прогнозирование требований покупателей и изучение спроса на банковский продукт.
2. Выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям покупателей.
3. Установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции.
4. Повышение имиджа банка и доли финансового рынка, контролируемого данным банком.
Банковский менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов особых принципов, функций и методов.
Особенностью управления банковской деятельности является широта сферы управления и наличие значительного риска при выполнении денежных операций. Поэтому в банке применяется принцип коллективного принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кредитных операций между головным банком и его филиалами.