Краткая биография (где родился, где учился, что ему нравилось в архитектуре).

Кендзо Тангэ (4 сентября 1913 - 22 марта 2005 г.) родился и вырос на сельском острове Сикоку. Школьные годы его прошли в Хиросиме. Как ни странно, в молодости Кендзо не планировал становиться архитектором. Профессию он выбрал, когда в 1930-е увидел проекты Ле Корбюзье в одном из японских журналов.

Обучался городскому планированию и инженерии в Токийском императорском университете с 1935 года, а в 1974 году он вновь решил получить образование все в том же университете. Деятельность Тангэ начиналась в тяжелый для японского народа период свертывания мирного строительства. В первые послевоенные годы молодой архитектор основал учебную студию Tange Laboratory и создал несколько градостроительных проектов. Международное признание он получил, став автором генерального плана восстановления Хиросимы после атомной бомбардировки 6 августа 1945 г. В 1961 году Кендзо Тангэ возглавил группу URTEK (урбанисты и архитекторы), которая стремилась соединить воедино архитектуру с теорией. Характерная особенность стиля Тангэ - соединение традиционной японской и западной эстетики. Это заметно в его самых лучших работах - парке и Центре мира в Хиросиме, пресс-центре в Кофу и аренах- близнецах в Токио, которые называют самыми прекрасными сооружениями XX века. Его здания построены в Японии, США, Австралии, Югославии, Нигерии, деловых кварталах Болоньи и Неаполя, Сингапуре и Бахрейне, Тегеране и Сицилии. В 1994 году 80-летний Тангэ приезжал в Москву, чтобы обсудить проект реконструкции Большого театра. В России ему торжественно вручили почетный диплом академика Российской академии архитектуры и лицензию на право строительства в Москве, которой архитектор не воспользовался. Лауреат Притцкеровской премии (1987). Скончался 22 марта 2005 года в возрасте 91 года.

Основой его творчества является не проектирование зданий и комплексов, а создание полнокровной, многофункциональной градостроительной и архитектурной среды, способной к трансформации и росту. Философия архитектора Кендзо Тангэ основывалась на том, что города должны представлять собой мегаструктуры, где строительство и транспортная система является единым организмом. Многие десятилетия Тангэ был профессором Токийского университета. Он публикует литературные труды, где рассматривает тему традиций и их роль для творчества современного художника. Влияние Тангэ на архитекторов современной эпохи огромно. В конце 80-х годов в его компании работали более 130 архитекторов по всему миру. Особенностью фирмы Тангэ являлось то. что она была не только коммерческой организацией, но и школой для архитекторов. Он смог связать восточную архитектуру с ритмом и образом современной западной жизни, не только создав своеобразие японской школы современной архитектуры, но и сделав европейцев и американцев своими подражателями. При этом мэтр всегда умел тактично и мудро провести глубоко личную идею, не ущемляя проявления индивидуальности других архитекторов. Проектируя здания, Тангэ держал в уме не только то, как они будут выглядеть в глазах прохожего или посетителя, но и встраивал их в окружающий ландшафт. Интересно, что построенный мастером Токийский Кафедральный собор напоминает о своем религиозном предназначении только с высоты птичьего полета: с неба силуэт здания выглядит как крест. Вершиной творческой карьеры Тангэ считается комплекс спортивных сооружений, построенный к Олимпийским играм 1964 года, проходившим в Токио. Несмотря на внешний футуризм и нарочитый модернизм, вся среда вокруг спортивных залов сохраняет дух и характер типичного японского сада, с его композициями из камня, культом отдельных деревьев и кустов. В творчестве Тангэ постоянно реализуется принцип, когда архитектура становится элементом искусственной природы, то есть искусственно созданное вступает во взаимодействие с природой, и это взаимодействие должно стать максимально органичным. И в этом одна из особенностей современной японской архитектуры, созданной Кензо Танге. Невозможно представить многие из его произведений вне Японии. Плодотворный период для Тангэ - 60-70 годы XX века.

Архитектор работает над проектом Всемирной выставки ЭКСПО-70 в Осаке и одновременно руководит целой серией архитектурно-градостроительных проектов. Среди них - генеральный план спортивного парка в Нью-Йорке, генеральные планы центра Киото, города Мориока, спортивный центр и аэропорт в Кувейте, вокзал в Скопье. Тангэ постепенно изобретал новую пластику бетона, превращая здание из машины в скульптуру. Творческим кредо Кендзо Тангэ было достижение гармонии между природой и искусственной средой, к которой он стремился во всех своих работах.

 

3.Творчество - его самые знаменитые архитектурные проекты, характерно показывающие его неповторимый архитектурный почерк. И краткий анализ этих произведений. Как повлияла на него культурная среда того времени.

 

В творчестве Тангэ чётко прослеживается двойственность, так характерная для японской культуры вообще. Способность к ассимиляции европейского художественного и культурного опыта и преломлению его через японские традиции и созерцательность.

Весьма удачным примером такого союза европейской идеи и японского воплощения можно считать здание Токийской Мэрии. Это целый комплекс из трех зданий в токийском районе небоскребов Синдзюку. Основное здание с двумя башнями (высота 243 метра) своим силуэтом напоминает футуристический готический собор. Вообще многие создания мастера выглядят, как будто сошли с экрана фантастического фильма, рассказывающего о жизни внеземных цивилизаций.

Человек, впервые попавший в Токио также не может оставить без внимания здание Фудзи ТВ. Fuji Television была основана 18 ноября 1951 года. 1 марта 1959 года Fuji TV начало телевещание и создало сеть совместно с Tokai TV, Kansai TV и Kyushu Asahi Broadcasting в июне. В октябре 1966 года была сформирована новостная сеть обмена новостями с местными станциями под названием FNN (Fuji News Network). 1 апреля 1986 изменился логотип. Футуристическое здание ФУДЗИ ТВ (FUJI TELEVISION) высотой 125 метров. Внутри массивной сферы - смотровая площадка. Это огромное здание очень легкой конструкции, издалека напоминает космический корабль. Расположена штаб-квартира одной из крупнейших японских телекомпаний также в знаковом месте. На Одайба. Одайба - искусственно созданный остров в Токийском заливе. В то время как мегаполис задыхался от нехватки свободной земли, на градостроительном совете было принято решение создать несколько искусственных островов в заливе. Сложная композиция его криволинейных, взметнувшихся вверх покрытий воспринимается как гигантская абстрактная скульптура, завязывающая новый планировочный узел в общей панораме японской столицы.

Вообще, К. Танге был выдающимся знатоком не только истории, но и философии исторической японской храмовой архитектуры. По этой тематике он опубликовал многочисленные эссе, часть которых вошла и в посвященную архитектору монографию, вышедшую в СССР в 1976 г. Что было делом крайне необычным, почти исключительным, так как публикация монографий о зарубежных архитекторах в СССР была большой редкостью. В этом можно увидеть объективную невозможность замолчать гений архитектора и интереснейший феномен быстро развивающейся современной японской архитектуры в том числе и у нас в стране, не говоря уже о странах Запада, где К. Танге с начала шестидесятых годов прошлого века стал одним из самых публикуемых архитекторов.

return false">ссылка скрыта

Своеобразное обращение к семантическим знакам национальной культуры отчасти заметно в здании штаб-квартиры школы икебана Согэцу в Токио (1956 г.), где сама композиция здания вызывает ассоциации с минималистинностью искусства составления букетов.

Одна стеклянная стена здания асимметрично выступает над другой, а интерьеры внутри напоминают пространство традиционного японского дома. Пространство это полностью выражает значение и роль личности в японской культуре. Интерьер дома с помощью внутренних перегородок — фусума легко может быть разделен на отдельные помещения, которые можно использовать по-разному в зависимости от ситуации. Но он (интерьер) всегда лишен стабильных замкнутых ячеек, где человек мог бы ощутить себя изолированным от других. Даже глава семьи никогда не имел собственного обособленного помещения. Структура дома, ориентированного на природные ритмы, не предусматривает личностных интересов его обитателей. Иначе говоря, в традиционном доме не было личностного пространства, что соответствовало самоощущению человека лишь как органичной части вселенной.

 

 

 

 

Идея традиционного дома в ее знаковой функции чрезвычайно важна для японского архитектора и не исчезает даже при всей своей конфликтности с принципами современного градостроительства.