Государственное регулирование инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции.

Разновидности инфляции.

Факторы, влияющие на инфляцию.

Понятие и сущность инфляции.

ТЕМА 6. ИНФЛЯЦИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

- 1 -

Инфляция представляет собой процесс обесценения бумажных денег вследствие нарушения законов денежного обращения. Она проявляется в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них, в обесценении денег. Т.е. инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – вздутие) впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист А. Делмар.

Однако явление инфляции, понимаемой как обесценение денег, снижение их покупательной способности, исторически возникло вместе с рождением самих денег в виде монет. Первичным проявлением инфляции стали чеканка властями или отдельными лицами (фальшивомонетчиками) избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуск их в обращение по номиналу полноценных. Так поступали правители Древней Греции и Древнего Рима.

В эпоху позднего средневековья широко практиковалась замена государствами и городами серебряных монет медными при сохранении прежнего денежного номинала. Такая операция, приносившая крупный доход властям, вызывала сильную инфляцию медных денег, являвшихся лишь символами действительных денег – серебряных. Например, медный бунт 25 июня 1662 г.

С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной.

Современная инфляция обусловлена противоречиями в процессе воспроизводства, т.е. в сфере производства и реализации, а также в сфере денежного обращения, кредита и финансов.

Первопричины инфляции – диспропорции между различными сферами экономики:

¨ накоплением и потреблением;

¨ спросом и предложением;

¨ доходами и расходами государства;

¨ денежной массой в обращении и потребностями экономики в деньгах.

 

- 2 -

На инфляцию влияют внутренние и внешние факторы.

Внешние:

1) Приток иностранной валюты в страну в обмен на национальную валюту вызывает необходимость дополнительной эмиссии национальных платежных средств.

2) Падающий курс национальной валюты приводит к повышению импортных цен и способствует росту общего уровня цен в стране.

3) Ввоз пользующихся высоким спросом импортных товаров, более дорогих по сравнению с аналогичными национальными товарами, способствует удорожанию последних посредством механизма «подтягивания» уровня цен.

Внутренние:

1) Милитаризация экономики – рост денежной массы при относительном обеднении рынка потребительских товаров и услуг.

2) Деформированность структуры экономики. В случае чрезмерного развития отраслей тяжелой и добывающей промышленности их работники, не создавая непосредственного товаров непроизводственного назначения, выходят на потребительский рынок с высоким уровнем доходов. Создается избыточный спрос при отставании предложения необходимых и потребительских товаров, т.е. нарушается равновесие товарной и денежной массы.

3) Несбалансированные инвестиции приводят к перепроизводству одних товаров и дефициту других, что усиливает диспропорции в экономике.

4) Монополизм в экономике. Естественные, экономические, искусственные монополии имеют возможность повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств.

5) Экстраординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера (требования профсоюзов о росте зарплаты, забастовки, нарастание политической и экономической нестабильности).

6) Дефицит бюджета – широкое использование внутренних заимствований на цели его покрытия способствует увеличению денежной массы в обращении, а следовательно, повышению цен.

- 3 -

Существуют следующие разновидности инфляции.

По степени охвата:

1. Локальная – имеет место в отдельных странах.

2. Мировая – охватывает большинство стран.

По степени проявления:

1. Ползучая – цены растут медленно, но неуклонно, среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10%.

2. Галопирующая – рост цен происходит стремительно и скачкообразно, среднегодовой тем прироста цен составляет 5-10%.

3. Гиперинфляция – среднегодовой темп прироста цен составляет боле 100% в год.

По формам проявления инфляция бывает:

1. Открытая характерна для рыночных отношений, ее характеризует постоянное повышение цен.

2. Скрытая (подавленная) возникает в условиях жесткого регулирования цен и доходов. Данная форма инфляции проявляется в обострении товарного дефицита, ухудшении качества продукции (при тех же ценах).

По способу проявления:

1. Инфляция спроса. Превышение спроса на товары над предложением вызывает рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников. Этот рост обусловливает следующий виток повышения спроса, что на новом уровне поднимает цены. Как правило, данный тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости. Инфляция спроса вызывается следующими факторами: милитаризация экономики и рост военных расходов, дефицит гос. бюджета и рост внутреннего долга, чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность и др.

2. Инфляция издержек. В ее основе лежит рост производственных издержек. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, требуется индексация зарплаты. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли. Желание сохранить прибыль требует повышения цен. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен.

3. Структурная инфляция сочетает инфляцию спроса и инфляцию издержек.

4. Инфляция предложения связана с недоиспользованием производственных ресурсов, которое приводит к сокращению выпуска продукции. Это приводит к росту издержек на единицу продукции, что влечет за собой сокращение прибыли и объема продукции, которое предприятие готово предложить при существующем уровне цен. Если степень эластичности спроса по цене позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно уменьшится предложение товаров и увеличится цены.

5. Кредитная инфляция – инфляция, вызываемая чрезмерным кредитованием экономики.

 

- 4 -

Инфляция проявляется в обесценении денег по отношению к товару, золоту и иностранной валюте. Цены на товары и золото растут, курс национальной валюты по отношению к иностранной падает.

Инфляция вызывает следующие последствия:

1) Усиливает диспропорции в экономике, например, рост цен на услуги опережает рост цен на товары.

2) Вызывает перелив капитала и кадров из реального сектора производства в торговлю и посреднические операции, что ведет впоследствии к замедлению экономического роста; одновременно нарастают спекулятивные операции.

return false">ссылка скрыта

3) Происходит обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств бюджетной системы; обесценение аморт. отчислений, что затрудняет воспроизводственный процесс.

4) Искажает структуру покупательного спроса. Рост цен порождает бегство от денег к ценным товарам.

5) Отрицательно влияет на международные экономические отношения. Подрывает конкурентоспособность национальных фирм-экспортеров. Инфляция поощряет ввоз товаров из-за границы, ведет к устремлению капитала за границу в поисках более прибыльного предложения, начинается отлив и иностранных капиталов.

6) Нарушает функционирование денежно-кредитной системы – обесценение денег подрывает стимулы к накоплению, поэтому происходит сокращение ресурсов кредитно-финансовых учреждений. При инфляции невыгодно предоставлять кредиты. Кредиторы несут потери, получая долги в обесцененных деньгах.

7) Отрицательно влияет на все звенья государственной системы (гос. бюджет) – происходит обесценение налоговых и других поступлений в казну.

8) Происходит перераспределение доходов между отдельными физ. лицами, группами населения, сферами производства, регионами, государством и др. наибольший ущерб инфляция наносит лицам с фиксированными доходами – пенсиями, пособиями, стипендиями, зар. платой бюджетников.

 

- 5 -

Денежно-кредитная политика государства. Для ограничения банковских кредитов периодически может повышаться учетная ставка ЦБ. Контроль за ресурсами банков происходит с помощью системы обязательных резервов, операций на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) и системы рефинансирования (кредитование ЦБ РФ коммерческих банков).

Применяется таргетирование – установление ЦБ РФ ориентиров роста денежной массы и банкие ЦБ РФ коммерческих банков).

Применяется таргетирование – установление ЦБ РФ ориентиров роста денежной массы и банковского кредита.

Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Существует 2 основных линии антиинфляционной политики:

1. Дефляционная политика или политика «дорогих денег» (регулирование спроса) – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Особенность ее действия – замедление экономического роста и даже кризисные явления.

2. Политика доходов (регулирование издержек) предполагает параллельный контроль над ценами и зарплатой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. Недостатки данной политики в том, что замедление роста цен вызывает дефицит некоторых товаров, рост цен сдерживается лишь на определенное время, с отменой ограничений он снова ускоряется.

Конкурентное стимулирование производства(политика налогового стимулирования производства)включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

Кроме того, методами борьбы с инфляцией является проведение денежных реформ (тема 5 «Денежная система»).