Катарсис и катарсическая функция искусства
Научно-исследовательская работа
На тему: «Катарсическая функция искусства на примере лирического произведения сюрреализма»
Выполнила: студентка 385 группы
Антоненко Екатерина
Принял: доктор философских наук
профессор кафедры
философии и политологии
Мурашкин Михаил Георгиевич
Днепропетровск
Содержание
1. Катарсис и катарсическая функция искусства.
2. Сюрреализм.
3. Лирика и лирическое произведение.
4. «Поэтический орфизм» Гийома Апполинера: Зарезанная голубка и фонтан.
· В искусстве функция компенсационная противостоит функции катарсической.
· Пифагорейцы рекомендовали музыку для очищения души.
· Аристотель теоретически обосновал такие понятия эстетики как мимезис, калокагатия и канон.
Катарсис и катарсическая функция искусства
«Катарсис - очищение, понимается как очищение от аффектов. Катарсическая функция - это психотерапевтическая функция в искусстве.
В античности эстетическое с его катарсическим эффектом представлено в иерархии уровней. Например, красота (по Плотину) имеет такие уровни: на высшем уровне красота -это трансцендентное (единое), ниже уровень - ноуменальное, еще ниже уровень - материальное.
Музыка дает катарсис. Некоторые музыкальные лады направленно воздействуют на психику человека, на психику слушателя. Поэтому под катарсисом понимали способ очищения души с помощью музыки (Ямвлих). Определенные мелодии и ритмические звуки излечивают человеческие страсти (Пифагор). Также музыкой можно исправить пребывающие в человеке испорченные нравы (Пифагор). Результатом воздействия мелодии и ритмических звуков является восстановление изначальной гармонии в человеческой душе (Пифагор) .
Душа очищается от страстей. Для этого Пифагор использовал различные мелодии, последовательно их выстраивая по типу правильного смешения лекарств. Это было музыкальным исцелением, при котором исправлялись человеческие нравы и образ жизни.
Истинное понималось как очищение от всех страстей (Платон). Для получения очищения применялись такие средства как справедливость, мужество, рассудительность и разумение (Федон). Производилось очищение души от всего телесного. Через очищение души от телесного можно иметь истинное познание.
Назначение трагического искусства Аристотель видел в катарсисе (очищении от аффектов). Трагедия является подражанием действию, действию важному, то есть содержательному (Аристотель). Именно посредством действия, путем сострадания и страха происходит очищение от аффектов (Аристотель). Когда совершается драматическое действие, то взамен страха человек получает осознанный страх. Когда совершается драматическое действие, то сострадание обретает истинность в человеке. При восприятии драматического действия подавленное настроение человека сменяется на гармоничное настроение, на настроение уравновешенности. В целом, при совершении драматического действия, человеческое сознание очищается от аффектов.
Катарсис дает гармоническое (И.В. Гете). Он умиротворяет (Г. Гегель). Катарсис примиряет противоречия (Г. Гегель) .
Катарсис является одной из главных целей искусства. То есть искусство очищает, когда ужас и мучительное страдание приводит человека к возвышающему, приводит к освобождающему потрясению. Очищение и освобождающее потрясение и есть конечный пункт катарсиса и всякого искусства. Катарсис - это очищающее потрясение, отторгающее все устаревшее, незначительное, освобождающее человека для главного» [Мурашкин М.Г. Записи 2002 года, Днепропетровск, 2008.С.63].