План по производству продукции предприятия.
Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.
Тема9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ.
Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях на определенный период.
Производственная программа включает следующие основные разделы:
«План по производству продукции предприятия»
«План выпуска продукции на экспорт»
«План по повышению качества продукции»
«План реализации продукции»
При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность. При разработке производственной программы учитываются потребности регионального и мирового рынков, общая рыночная ситуация, состояние конкурирующих предприятий и отраслей.
В качестве исходных данных при разработке производственной программы используют:
– уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции;
– результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
– данные по спросу на продукцию предприятия;
– сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;
– сведения о долях продукции предприятия в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества;
– сведения об объеме реализации продукции предприятия за предыдущий период по месяцам (кварталам);
– расчеты производственной мощности предприятия;
– прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
– решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
Рассмотрим содержание основных разделов производственной программы.
При подготовке плана производства обычно рассчитывают объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении,который определяется по формуле:
N пр. = N пост. – О н.скл. + О к.скл. + N вн.
где N пр.– объем поставки изделия в натуральном выражении;
Он.скл. и Ок.скл.– остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; При этом остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета, а также прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта продукции в следующем плановом периоде.
N вн. – количество изделий для внутреннего потребления.
План производства продукции в стоимостном выражении определяется в показателях валовой, товарной и чистой продукции.
Товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера).
Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы.
Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений.
Также в рамках производственного плана предусматривают задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, с указанием конкретных сроков замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.