Денежно-кредитное регулирование

Функции Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение сле­дующих функций:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их обращение;

• быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций, организовывать систему рефинансирования;

• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Фе­дерации;

• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

• выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

• регулировать прохождение валюты, включая операции по покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с ино­странными государствами;

• организовывать и производить валютный контроль как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного ба­ланса Российской Федерации;

• в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материа­лы и статистические данные;

• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными за­конами.

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Фе­дерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кре­дитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денеж­но-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он созда­ет определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих бан­ков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особеннос­ти кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функциониро­вания центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и мето­дов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на пред­почтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере не­редко переплетаются. Например, в США важным органом, контроли­рующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федераль­ной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США на­делены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Кор­порация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на пра­во совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использова­нию капитала, компетентность руководства, а также точность марке­тинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называ­ются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляет­ся возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку раз­ные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредит­ные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регу­лирования.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной по­литики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимаю­щих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение опре­деляется тем, что только эти кредитные институты в английской бан­ковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень вы­годно последнему, так как в Великобритании задача размещения каз­начейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Ан­глии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного сотрудничества между банковской си­стемой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредит­ных институтов. Законодательством страны центральному банку пред­писывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных на­правлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероп­риятий. Практика подобного рода способствует установлению хоро­ших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контак­ты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский на­циональный банк.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с националь­ной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого феде­рального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей террито­рии, наличностью, а также выполнение функций контор национально­го клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка вы­ступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наибо­лее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые пред­ставляют собой ядро банковской системы.