ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА 1: Ведение безопасности банковской деятельности

Понятие безопасности, угрозы и опасности

Безопасность банка - это его текущее и перспективная защищенность от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера.

Угроза - это возможность или вероятность проявления опасности.

Угрозы бывают:

• прямыми и косвенными;

• открытыми и скрытыми;

• реальными и мнимыми; (мнимые - когда сотрудник подозревается в том, что он собирается обворовать счета клиента)

• простыми и сложными;

• Постоянными и переменными; (пост- например взлом хакеров; переменные - невозврат кредитов)

• Близкими (сегодня/завтра) и дальними (по временной отдаленности ее возможной реализации);

• Умышленными и неумышленными

Простые - это когда инициатор угрозы испытывает трудности при ее реализации.

Сложные - это когда эти трудности преодаливаются.

 

Угроза безопасности банковской деятельности - это событие, действие, процесс или явление, которое посредством воздействия на людей, материальные ценности и информацию может привезти к нанесению ущерба банку, остановку ее деятельности.

Опасность - форма проявления или практическая реализация угрозы

 

Предметная реализация угроз безопасности банка

А: по признаку целевой направленности определяются угрозы:

• разглашение конфиденциальной информации, которая может нанести банку ущерб в форме ухудшения его конкурентной позиции, имиджа, отношения с клиентом или вызвать санкции со стороны государства

• имуществу банка в форме его хищения или умышленного повреждения, а также сознательного провоцирования к осуществлению или непосредственного осуществления заведомо убыточных финансовых операций

• персоналу банка, реализация которой способна ухудшить состояние кадрового направления деятельности, например, в форме потери ценного специалиста, или возникновение трудовых конфликтов

 

Б: по инициатору угроз выделяются угрозы:

1. Со стороны государства в лице БР - усиление надзора, повышение эк требований

2. Со стороны клиентов - в случае, если философия бизнеса клиента не совпадает с банковской и возможно реализуется с нарушением тех или иных законов, либо эта философия основывается на безответственных и непродуманных действиях.

3. Со стороны партнеров банка - в случае, если партнеры не выполняют принятые на себя обязательства перед банком либо их репутация, имидж и действие негативно отражаются на репутации и деятельности банка

4. Со стороны конкурентов, т.е отечественных и зарубежных банков, стремящихся к усилению собственных позиций на соответствующем рынке путем использования методов недобросовестной конкуренции, например, экономического шпионажа, переманивания высококвалифицированных сотрудников, дискридитации соперников в глазах партнера и государства.

5. Со стороны криминальных структур и отдельных злоумышленников, стремящихся к достижению собственной цели, находящихся в противоречии с интересами конкретного банка. Пример, захват и контроля над ним, хищение имущества, нанесение нового ущерба.

6. Со стороны нелояльных сотрудников банка, осознонно наносящих ущерб его безопасности ради разрешения личных целей. Например, улучшение материального положения карьерного роста, мщение работодателю за реальные или мнимые обиды и тп

 

В: По экономическому характеру выделяются угрозы

1. Имущественного характера, наносящие банку прямой финансовый ущерб. Например, похищенные денежнве средства и товарно-материльные ценности, сорванный контракт, примененные штрафные санкции

2. Неимущественного характера - точный размер ущерба, под реализацией которых обычно невозможно определить, например, сокращение обслуживаемого рынка, ухудшение имиджа банка в глазах его клиентов и деловых партнеров, утеря ценного специалиста

 

Г: По вероятности практической реализации выделяются угрозы

1. Потенциальные угрозы - практическая реализация которых на конкретный момент имеет лишь вероятностный характер (соответственно, у субъекта управления есть время на их профилактику или подготовку отражения)

2. Реализуемые угрозы - негативное воздействие которых на деятельность субъекта управления находится в конкретный момент в различных стадиях развития, соотвественно, у субъекта имеются шансы на их оперативное отражение в целях недопущения или минимизации конечного ущерба.

3. Реализованные угрозы - негативное воздействие которых уже закончен и ущерб фактически нанесен (соответсвенно, субъект управления имеет возможность лишь оценить ущерб, выявить виновника и подготовиться к отражению подобных угроз в дальнейшем)

 

ТЕМА 2: Безопасность при работе с наличными денежными средствами

1. Материальная ответственность кассового работника

Материальная ответственность - это обязанности работника возместить банку ущерб нанесенным его противоправным поведением (действием или бездействием) в пределах, установленных законом.

 

Ответственность за ущерб, причиненный при исполнении служебных обязанностей, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника в размере прямого действительного ущерба, но не более его среднего месячного заработка (за искл случаев, усмотренного законодательством):

1)Когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда (т.е с возбуждением уголовного дела)

2)Когда в соответствии с законодательным перечнем должностей, несущих полную материальную ответственность, работник, занимающий одну из этих должностей подписал соответствующий договор (кассиры операционных касс, работники службы материально-технического снабжения и тд, кроме сотрудников экономической, юридической служб банка, бухгалтеров, операционистов)

 

По договору материальной ответственности кассовый работник обязуется:

• бережно относится к переданным ему материальным ценностям

• своевременно сообщать администрации о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей

• вести учет и участвовать в проверках вверенных ему ценностей

 

Для безопасной работы кассир должен знать:

1)нормативные и правовые акты, положения, инструкции и др документы по ведению кассовых операций

2)формы кассовых и банковских документов

3)правило приема, выдачи учета и хранения денежных средств и ценных бумаг

4)порядок оформления приходных и расходных документов

5)лимиты остатков кассовой наличности

6)порядок ведения кассовой книги и отчетности

7)правило эксплуатации вычислительной техники

8)правило внутреннего трудового распорядка

 

Банк обязан:

• создать работнику условие, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных ему ценностей

• ознакомить работника с необходимой документацией, нормативами и правилами хранения, приема, выдачи и обработки денежных средств

 

Кассовый работник имеет право:

1)знакомиться с проектами решения руководства, касающимися его деятельности

2)выносить на рассмотрение руководства предложение по совершенствованию кассовой работы

return false">ссылка скрыта

3)требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав

 

2. Особенности использования детектора банкнот в кассовой работе

Все счетчики банкнот выполняют основные операции по пересчету банкнот, фасовке заданного количества банкнот в пачке (например, по 100,50 штук). Более дорогие модификации позволяют одновременно с пересчетом банкнот производить проверку подлинности по одному или нескольким параметрам детекции.

Существует 4 вида детекции банкнот при счете:

1. Детекция по размеру предназначена для сравнения банкнот по ширине и длине и отбраковке банкнот несоответствующего размера (обозначается названием моделей буквами D или SD, например Magner 75 D)

2. Детекция банкнот по УФ отражению позволяет отбраковывать подозрительные по УФ отражению банкнот, имеющие повышенный уровень светимости УФ (U).

3. Детекция по магнитным меткам определяет наличие магнитных меток, нанесенной специальной магнитной краской в определенные места на банкноте (М).

4. Детекция по инфрокрасным меткам позволяет выявлять подозрительные банкноты по инфокрасным меткам, нанесенным метомерной краской (I или IR)

 

Разные виды валют требует переключения на соответствующие им режимы детекции. А также определенной ориентации и выравнивании пачки купюр в загрузочном лотке.

 

03.02.12 ЛЕКЦИЯ 2

Комплексное обеспечение безопасности кассовой работы.

Основными формами реализации угроз в кассовой работе являются:

-кража

-грабежи, осуществляемые с применением различных технических средств

 

Для отражения этих угроз банк должен использовать дополняющие друг друга инженерно - технические и организационные методы.

 

К методам инженерно - технического характера относятся:

• специальные хранилища для ценностей, т.е сейфы, кладовые

• средства дополнительной технической защиты помещения, предназначенных для хранения ценностей (решетки, металлические двери)

• средства для наблюдения за охраняемыми помещениями (видеокамеры)

К методам организационного характера относятся:

• используемые процедуры защиты от несанкционированного доступа в защищаемые помещения и вскрытие хранилищ (порядок обхода охранниками банка, хранение ключей и колов доступа, правила действий охраны при возникновении угрожающей ситуации)

 

ТЕМА 3: Конфиденциальная информация в банке

Конфиденциальная информация:

1. коммерческая тайна - регулируется законом о коммерческой тайне # 98- ФЗ от 29.07.2004

2. банковская тайна - регулируется письмом ФАС РФ # АВ/2487 от 28.02.2007 и письмом ЦБ РФ #99-Т от 30.06.2003 "О предоставлении сведений представляющих банковскую тайну", а также ГК СТ 857 и ФЗ "О банках и банковской деятельности" ст. 26

 

Конфиденциальная информация - это информация, имеющаяся в распоряжении банка и ее работников, не являющаяся общедоступной и содержащая сведения об операциях (сделках) банка и его клиентов, которая может ставить сотрудников банка, обладающих такой информацией в преимущественное положение по сравнению с другими. Сотрудники банка подписывают обязательство о неразглашении конфиденциальной информации.

Коммерческая тайна:

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Обязанность соблюдений коммерческой тайны возлагается на работников в трудовых договорах при надлежащем правовом оформлении.

Ответственность заключается в обязанности возместить причиненные разглашение коммерческой тайне убытки и возлагается на лиц, незаконными методами получивших такую информацию на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору.

 

Под банковской тайной понимается особый режим работы с информацией, которая становится известной банку в ходе осуществления банковской деятельности, а так же некоторым другим лицам, которые получают такую информацию в ходе служебной и экономической деятельности.

Банковская тайна включает в себя:

• сведения о банковском счете, вкладе, операциях по счету

• сведения о клиентах и корреспондентов и другие сведения на усмотрение банка

Возникновение у лица статуса клиента банка в России зависит от заключения лицом договора с банком и не позволяет распространять положения о банковской тайне на преддоговоренные отношения с участием банка.