Меры воздействия, применяемые ЦБ РФ за выявленные нарушения.

Порядок проведения проверок.

 

Независимо от вида проверки. Образуется рабочая группа из уполномоченных представителей ЦБ, кот. обладает правом:

- входить в здания помещений

- пользоваться необходимыми техническими ср-ми, в т.ч. компьютерами, дисками

- имеет право запрашивать и получать от руководителя и работников все необходимые для проверки док-ты и сведения

- имеют право брать объяснительные

- снимать копии с док-ов

- требовать допуска к ресурсам автоматизированных банковских систем

- и иные полномочия

 

Результатом проверки является акт проверки. Он состоит из 3х частей – вводной, аналитической и заключительной.

Вводная – дата, место проверки, состав группы, данные о проверяемой орг-ии.

Аналитическая – сведения о представленных/непредставленных док-ах, достоверности ее отчетности, выявленных нарушениях и недостатках, сведения об устранении выявленных нарушений и недостатках.

Заключительная – обобщенная информация об основных результатах проверки.

 

Если организация препятствует проведению проверки составляется акт противодействия, который направляется в орган надзора.

 

Подразделяются на:

- меры предупредительного характера

- меры принудительно характера.

 

К предупредительным мерам относятся:

- указание на выявленное нарушение

- изложение рекомендаций надзорного органа

- установление дополнительного контроля за д-ть кред орг-ии в целях ее нормализации

 

Применение предупредительных мер возможно на ранних стадиях возникновения недостатков и когда эти недостатки не угрожают непосредственно интересам кредиторов и вкладчиков.

 

Принудительные меры применяются, когда это вытекает из характера выявленных нарушений и применение только предупредительных мер не может принести корректировку д-ти кред орг-ии.

Основания применения:

- нарушения, которые создали или могут создать реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.

 

Как правило оформляются в виде предписания (их 10 – перечень исчерпывающий) и они могут сочетаться с предупредительными:

1) Штраф

2) Требование о приведении в соответствие величины собственных средств и размера уставного капитала кред орг-ии

3) Требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению (закон о банкротстве – только при наличии оснований в этом ФЗ)

4) Требование о реорганизации кред орг-ии (Положение 230П орг-ии в орме слияния и присоединения)

5) Ограничение на проведение кред. орг-ми отдельных операций (срок до 6 мес, 1 операция или группа операций)

6) Запрет на осуществление банковских операций на срок до 1 года (1 или несколько операций)

7) Запрет на открытие филиалов на срок до 1 года (применяется в случае опасного нарастания проблем в кред орг-ии, кред орг-я не может открывать и внутренние структурные подразделения)

8) Требование о замене руководителя(-ей) 9в случае систематического (более 3х раз за 12 мес) невыполнения кред орг-ей предписаний об устранении выявленных нарушений, в результате чего в кред орг-ии ухудшается финансовое состояние)

9) Назначение временной администрации (порядок реализации по норм акту Банка России о временной администрации)

10) Отзыв лицензии (ст. 20 ФЗ о банках)

 

Эти меры не предусмотрены КоАП. С этой точки зрения проблема определения надзорной ф-ии Банка России не решена (о сути банка как организации или органа госвласти).