Меры воздействия, применяемые ЦБ РФ за выявленные нарушения.
Порядок проведения проверок.
Независимо от вида проверки. Образуется рабочая группа из уполномоченных представителей ЦБ, кот. обладает правом:
- входить в здания помещений
- пользоваться необходимыми техническими ср-ми, в т.ч. компьютерами, дисками
- имеет право запрашивать и получать от руководителя и работников все необходимые для проверки док-ты и сведения
- имеют право брать объяснительные
- снимать копии с док-ов
- требовать допуска к ресурсам автоматизированных банковских систем
- и иные полномочия
Результатом проверки является акт проверки. Он состоит из 3х частей – вводной, аналитической и заключительной.
Вводная – дата, место проверки, состав группы, данные о проверяемой орг-ии.
Аналитическая – сведения о представленных/непредставленных док-ах, достоверности ее отчетности, выявленных нарушениях и недостатках, сведения об устранении выявленных нарушений и недостатках.
Заключительная – обобщенная информация об основных результатах проверки.
Если организация препятствует проведению проверки составляется акт противодействия, который направляется в орган надзора.
Подразделяются на:
- меры предупредительного характера
- меры принудительно характера.
К предупредительным мерам относятся:
- указание на выявленное нарушение
- изложение рекомендаций надзорного органа
- установление дополнительного контроля за д-ть кред орг-ии в целях ее нормализации
Применение предупредительных мер возможно на ранних стадиях возникновения недостатков и когда эти недостатки не угрожают непосредственно интересам кредиторов и вкладчиков.
Принудительные меры применяются, когда это вытекает из характера выявленных нарушений и применение только предупредительных мер не может принести корректировку д-ти кред орг-ии.
Основания применения:
- нарушения, которые создали или могут создать реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.
Как правило оформляются в виде предписания (их 10 – перечень исчерпывающий) и они могут сочетаться с предупредительными:
1) Штраф
2) Требование о приведении в соответствие величины собственных средств и размера уставного капитала кред орг-ии
3) Требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению (закон о банкротстве – только при наличии оснований в этом ФЗ)
4) Требование о реорганизации кред орг-ии (Положение 230П орг-ии в орме слияния и присоединения)
5) Ограничение на проведение кред. орг-ми отдельных операций (срок до 6 мес, 1 операция или группа операций)
6) Запрет на осуществление банковских операций на срок до 1 года (1 или несколько операций)
7) Запрет на открытие филиалов на срок до 1 года (применяется в случае опасного нарастания проблем в кред орг-ии, кред орг-я не может открывать и внутренние структурные подразделения)
8) Требование о замене руководителя(-ей) 9в случае систематического (более 3х раз за 12 мес) невыполнения кред орг-ей предписаний об устранении выявленных нарушений, в результате чего в кред орг-ии ухудшается финансовое состояние)
9) Назначение временной администрации (порядок реализации по норм акту Банка России о временной администрации)
10) Отзыв лицензии (ст. 20 ФЗ о банках)
Эти меры не предусмотрены КоАП. С этой точки зрения проблема определения надзорной ф-ии Банка России не решена (о сути банка как организации или органа госвласти).