К Л И Е Н Т О В Б А Н К О В

С Т А Т И С Т И К А К Р Е Д И Т О С П О С О Б Н О С Т И

Т Е М А 3

Факторы неэффективной кредитной деятельности банка

1. Концентрация кредитных рисков – предоставление большей части кредитов определенной группе клиентов.

2. Чрезмерное расширение и большой рост – предоставление ссуд в размерах, которые не отвечают объему капитала банка; расширение деятельности банка на географические регионы и деловые сферы, незнакомые банку или для функционирования, в которых банк недостаточно оснащен.

3. Связанное кредитование – предоставление кредитов заемщикам, которые связаны определенными отношениями с банкиром или банком.

4. Безответственность – кредитование без учета необходимых пропорций между активными и пассивными операциями.

5. Неэффективное взыскание ссуд, связанное с конфликтами между банком и заемщиками.

6. предоставление рискованных кредитов:

- для начала бизнеса, где объем ссуд большой по сравнению с инвестициями владельцев;

- для так называемых спекулятивных договоров;

- для операций с недвижимостью предприятиям с ограниченными собственными средствами;

- под проекты с риском морального старения;

- под залог низко ликвидных ценностей.

 

 

1.Понятие кредитоспособности и методы статистической оценки кредитоспособности клиентов банков.

2.Система показателей, которые используются для анализа кредитоспособности клиентов банков.

3.Классификация клиентов по кредитоспособности.

 

1. Банки сталкиваются с проблемой определения и анализа ряда показателей деятельности клиентов, которые бы дали возможность сформировать качественные активы (платежеспособность, ликвидность, оборачиваемость средств, достаточность собственного капитала, прибыльность, эффективность деятельности и т.д.) Одним из важнейших показателей в случае возникновения кредитных отношений является кредитоспособность.

Показатель кредитоспособности, с одной стороны, тесно связан с платежеспособностью, которая является неотъемлемой предпосылкой кредитоспособности предприятия или банка, а с другой стороны, этот показатель имеет специфические особенности и сферу применения.

Кредитоспособность предприятия или банка – это наличие предпосылок для получения кредита и способность вернуть его. Поэтому она определяется показателями, которые характеризуют заемщика: аккуратность в расчетах за ранее полученные кредиты, его текущее финансовое положение, способность в случае потребности мобилизовать средства из разных источников.

Кредитоспособность прямо связана с финансово-хозяйственным состоянием предприятия - совокупностью характеристик, которые раскрывают его обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для эффективного функционирования, эффективность использования собственных и привлеченных ресурсов, финансово-хозяйственные связи с другими субъектами хозяйственной деятельности, платежеспособность, прибыльность, финансовую стабильность и деловую активность.

Финансово-хозяйственное состояние предприятия может быть стойким, очень хорошим; недостаточно стойким, удовлетворительным; нестойким, сомнительным; кризисным, неудовлетворительным, что зависит от многих факторов:

- вида деятельности;

- вида использованных ресурсов;

- эффективности управления предприятием;

- коньюнктуры рынка;

- общей экономической ситуации в государстве и др.

Кредитоспособность рассчитывают в два этапа:

1 – предприятие самостоятельно рассчитывает собственные показатели кредитоспособности (осуществляет так называемый внутренний анализ). Выводы этого исследования предназначены для внутренней оценки предприятием потенциальной возможности получения кредита и характеристики заема, на который оно может претендовать по существующему финансово-хозяйственному состоянию.

2 – кредитоспособность предприятия оценивают эксперты кредитного отдела банка, в который предприятие подало заявление на получение кредита. Это так называемый внешний анализ. Его результаты и выводы являются основанием для удовлетворения или неудовлетворения банком заявления предприятия или другого банка на получение кредита.

Основные критерии оценки кредитоспособности клиентов банка следующие:

- обеспеченность заемщика собственными средствами не менее, чем на 50 % общей суммы затрат, которые он осуществляет;

- репутация заемщика (квалификация и способности руководителя, соблюдение деловой этики, договорной и платежной дисциплины);

- оценка продукции, которая выпускается, наличие заказов на ее реализацию, характер услуг, которые предоставляются (конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, спрос на продукцию и услуги, объемы экспорта, степень зависимости спроса на продукцию от сезонности и т.д.);

- экономическая конъюнктура (перспективы развития заемщика, наличие или потенциальная возможность источников для финансирования и капиталовложений);

- рыночная конъюнктура (перспективы развития рынка данного товара или услуги, темпы роста рынка, сезонность и др. факторы, влияющие на его развитие).

Задачи статистического изучения кредитоспособности клиентов банка следующие:

- разработка системы показателей для глубокого анализа всех параметров хозяйственной деятельности заемщика, которые влияют или будут влиять на кредитные отношения между банком и клиентом;

- моделирование кредитных отношений клиент – банк;

- комплексный анализ экономико-финансового состояния предприятия, который дал бы возможность принятия решений о предоставлении кредита и определиться с условиями его предоставления;

- выявление взаимосвязей показателей кредитоспособности клиентов и качества кредитного портфеля банка;

- прогнозирование кредитного риска на основе комплексного изучения кредитоспособности заемщика;

- определение достаточности обеспечения заема;

- статистическое обеспечение мониторинга и контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью клиента;

- определение взаимосвязей показателей кредитоспособности и качества кредитного портфеля банка и др.

Для статистического изучения кредитоспособности используют комплекс статистических методов, в том числе:

- наблюдение и группировка;

- корреляционно-регрессионный анализ;

- индексный анализ и др.

 

2.Анализ кредитоспособности клиентов осуществляется с помощью системы показателей, каждый из которых освещает определенную сторону экономической деятельности предприятия или банка, а все вместе они характеризуют финансово-экономическое состояние потенциального заемщика. Поэтому, оценивая кредитоспособность, необходимо придерживаться ряда требований к процессу и результатам проведения исследований:

- рассчитывать не один, а ряд показателей;

- показатели рассматривать и изучать в тесной взаимосвязи, поскольку каждый элемент хозяйственной деятельности выделяется из ряда других и непосредственно влияет на все остальные;

- результаты и выводы коррегировать на разные погрешности, которые могут быть результатом непредвиденных факторов.

Система показателей кредитоспособности заемщика включает такие показатели:

return false">ссылка скрыта

- ликвидность – свойство собственного капитала предприятия в короткие сроки и с наименьшими затратами превращаться на средства и покрывать сумму финансовых обязательств предприятия;

- оборотность средств – скорость оборота основных и оборотных средств предприятия в днях, а также продолжительность полного цикла оборота капитала предприятия. Чем короче срок оборота и выше скорость, тем меньше оборотных средств необходимо предприятию для операционной деятельности. Поэтому показатель оборотности очень важен для обоснования суммы кредита, на которую претендует кредитор;

- платежеспособность – способность предприятия вовремя рассчитаться со своими обязательствами. Показатель платежеспособности производный от ликвидности. Предприятие не может быть платежеспособным, если оно неликвидное или низко ликвидное. Исключение из этого правила составляют показатели коротко срочного периода. В долгосрочном периоде (именно он рассматривается во время определения кредитоспособности кредитора) между этими двумя показателями существует прямая зависимость;

- уровень деловой активности – степень эффективности и прибыльности использования предприятием собственного основного и оборотного капитала;

- интегральным показателем прибыльности и эффективности является рентабельность, рассчитанная относительно разных знаменателей (общей суммы капитала предприятия, суммы собственных средств и др.).