Государственная регистрация банка

 

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации банка определяется не нормативными правовыми актами Национального банка, а Банковским кодексом.

Согласно ст. 80 БК для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:

1) заявление;

2) устав банка;

3) выписка из протокола учредительного собрания (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;

4) документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);

5) копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, содержащие сведения о наличии собственных средств для внесения в уставный фонд банка, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами;

6) сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы (для неработающих - справка органа службы занятости либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства), справка органа внутренних дел об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

7) справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

8) документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка), указанному в учредительных документах;

9) анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка;

10) документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка;

11) бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком;

12) документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по перечню, определяемому Национальным банком;

13) платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию банка;

14) эскизы печатей в двух экземплярах.

Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:

- нотариально удостоверенный договор о создании акционерного общества;

- список учредителей с указанием размера их вкладов, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди них, а также долей таких акций в общем объеме уставного фонда этого банка.

Государственная регистрация банка не допускается, если:

на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;

не соблюдены требования, предъявляемые к учредителям;

для государственной регистрации банка представлены не все документы, предусмотренные законодательством;

в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;

установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;

устав банка или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания банка.

Государственная регистрация банка не производится также в случае несоответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной комиссией Национального банка недостаточной квалификации указанных лиц.

Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий 2 месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов в согласованном с ними порядке дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителя, главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при создании банка.

Национальный банк в случае принятия решения о государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:

свидетельство о государственной регистрации банка;

разрешение на право изготовления печатей;

документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в десятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о банке для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.