Понятие и признаки банка, виды банков. Функции банков второго уровня
Тема 6. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации
Второй уровень национальной банковской системы представлен банками. Общепризнанно, что банк - это профессиональный финансовый посредник на рынке капитала, поэтому основным признаком банка (кредитной организации) в доктрине и законодательстве многих стран считается посреднический характер их деятельности[3].
Современное право дает несколько иное определение банка. Исходя из положений ст. 8 и ст. 70 БК банк – это юридическое лицо (коммерческая организация), зарегистрированное в порядке, установленном законодательством, и имеющее на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Данное определение в полной мере определяет гражданско-правовой статус банка, но в недостаточной степени учитывает сложный правовой статус современного банка. Законодательство Республики Беларусь возлагает на банки некоторые функции, близкие к тем, которые свойственны государственным органам, что выделяет банки из иных юридических лиц.
На основе легального определения банка и иных положений банковского законодательства и доктрины можно выделить следующие признаки банка:
1) банк является юридическим лицом, коммерческой организацией, то есть основная цель его деятельности – извлечение прибыли;
2) среди других коммерческих организаций он выделяется видом деятельности: банк - это организация, созданная в целях осуществления сделок определенного типа (банковских операций), более того только банк может в совокупности осуществлять определенные законодательством банковские операции;
3) банк действует на основании лицензии, выданной Национальный банком;
4) банк, являясь элементом денежно-кредитной системы, наделен определенными властными полномочиями по отношению к клиентам, то есть его статус сочетает черты субъекта частного и публичного права.
Одной из особенностей правового положения банков является прямой запрет на осуществление определенных видов деятельности:
производственной и (или) торговой деятельности, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, а также случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
страховой деятельности в качестве страховщиков.
Классификация банков возможна по различным основаниям в зависимости от ее целей. Традиционно принято деление банков по следующим основаниям:
- круг осуществляемых операций;
- организационно-правовая форма;
- форма собственности;
- состав уставного капитала;
- степень финансовой устойчивости;
- объем капитала;
- структура.
Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит классификации банков в зависимости от видов совершаемых операций, хотя в первоначальной редакции Банковского кодекса выделялось два вида банков:
- универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций;
- специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.
Относительно организационно-правовых форм банков можно отметить, что в Республике Беларусь банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия (ст. 71 БК).
Рассматривая вопрос оформе собственности белорусских банков, с гражданско-правовой точки зрения, можно прийти к следующим выводам - в соответствии со ст. 213 ГК собственность может быть государственной и частной.
По составу уставного капитала банки подразделяются на те, уставный фонд которых образован полностью за счет взносов белорусских юридических лиц и физических лиц – резидентов Республики Беларусь и банки с иностранными инвестициями. Последние в свою очередь делятся на банки со стопроцентным иностранным капиталом и банки с определенной долей иностранного капитала, переданного нерезидентами в уставный фонд банка.
По степени финансовой устойчивости банки подразделяются на несколько групп, в частности в Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 137, производится классификация банков по нескольким группам, в зависимости от финансового состояния и присвоенных им рейтингов (наиболее надежными считаются банки группы «A» - банки, имеющие следующие рейтинги: «Moody's Investors Service» - долгосрочный рейтинг от Аaa до Aa3; «Fitch» - долгосрочный рейтинг от AAA до AA-; «Standard & Poor's» - долгосрочный рейтинг от AAA до AA).
Функции банков обусловлены целями их деятельности как субъектов частного права и публично-правовыми обязанностями, возложенными на этих субъектов.
Однако следует учитывать, что функции публично-правового характера выполняются банками исключительно в связи с выполняемыми ими банковскими операциями. Более того, в соответствии со ст. 19 БК не допускается возложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, функции контроля за:
осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности;
своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также страховых взносов;
соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами;
соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.
Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполнения несвойственных им контрольных и других функций.
В то же время БК предусматривает, что на банк и небанковскую кредитно-финансовую организацию могут быть возложены следующие публично-правовые функции:
1) контроль за ведением клиентами кассовых операций;
2) функции агента валютного контроля;
3) предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем.
Контроль за ведением клиентами кассовых операций осуществляется посредством установления клиентам параметров совершения таких операций.
Наиболее значительной по содержанию является функция агента валютного контроля.
В соответствии со ст. 26 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.
Функции банка как агента валютного контроля определены ст. 27 названного Закона, Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 16 апреля 2009 г. N 46.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:
осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;
приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;
осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Контроль банков как агентов валютного контроля определяется следующими функциями:
- контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
- контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в указанной Инструкции;
- осуществление регистрации сделки;
- уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства;
- представление информации по валютным и внешнеторговым операциям в Национальный банк в порядке и сроки, определенные Национальным банком.
Одна из публично-правовых функций банка состоит в том, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» банки являются лицами, осуществляющими финансовые операции, и в этом качестве они обязаны, в частности:
проводить идентификацию лиц, совершающих финансовые операции, в случаях, предусмотренных законодательством;
регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его первый экземпляр в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции; при поступлении средств по международным расчетам - не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов; при приостановлении финансовой операции - в день ее приостановления;
представлять по запросу органа финансового мониторинга информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций.