Понятие банковского права, его место в системе права

Тема 1. Банковское право в системе права Республики Беларусь

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 7. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАДЗОР ЗА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ТЕМА 6. БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕМА 5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ТЕМА 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь

4.2. Основные этапы становления банковской системы Республики Беларусь, направления ее совершенствования

5.1. Общая характеристика Национального банка Республики Беларусь как центрального банка

5.2. Особенности правового положения Национального банка Республики Беларусь, его цели и функции

5.3. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Национальным банком

5.4. Операции, осуществляемые Национальным банком

5.5. Структура, органы управления, статус служащих Национального банка

6.1. Понятие и признаки банка, виды банков, функции банков второго уровня

6.2. Небанковские кредитно-финансовые организации

6.3. Порядок создания банков

6.4. Государственная регистрация банков

6.5. Способы, основания и порядок прекращения деятельности банка

6.6. Правовое положение филиалов, представительств, структурных подразделений банков

7.1. Лицензирование банковской деятельности

7.2. Нормативы безопасного функционирования

7.3. Надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

ТЕМА 8. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

8.1. Понятие и характерные признаки банковской информации

8.2. Банковская тайна

8.3. Банковские операции: понятие, признаки, виды

8.4. Виды банковских операций

 

 

Основу правового регулирования банковской деятельности Республики Беларусь первоначально составили Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. № 464-XII «О Национальном банке Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. № 465-XII «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», на базе которых была создана двухуровневая банковская система, включающая в себя Национальный банк, являющийся центральным банком государства и банки второго уровня (именуемые в тот период «коммерческими банками»).

Вышеуказанными законодательными актами было определено, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь, находится в собственности республики и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Были обозначены главные задачи Национального банка Республики Беларусь: регулирование денежного обращения, координация кредитно-денежной сферы, а также поддержка и развитие кредитных институтов в соответствии с государственной политикой Республики Беларусь по эффективной реализации экономического потенциала республики.

Было также установлено, что коммерческие банки являются юридическими лицами и функционируют на принципах хозяйственно-коммерческого расчета в условиях деловой конкуренции, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведения других банковских операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения.

В то же время два закона не могли в полной мере регулировать столь богатые и разнообразные по содержанию правоотношения, которые складывались при осуществлении банковской деятельности. Поэтому Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с возложенными на него функциями издавал множество нормативных правовых актов, определявших порядок осуществления тех или иных банковских операций. Данные акты достаточно часто изменялись в зависимости от экономической ситуации и иных факторов, что создавало определенные сложности в правоприменении.

В целях систематизации банковского законодательства была осуществлена его кодификация - 3 октября 2000 г. Палатой представителей Национального собрания был принят Банковский кодекс Республики Беларусь, который 12 октября 2000 г. одобрен Советом Республики, а 25 октября 2000 г. подписан Президентом Республики Беларусь.

Однако развитие банковского законодательства невозможно без разработки соответствующих теоретических концепций, раскрывающих понятие и предмет банковского права.

В настоящее время не вполне однозначным является даже само это понятие. Причем споры ведутся как относительно терминологии, так и относительно места банковского права в системе права.

Относительно места банковского права в системе права дискуссии ведутся на протяжении многих лет.

Прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса следует определиться, что мы понимаем под правовым институтом, отраслью, подотраслью права.

В настоящее время доминирующей является точка зрения, согласно которой основными критериями дифференциации юридических норм на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Отрасль права – это обособленная совокупность правовых норм, взаимосвязанных институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений. Отрасль права в отличие от института регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства. Эти отношения должны обладать устойчивыми отличиями от других и определенной однородностью.

Соответственно правовой институт - это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.

Выделяют также подотрасль – крупную группу правовых норм, состоящую из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующую близкие отношения определенного вида.

Рассматривая место банковского права в системе права, одни ученые утверждали, что банковское право – это подотрасль финансового права, другие считали, что все правоотношения, возникающие в банковской сфере, являются хозяйственно-правовыми, и не признавали банковское право отраслью права, третьи указывали, что банковское право представляет собой специальный раздел торгового права, посвященный банкам, но соприкасается с государственным и административным правом.

Достаточно распространенным являлось рассмотрение банковского права как института гражданского права. Подобная позиция высказывается и некоторыми современными правоведами, рассматривающими банковское право как составную часть гражданского права (институт или подотрасль).

Высказывалось мнение, что расчетные и кредитные правоотношения частично регламентируются гражданским правом, однако вследствие того, что они неоднородны по своей правовой природе, те из них, которые основаны на административном подчинении или подконтрольности одной стороны другой, регулируются финансовым правом.

Зарубежные исследователи предлагают выделять в составе банковского права публичное банковское право (нормы, регламентирующие вопросы создания, организации, осуществления государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью) и частное банковское право (нормы, регулирующие отношения банков с клиентами).

По мнению одних правоведов банковское право не является ни отраслью, ни подотраслью права, поскольку общественные отношения, которые им регулируются, нельзя признать настолько своеобразными, чтобы они смогли составить предмет отдельной отрасли права.

Другие рассматривают банковское право, как отрасль законодательства, а не отрасль права. Отмечают, например, тенденцию формирования новой комплексной отрасли законодательства о банках и банковской деятельности и др. Кроме того, указывают, что банковское право – это отрасль законодательства, которая возникает и развивается на границе норм финансового и гражданского права, административного и хозяйственного права.

Однако подобную концепцию следует признать малообоснованной хотя бы потому, что законодательство представляет собой форму права, а форма и содержание должны совпадать. Поэтому законодательство должно иметь ту же структуру, что и право. Банковское законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в сфере банковской деятельности. Банковское право включает не только нормативные правовые акты, но и правовые идеи, понятия, принципы, которые обеспечивают связь между банковским правом в целом и его отдельными элементами.

В 40–50-е гг. ХХ в. советскими учеными была высказана идея о том, что в системе права следует различать основные и комплексные отрасли права.

Различия между основными и комплексными отраслями заключаются в следующем. Во-первых, каждая основная (самостоятельная) отрасль обладает предметным единством, тогда как комплексная отрасль лишена подобного единства, поскольку регулирует разнородные отношения. Во-вторых, в состав основных отраслей не могут входить нормы других отраслей права, в то время как комплексная отрасль по составу складывается из норм иных (основных) отраслей права. В-третьих, каждой основной отрасли присущ специфический метод регулирования, а для комплексной отрасли права характерно использование методов правового регулирования, почерпнутых из основных отраслей. В-четвертых, основные отрасли занимают определенное место в системе права, тогда как комплексные отрасли никакого места в системе права не занимают; им отводится лишь условное место (в зависимости от целей систематизации) при систематике права.

Банковское право регулирует комплекс общественных отношений, возникающих в связи с организацией и функционированием банковской системы. Указанные отношения неоднородны по своей правовой природе: отношения, связанные с регулированием банковской деятельности, носят властный характер, а отношения, связанные с осуществлением банковских операций, основаны на равенстве участников. Тем не менее банковское право представляет собой не механическое соединение разнородных норм, а качественно новое целостное правовое образование, консолидирующее по предметному признаку юридически неоднородный материал, посредством обогащения его содержания и выработки на этой основе новых понятий.

В связи с вышеизложенным представляется, что банковское право следует рассматривать как комплексную отрасль права.

Как отмечалось выше, традиционно отрасль права характеризуется особым предметом и методомправового регулирования. Однако выделяют и некоторые иные основания для выделения отрасли права.

Применительно к банковскому праву такими основаниями являются:

- наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании такой отрасли, обусловленное особой значимостью банковской системы для экономики;

- наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений;

- потребность в особом методе правового регулирования;

- наличие либо потребность в особых (специальных) источниках права;

- законодательное закрепление принципов данной отрасли права;

- наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

Такой подход является вполне оправданным, поскольку появление новой сферы общественных отношений и усиление их значимости неизбежно влечет создание новых структурных частей системы права.

Таким образом,банковское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения и функционирования банковской системы, в том числе в процессе осуществления банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями и регулирования этой деятельности Национальным банком на основе комплексного метода правового регулирования.

В общественной жизни банковское право выступает в нескольких ипостасях: как отрасль права, как отрасль законодательства, как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина. В отличие от отрасли права наука банковского права не регулирует, а изучает соответствующие общественные отношения. Отрасль банковского права представляет собой систему правовых норм, наука банковского права – это определенная система знаний, которая материализуется в монографиях, учебных пособиях, научных статьях.

В состав науки банковского права входят следующие элементы:

- предмет науки банковского права;

- методология науки банковского права;

- система науки банковского права;

- библиография науки банковского права.

Основная задача науки банковского права состоит в том, чтобы создать методологическую основу для совершенствования системы правовых норм, регламентирующих построение и функционирование банковской системы.

В предмет науки банковского права входят:

- понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию;

- принципы банковского права;

- нормы банковского права;

- источники банковского права;

- методология правового регулирования банковских правоотношений;

- нормотворческая и правоприменительная практика;

- история развития банковского права;

- современный зарубежный опыт в области правового регулирования банковской деятельности и функционирования банковской системы;

- рекомендации по совершенствованию правового регулирования банковской деятельности, правоприменительной практики и доктринальных подходов.

Банковское право, как и другие общественные науки, использует следующие методы познания:

всеобщие (метафизический метод, диалектический метод);

общенаучные (метод системно-структурного анализа, функциональный метод, социологический метод и др.);

частнонаучные (специальные) (специально-юридический (формально-догматический) метод, сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод и др.) .

Предмет банковского права как учебной дисциплины является более узким, нежели предмет науки банковского права. Он включает лишь положения в достаточной степени исследованные.

Внутренняя система банковского права как науки и как учебной дисциплины строится с учетом системы отрасли банковского права. Тем не менее полного тождества между ними нет, поскольку наука включает в себя теоретические положения и гипотезы, являющиеся устаревшими, ошибочными и не подлежащими преподаванию.

Предмет банковского права как учебной дисциплины воспринимает от науки основные положения, которые требуются для понимания соответствующей отрасли права и выработки навыков профессионального мышления и самостоятельного системного изучения динамично изменяющегося банковского законодательства.

Программа учебного курса «Банковское право» состоит из двух частей:

правовое регулирование банковской системы Республики Беларусь;

правовое регулирование банковских операций.

Соответственно в первой части рассматриваются основные понятия банковского права, особенности правового положения Национального банка Республики Беларусь, его функции, понятие и признаки банка, небанковской кредитно-финансовой организации, порядок лицензирования банковской деятельности, понятие и содержание банковской тайны.

Во второй части рассматриваются банковские операции: банковский кредит, факторинг, банковская гарантия, банковский вклад (депозит), банковский счет, доверительное управление денежными средствами, понятие расчетов, особенности безналичных расчетов и их правового регулирования, валютно-обменные операции, банковское хранение.