НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
АКЦИЗЫ
Акцизы — косвенные налоги, которые устанавливаются на отдельные виды товаров. Акцизы включаются в цену подакцизных товаров и таким образом влияют на процесс ценообразования и структуру потребления. Акцизы являются федеральным налогом, действующим на всей территории страны.
Акцизы в основном выполняют фискальную функцию и являются существенным источником бюджетных поступлений, на долю которого приходится более 10% доходов бюджета. Кроме того, акцизы играют регулирующую роль, являясь, в частности, фактором, влияющим на потребление алкогольных и табачных изделий, которые относятся к подакцизным товарам.
Порядок взимания акцизов регламентируется главой 22 РФ и некоторыми другими нормативными актами. Плательщиками акцизов являются:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
В соответствии с действующим законодательством подакцизными товарами признаются следующие виды товаров:
1. спирт этиловый из всех видов сырья;
2. спирт коньячный;
3. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением:
- лекарственных средств (включая гомеопатические лекарственные препараты),
- препаратов ветеринарного назначения, разлитых в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкостях не более 100 мл с долей спирта до 80% (включительно) и с долей спирта до 90% (включительно) при наличии пульверизатора, а с объемной долей этилового спирта до 90%, разлитой в емкости до 3 мл (включительно);
- отходов, образующихся при производстве спирта и ликероводочных изделий, подлежащих дальнейшей переработке и использованию для технических целей;
- виноматериалов;
4. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
5. табачная продукция;
6. автомобили легковые;
7. мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
8. автомобильный бензин;
9. дизельное топливо;
10. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
11. прямогонный бензин.
Объектами налогообложения являются следующие операции:
Объектом налогообложения признаются, в частности, следующие операции:
• Реализация на территории РФ подакцизных товаров.
• Продажа конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.
• Передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров.
• Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
• Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта.
• Получение прямогонного бензина.
Полный перечень операций, облагаемых акцизом, содержится в ст. 182 НК РФ. В соответствии с НК РФ отдельные операции с подакцизными товарами не подлежат налогообложению (освобождаются от акцизов), в том числе:
Освобождаются от налогообложения следующие операции:
1) Передача подакцизных товаров несамостоятельными структурными подразделениями друг другу для производства иных подакцизных товаров.
2) Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
3) Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат передаче на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.
4) Передача в структуре одной организации:
• произведенного налогоплательщиком этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
• ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
5) Ввоз на территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.
Порядок определения налоговой базы устанавливается в зависимости от объекта обложения акцизами. При реализации подакцизных товаров налоговая база определяется:
• как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютном объеме на единицу измерения);
• как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из цен реализации, без учета акциза и НДС — по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
При получении нефтепродуктов база налогообложения определяется как объем полученных
•нефтепродуктов в натуральном выражении.
Определенная таким образом налоговая база увеличивается на суммы авансов, полученных в счет предстоящих поставок подакцизных товаров, и некоторые другие виды поступлений, связанных с оплатой подакцизных товаров. Однако это относится только к операциям, связанным с теми товарами, по которым .применяются адвалорные налоговые ставки.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется следующим образом:
• по подакцизным товарам, по которым установлены твердые ставки, — как объем ввозимых товаров в натуральном выражении;
• по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки, — как сумма таможенной стоимости товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины.
Налоговымпериодом по акцизам является один месяц. Датой реализации товаров для целей обложения акцизами считается день отгрузки товаров. Таким образом, к конкретному налоговому периоду относятся все операции по отгрузке подакцизных товаров, которые совершены в данном периоде.
НК РФ предусматривает два вида налоговых ставок. Налоговая ставка устанавливается либо в рублях и копейках за единицу измерения продукции (такая налоговая ставка называется твердой, или специфической), либо в процентах к ценам реализации без учета НДС и акциза (такая ставка называется адвалорной). Эти виды ставок могут применяться одновременно (такие ставки называются комбинированными). В настоящее время преимущественно применяются твердые ставки, используются также ставки комбинированного типа. Например, в данный момент действуют следующие ставки по отдельным товарным группам:
Ставки акцизов (Статья 193 НК РФ)
Налогообложение подакцизных товаров (кроме спирта коньячного, а также спирта этилового из всех видов сырья, в том числе этилового спирта-сырца из всех видов сырья) осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка за единицу измерения (в ред. от 28.11.2011 N 338-ФЗ) | ||
с 01.01.2012 по 30.06.2012. | с 01.07.2012 по 31.12.2012. | с 01.01.2013 по 31.12.2013. | |
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке | 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. | ||
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке | 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. | ||
Спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) | 230 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах | 270 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах | 320 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) | 610 руб. за 1 кг | 680 руб. за 1 кг | 1000 руб. за 1 кг |
Сигары | 36 руб. за 1 штуку | 40 руб. за 1 штуку | 58 руб. за 1 штуку |
Сигариллы (сигариты), биди, кретек | 530 руб. за 1000 штук | 590 руб. за 1000 штук | 870 руб. за 1000 штук |
Сигареты, папиросы | 360 руб. 00 коп.за 1000 штук + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 руб. за 1000 штук | 390 руб. 00 коп.за 1000 штук + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 руб. за 1000 штук | 550 руб. 00 коп.за 1000 штук + 8% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 руб. за 1000 штук |
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно | 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | ||
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно | 29 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | 29 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | 31 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) | 285 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | 285 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | 302 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобильный бензин: не соответствующий классу 3,4,5 | 7 725 руб. за 1 тонну | 8 225 руб. за 1 тонну | 10 100 руб. за 1 тонну |
Автомобильный бензин: класса 3 | 7 382 руб. за 1 тонну | 7 882 руб. за 1 тонну | 9 750 руб. за 1 тонну |
Автомобильный бензин: класса 4 | 6 822 руб. за 1 тонну | 6 822 руб. за 1 тонну | 8 560 руб. за 1 тонну |
Автомобильный бензин: класса 5 | 6 822 руб. за 1 тонну | 5 143 руб. за 1 тонну | 5 143 руб. за 1 тонну |
Дизельное топливо: не соответствующее классу 3,4,5 | 4 098 руб. за 1 тонну | 4 300 руб. за 1 тонну | 5 860 руб. за 1 тонну |
Дизельное топливо: класса 3 | 3 814 руб. за 1 тонну | 4 300 руб. за 1 тонну | 5 860 руб. за 1 тонну |
Дизельное топливо: класса 4 | 3 562 руб. за 1 тонну | 3 562 руб. за 1 тонну | 4 934 руб. за 1 тонну |
Дизельное топливо: класса 5 | 3 562 руб. за 1 тонну | 2 962 руб. за 1 тонну | 4 334 руб. за 1 тонну |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 6 072 руб. за 1 тонну | 6 072 руб. за 1 тонну | 7 509 руб. за 1 тонну |
Прямогонный бензин | 7 824 руб. за 1 тонну | 7 824 руб. за 1 тонну | 9 617 руб. за 1 тонну |
Налогообложение этилового спирта, а также алкогольной продукции с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка за единицу измерения (в ред. от 28.11.2011 N 338-ФЗ) | ||
с 01.01.2012 по 30.06.2012. | с 01.07.2012 по 31.12.2012. | с 01.01.2013 по 31.12.2013. | |
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт- сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый: реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (за исключением этилового спирта, ввозимого на территорию РФ), и (или) передаваемый при совершении операций,признаваемых объектом налогообложения акцизами и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными. | 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. | ||
Спирт этиловый из всех видов сырья (в т.ч.этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), спирт коньячный: реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе ввозимый на территорию РФ), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, а также за исключением этилового спирта, реализуемого (или передаваемого производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными и этилового спирта, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно- косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке . | 37 руб.за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. | 44 руб.за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. | 59 руб.за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) | 254 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением этилового спирта | 300 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах | 400 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) | 230 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением этилового спирта | 270 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах | 320 руб. 00 коп.за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах |
Вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин (шампанских), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята | 6 рублей за 1 литр | 6 рублей за 1 литр | 7 рублей за 1 литр |
Игристые вина (шампанские) | 22 рубля за 1 литр | 22 рубля за 1 литр | 24 рубля за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно | 0 рублей за литр | ||
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления этилового спирта | 12 рублей за 1 литр | 12 рублей за 1 литр | 15 рублей за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента | 21 рубль за 1 литр | 21 рубль за 1 литр | 26 рублей за 1 литр |
Порядок исчисления акцизов связан с установленными для того или иного вида товара налоговыми ставками:
• по товарам, в отношении которых действуют твердые ставки, величина налога определяется как произведение налоговой базы на соответствующую ставку;
• по товарам, в отношении которых действует адвалорная ставка, .сумма акциза рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
• по подакцизным товарам, в отношении которых применяются комбинированные ставки, величина акциза получается в результате сложения величины, исчисленной по твердой ставке (как произведение ставки на налоговую базу, выраженную в объеме товара в натуральном выражении) и адвалорной ставке (как соответствующая адвалорной ставке процентная доля стоимости товара). Налогоплательщики, осуществляющие облагаемые акцизами операции, обязаны предъявлять суммы акциза к оплате покупателю подакцизного товара. В этом проявляется косвенный характер данного налога. В первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой.
При определении величины налога, подлежащей внесению в бюджет, налогоплательщики имеют право использовать налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченныеналогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные при ввозе подакцизных товаров в .РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. Налоговые вычеты осуществляются на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных покупателю подакцизного товара, или на основании таможенных деклараций и других документов, которые подтверждают ввоз товара и уплату соответствующей суммы акциза.
Вычетам подлежат суммы акциза:
1. предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении или ввозе в РФ подакцизных товаров, выпущенных в свободное обращение, и использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
2. уплаченные собственником подакцизного давальческого сырья (материалов) при производстве или приобретении данного сырья, а также при ввозе его на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
3. уплаченные на территории РФ по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем употребленных для производства алкогольной продукции;
4. уплаченные налогоплательщиком - в случае возврата или отказа от подакцизных товаров покупателем;
5. исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;
6. начисленные налогоплательщиком при получении денатурированного этилового спирта при условии его использования для производства неспиртосодержащей продукции;
7. начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.
8. начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации бензина аналогичным плательщикам;
9. начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при совершении операций, указанных в подпунктах 7 и 12 п. 1 ст. 182 НК РФ;
10. начисленные налогоплательщиком при получении прямогонного бензина для переработки и использования им самим для производства продукции нефтехимии и (или) передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, равна начисленной сумме акциза за минусом налоговых вычетов. Если сумма вычетов в каком-то налоговом периоде превышает сумму начислений по акцизу, то в данном налоговом периоде налог не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза подлежит возмещению налогоплательщику (путем зачета предстоящих платежей или возврата) в порядке, установленном законодательством.
Плательщики акцизов представляют в налоговый орган по месту нахождения налоговую декларацию установленной формы. Срок подачи декларации для большинства товарных групп (исключение составляют алкогольная продукция и нефтепродукты) — 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Перечисление платежей в бюджет должно осуществляться в установленные сроки уплаты акциза. Для большинства подакцизных товаров действует следующий порядок: уплата налога производится равными долями
• не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Особый порядок установлен для нефтепродуктов и алкогольной продукции. Так, при реализации алкогольной продукции с акцизных складов уплата должна осуществляться не позднее 30-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) — по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число отчетного месяца, и не позднее 15-го числа — по продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.
Налог на добавленную стоимость (НДС) играет важнейшую роль в налоговой системе России, занимая первое место в структуре доходов бюджета и оказывая существенное влияние на многие экономические процессы. НДС считается одним из наиболее эффективных фискальных инструментов.
НДС является косвенным налогом, поскольку его фактическими плательщиками выступают конечные потребители товаров и услуг. По сути, он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех этапах производства и реализации товаров (работ, услуг) до их поступления к 'конечному потребителю, и определяется как разница между стоимостью произведенных и реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы.
В настоящее время порядок налогообложения данным налогом регламентируется главой 21 НК РФ и
• рядом других нормативных актов.
В соответствии с НК РФ плательщиками НДС являются:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Не являются налогоплательщиками организации, применяющие специальные режимы налогообложения (упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей).
Кроме того, НК РФ предусматривает возможность освобождения от уплаты НДС. Таким правом могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если в течение трех последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. Лица, использующие право на освобождение от НДС, должны предоставить в налоговый орган письменное уведомление и документы, подтверждающие данное право. После этого такие организации или
предприниматели в течение 12 месяцев не могут отказаться от использования данного права. По прошествии этого времени они должны представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что в указанный период выручка за каждые три месяца не превышала 2млн руб., а также уведомление о продлении или об отказе от 'использования права на освобождение от налога на последующий период. Объектом налогообложения НДС являются следующие операции:
• реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога, а также
• передача имущественных прав;
• передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
• выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
• ввоз товаров на территорию РФ.
Налоговым законодательством (ст. 149 НК РФ) предусмотрен достаточно широкий перечень операций, не подлежащих обложению НДС. В основном льготы по данному налогу связаны с реализацией товаров или услуг, имеющих важное социальное значение. В частности, не облагается НДС реализация:
• жизненно необходимых лекарств, медицинских изделий и медтехники, а также медицинских услуг;
• услуг по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;
• продуктов питания, произведенных столовыми учебных и медицинских учреждений;
• услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также транспортом в пригородном сообщении;
• ритуальных услуг и похоронных принадлежностей по установленному перечню;
• услуг по проведению некоммерческими образовательными заведениями учебно-производственного процесса;
• реставрационных работ при восстановлении памятников истории и культуры;
• услуг в сфере культуры и искусства;
• предметов религиозного назначения и религиозной литературы по'утвержденному перечню, а также деятельности по проведению религиозных обрядов;
• услуг санаторно-курортных организаций, оформленных путевками или курсовками.
Налогоплательщики, деятельность которых связана с перечисленными операциями, освобождаются от уплаты НДС только при наличии соответствующих лицензий.
Налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без учета в них НДС. По операциям, связанным с ввозом товаров на таможеннуютерриторию РФ, налоговая база исчисляется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов. По некоторым операциям определение налоговой базы имеет особенности, которые отдельно оговариваются в НК РФ.
Порядок обложения НДС предполагает увеличение налоговой базы, исчисленной исходя из выручки предприятия, на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). НДС с авансов вносится в бюджет за тот налоговый период, в котором была получена предоплата, и затем, при отгрузке произведенных товаров, за которые ранее поступили деньги, НДС по этим товарам уже не уплачивается, так что двойное налогообложение исключается.
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Однако для налогоплательщиков, у которых ежемесячные суммы выручки в течение квартала без учета НДС не превышают 1 млн руб., налоговый период составляет квартал.
В настоящее время по НДС действуют следующие налоговые ставки.
Для некоторых видов деятельности предусматривается налогообложение по ставке 0%. Такая ставка применяется при реализации товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, подтвержденного необходимыми документами (контракт, грузовая таможенная декларация и др.), а также для некоторых других операций.
Реализация ряда товаров и услуг облагается НДС по ставке 10%. К ним относятся:
• продовольственные товары, в том числе мясо и мясопродукты за исключением деликатесных, молоко и молоко-продукты, яйца, растительное масло и маргарин, сахар, соль, хлеб, крупы, мука, овощи, продукты детского .питания и некоторые другие товары;
• товары для детей: трикотажные и швейные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, обувь, кроме, спортивной, кровати и коляски, некоторые школьные принадлежности и ряд других товаров;
• периодические печатные издания, кроме изданий рекламного и эротического характера, и книжная продукция, связанная с образованием, наукой или культурой;
• отдельные медицинские товары отечественного и зарубежного производства.
Для остальных случаев налогообложение осуществляется по ставке 18%.
При расчете суммы НДС используется следующий порядок исчисления налога. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Поскольку НДС является косвенным налогом, налогоплательщик при реализации товара, работы или услуги дополнительно к их цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю и сумму НДС. При этом не .позднее пяти дней со дня отгрузки товара налогоплательщик должен выставить покупателю счет-фактуру, оформленный в установленном порядке. Счет-фактура является важным документом для контроля над исчислением НДС. В розничной торговле и при оказании услуг населению за наличный расчет счет-фактура покупателю не выписывается, обязательства налогоплательщика по составлению счета-фактуры считаются выполненными, если он выдает покупателю кассовый чек.
При определении суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет, налогоплательщик вправе использовать налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и оплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо оплаченные при ввозе товаров на территорию России. Вычеты могут применяться в отношении товаров, закупленных для осуществления деятельности, являющейся объектом обложения НДС, или для перепродажи. Налогоплательщик может уменьшить сумму, подлежащую уплате на налоговый вычет, если приобретенные товары приняты к учету, оплачены и на них имеются счета-фактуры с выделенной строкой НДС. Если сумма налогового вычета окажется больше суммы НДС к уплате, исчисленной как произведение налоговой базы на налоговую ставку, то разница подлежит возмещению .(зачету или возврату) налогоплательщику.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой:
Sупл = Sобщ + Sвосст - Sвыч,
где
Sупл - сумма к уплате;
Sобщ - общая сумма налога;
Sвосст - восстановленная сумма налога;
Sвыч - сумма налогового вычета.
Уплата НДС в бюджет производится по месту учета налогоплательщика в налоговых органах по итогам каждого налогового периода (квартала) исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики (налоговые агенты), обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки и порядок уплаты НДС в бюджет устанавливаются в зависимости от величины выручки от реализации товаров. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 2 млн. руб., вправе представлять в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС и перечислять налог в бюджет раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Остальные налогоплательщики должны представлять декларацию и уплачивать налог ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.