Финансы, денежное обращение и кредит
Лекция 07.02.12
Литература: «Финансы» под ред. Самсонова
«Финансовый менеджмент» Ковалева
«Финансы, денежное обращение и кредит» Полик (Помек)
Финансы – экономические отношения, возникающие в результате движения денег, организуемые и регулируемые государством, направленные на формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов. Для финансового обеспечения задач и функций государства.
Деньги | Финансы |
Вид деятельности | |
1) Всеобщий эквивалент стоимости | 1) Отношения, с помощью которых возникают денежные фонды (инструмент формирования денежных фондов) |
Момент возникновения | |
2) Первичный | 2) Вторичны |
Масштаб | |
3) Более широкая категория | 3) Более узкая категория |
Функции | |
4) · Средства платежа, средства накопления, средства сбережения, мировые деньги | 4) · Обеспечивающая – обеспечение всех хозяйствующих субъектов и частных лиц необходимыми финансовыми ресурсами, поспуст распред специальных целевых денежных фондов. · Регулирующая – обеспечивает эффективное и рациональное использование ценрализованных и децентрализованных фондов с целью повышения качества работы во всех сферах деятельности. |
Критерии отнесения денежных средств к финансам:
· Наличие движения денежных средств
· Фондовый характер движения денежных средств
· Особые полномочия у одного из участников по изъятию денежных средств
Централизованные | Децентрализованные |
Ø Бюджет Ø Внебюджетные фонды Ø Банковская система Ø Страховой рынок Ø Фондовый рынок | Ø Открытые и закрытые акционерные общества Ø ООО Ø Товарищества Ø ГУП, МУП Ø Бытовые или смейные общины Ø Фермерские хозяйства |
Образуют финансово-кредитную систему |
Виды финансовых отношений:
1) Финансовые отношения между учредителем предприятия в момент его создания по поводу формирования уставного капитала
2) Финансовые отношения между предприятиями и организациями
3) Финансовые отношения предприятия с персоналом
4) Финансовые отношения предприятия со своими структурными подразделениями
5) Финансовые отношения внутри холдинга
6) Финансовые отношения с финансово-кредитной системой
Лекция 21.02.12
Тема: "Финансовый контроль"
Финансовый контроль - это деятельность, специальных организаций и государственных органов по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности предприятий и организаций с применением специфических форм и методов.
Задачи ФК:
1) Обеспечение эффективности и рациональности использования бюджетных средств.
2) Обеспечение эффективного и рационального использования государственной и муниципальной собственности. Недопущение случаев ее неэффективного использования, а таже хищения.
3) Проверка правильности ведения бухгалтерской отчетности и достоверности отчетов.
4) Обеспечение соблюдения действующего законодательства в валютной, кредитной, таможенной и других сферах деятельности.
Виды финансового контроля:
1. По времени осуществления:
а) предварительный
б) текущий
в) последующий
2. По сферам деятельности:
Бюджетная сфера, валютная, таможенная, страховая, кредитная, инвестиционная, контроль денежной массы.
3. По субъекту проведения:
Государственный и негосударственный финансовый контроль.
I. Негосударственный:
1) Аудиторский - сущ спец компаниями на предмет дстоверности отчетности
2) Внутрихозяйсвенный - это к осущ силами подконторльеого субъкта на предмет выявлкния недостатков в отдельных видах деятельности.
II. Государственный:
1) Президентский контроль
2) Контроль законодательных органов власти: федеральное собрание и счетная палата. В осн в нижней палате - госдуме. Собирается комитет на проверку кред документации.
Органы исполнительной власти:
1. Правительство РФ проверяет соблюдение единой государственй кредитной политики на всех уровнях гос.управления
2. Министерство финансов - координирует работу всех министерств и ведомств по финансовым вопросам в рамках единой финансово-кредитной политики.
Казначейство отслеживает в процессе как деньги используются.
ЦБ осущ надзор за банковской деятельностью и качеством работы кредитных организаций.
Финансово-кредитный контроль анализ фин состояния заемщиков и проверка качества осуществления им хозяйственной деятельности.
Внутриведомственный контроль - кон осущ спец контр- ревизслужбами или управлениями для проверки качества использования внутртраслевых средств.
4. По форме осуществления:
а) обязательный контроль (осуществляется в силу действующего законодательства)
б) инициативный (осуществляется по желанию подконтрольного субъекта)
5. По методам проведения:
1. Проверка - изучение отдельных вопросов деятельности подконтрольного субъекта с целью выявления недостатков и разработки мероприятий по их устранению.
2. Обследование - изучение деятельности подконтрольного субъекта, в рамках которого исследуется не только финансовые вопросы, но и социально- экономич, а также оцениваются перспективы его дальнейшего развития
3. Надзор - это метод контроля, осуществляемый в отношении лицензируемых видов деятельности на предмет выполнения условий лицензий.
4. Мониторинг - постоянное наблюдение за финн состоянием подконтрольного субъекта и его финансово-хозяйственной деятельности.
5. Анализ финансового состояния - изучение результатов деятельности подконтрольного субъекта на основе расчета специальных финансовых показателей.
6. Ревизия- комплексная проверка результатов деятельности организации на предмет соответствия товаро-мат ценностей учетным данным.
Задачи гос бюджета:
1) Перераспределение ввп и нд.н
2) Финансирование соц вопросов и обеспечение выполнения соц политики государства
3) Контроль за эффективностью и рациональностью исп гос финансовых ресурсов.
Бюджет:
1. Федеральный бюджет (особая форма формирование и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций, отнесенных к предметам ведения государства)
2. Региональный бюджет (особая форма формирование и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций, отнесенных к предметам ведения к предметам ведения субъектов федерации)
3. Местный бюджет (особая форма формирование и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций, отнесенных к предметам ведения бюджетов местного самоуправления)
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и регулируемая нормами права совокупность федеральных бюджетов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Консолидированный бюджет - совокупность всех выявленных бюджетов на определенной территории.
Принципы построения бюджетной системы:
1)Принцип единства единство форм документации, ед бухучета, ед бюджетнго законодательства, ед бюджетного процесса, единство мер ответственности за его нарушения.
2)Принцип разграничения полномочий - закрепляет за соответствующими уровнями бюджетной системы бюджетные доходы и расходы с правом их администрирования.
3)Принцип полноты отражения обеспечивает исчерпывающую информацию о статях расходования бюджетных средств и источниках их финансирования.
4)Сбалансированность – обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджета, а также источник финансирования дефецита.
5)Принцип эффективности и экономичности – обеспечивает (тип?) использования бюджетных средств для финансирования бюджетных программ с целью достижения наилучшего эффекта с исполнением определенного количества бюджетных средств.
6)Принцип покрытия обеспечивает покрытие расходов бюджета его доходами + источник финансирования дефицита бюджета.
7)Принцип равенства бюджетных полномочий – обеспечивает закрепление прав и полномочий бюджетов разных уровней перед вышестоящими орган.
8)Принцип самостоятельности бюджетов:
- обеспечивает самостоятельность осуществляющих бюджетный процесса органами управления субъектов федерации и муниципальных образований.
- наличие собственных источников доходов бюджета
- обеспечивает право органов государственной власти и муниципльного управления определять направления расходования бюджетных средств
- недопустимость изъятия дополнительных доходов или сумм экономии расходов в пользу других бюджетов
- недопустимость компенсации, дополнительных расходов за счет бюджетов других уровней
9)Принцип достоверности – обеспечивает правильность расчета и реалистиный бюджет показателей.
10)Принцип адресности и целевого характера бюджета.
11)Принцип гласности (принцип открытости) –
- обеспечивает предоставление информации широкой об-ти обо всех бюджетных показателях бюджетов разных уровней
- обеспечивает предоставление информации штрокой общественности обо всех особенностях протекания бюджетного процесса, процедурах рассмотрения и принятия бюджета, вопросов, вызвавших дискуссии внутри госдумы или госумой и советом федерации, а также о путях урегулирования споров
12)Принцип поведомственности бюджетных расходов – обеспечивает закрепление бюджетных расходов за соответствующими министерствами и ведомствами
13)Принцип единства кассы – обеспечивает формирование доходов и финан(сирования) расходов бюджета с использованием единого счета. (окрываемым центральным банком).
Доходы и расходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления для финансовго обеспечения их задач и функций.