Финансы, денежное обращение и кредит

 

Лекция 07.02.12

Литература: «Финансы» под ред. Самсонова

«Финансовый менеджмент» Ковалева

«Финансы, денежное обращение и кредит» Полик (Помек)

 

Финансы – экономические отношения, возникающие в результате движения денег, организуемые и регулируемые государством, направленные на формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов. Для финансового обеспечения задач и функций государства.

Деньги Финансы
Вид деятельности
1) Всеобщий эквивалент стоимости 1) Отношения, с помощью которых возникают денежные фонды (инструмент формирования денежных фондов)  
Момент возникновения
2) Первичный 2) Вторичны
Масштаб
3) Более широкая категория   3) Более узкая категория  
Функции
4) · Средства платежа, средства накопления, средства сбережения, мировые деньги 4) · Обеспечивающая – обеспечение всех хозяйствующих субъектов и частных лиц необходимыми финансовыми ресурсами, поспуст распред специальных целевых денежных фондов. · Регулирующая – обеспечивает эффективное и рациональное использование ценрализованных и децентрализованных фондов с целью повышения качества работы во всех сферах деятельности.  

 

Критерии отнесения денежных средств к финансам:

· Наличие движения денежных средств

· Фондовый характер движения денежных средств

· Особые полномочия у одного из участников по изъятию денежных средств

Централизованные Децентрализованные
Ø Бюджет Ø Внебюджетные фонды Ø Банковская система Ø Страховой рынок Ø Фондовый рынок Ø Открытые и закрытые акционерные общества Ø ООО Ø Товарищества Ø ГУП, МУП Ø Бытовые или смейные общины Ø Фермерские хозяйства  
Образуют финансово-кредитную систему

 

Виды финансовых отношений:

1) Финансовые отношения между учредителем предприятия в момент его создания по поводу формирования уставного капитала

2) Финансовые отношения между предприятиями и организациями

3) Финансовые отношения предприятия с персоналом

4) Финансовые отношения предприятия со своими структурными подразделениями

5) Финансовые отношения внутри холдинга

6) Финансовые отношения с финансово-кредитной системой

 

Лекция 21.02.12

Тема: "Финансовый контроль"

Финансовый контроль - это деятельность, специальных организаций и государственных органов по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности предприятий и организаций с применением специфических форм и методов.

Задачи ФК:

1) Обеспечение эффективности и рациональности использования бюджетных средств.

2) Обеспечение эффективного и рационального использования государственной и муниципальной собственности. Недопущение случаев ее неэффективного использования, а таже хищения.

3) Проверка правильности ведения бухгалтерской отчетности и достоверности отчетов.

4) Обеспечение соблюдения действующего законодательства в валютной, кредитной, таможенной и других сферах деятельности.

Виды финансового контроля:

1. По времени осуществления:

а) предварительный

б) текущий

в) последующий

2. По сферам деятельности:

Бюджетная сфера, валютная, таможенная, страховая, кредитная, инвестиционная, контроль денежной массы.

3. По субъекту проведения:

Государственный и негосударственный финансовый контроль.

I. Негосударственный:

1) Аудиторский - сущ спец компаниями на предмет дстоверности отчетности

2) Внутрихозяйсвенный - это к осущ силами подконторльеого субъкта на предмет выявлкния недостатков в отдельных видах деятельности.

II. Государственный:

1) Президентский контроль

2) Контроль законодательных органов власти: федеральное собрание и счетная палата. В осн в нижней палате - госдуме. Собирается комитет на проверку кред документации.

Органы исполнительной власти:

1. Правительство РФ проверяет соблюдение единой государственй кредитной политики на всех уровнях гос.управления

2. Министерство финансов - координирует работу всех министерств и ведомств по финансовым вопросам в рамках единой финансово-кредитной политики.

Казначейство отслеживает в процессе как деньги используются.

ЦБ осущ надзор за банковской деятельностью и качеством работы кредитных организаций.

Финансово-кредитный контроль анализ фин состояния заемщиков и проверка качества осуществления им хозяйственной деятельности.

Внутриведомственный контроль - кон осущ спец контр- ревизслужбами или управлениями для проверки качества использования внутртраслевых средств.

 

4. По форме осуществления:

а) обязательный контроль (осуществляется в силу действующего законодательства)

б) инициативный (осуществляется по желанию подконтрольного субъекта)

5. По методам проведения:

1. Проверка - изучение отдельных вопросов деятельности подконтрольного субъекта с целью выявления недостатков и разработки мероприятий по их устранению.

2. Обследование - изучение деятельности подконтрольного субъекта, в рамках которого исследуется не только финансовые вопросы, но и социально- экономич, а также оцениваются перспективы его дальнейшего развития

3. Надзор - это метод контроля, осуществляемый в отношении лицензируемых видов деятельности на предмет выполнения условий лицензий.

4. Мониторинг - постоянное наблюдение за финн состоянием подконтрольного субъекта и его финансово-хозяйственной деятельности.

5. Анализ финансового состояния - изучение результатов деятельности подконтрольного субъекта на основе расчета специальных финансовых показателей.

6. Ревизия- комплексная проверка результатов деятельности организации на предмет соответствия товаро-мат ценностей учетным данным.

Задачи гос бюджета:

1) Перераспределение ввп и нд.н

2) Финансирование соц вопросов и обеспечение выполнения соц политики государства

3) Контроль за эффективностью и рациональностью исп гос финансовых ресурсов.

 

Бюджет:

1. Федеральный бюджет (особая форма формирование и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций, отнесенных к предметам ведения государства)

2. Региональный бюджет (особая форма формирование и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций, отнесенных к предметам ведения к предметам ведения субъектов федерации)

3. Местный бюджет (особая форма формирование и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций, отнесенных к предметам ведения бюджетов местного самоуправления)

 

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и регулируемая нормами права совокупность федеральных бюджетов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Консолидированный бюджет - совокупность всех выявленных бюджетов на определенной территории.

 

Принципы построения бюджетной системы:

1)Принцип единства единство форм документации, ед бухучета, ед бюджетнго законодательства, ед бюджетного процесса, единство мер ответственности за его нарушения.

2)Принцип разграничения полномочий - закрепляет за соответствующими уровнями бюджетной системы бюджетные доходы и расходы с правом их администрирования.

3)Принцип полноты отражения обеспечивает исчерпывающую информацию о статях расходования бюджетных средств и источниках их финансирования.

4)Сбалансированность – обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджета, а также источник финансирования дефецита.

5)Принцип эффективности и экономичности – обеспечивает (тип?) использования бюджетных средств для финансирования бюджетных программ с целью достижения наилучшего эффекта с исполнением определенного количества бюджетных средств.

6)Принцип покрытия обеспечивает покрытие расходов бюджета его доходами + источник финансирования дефицита бюджета.

7)Принцип равенства бюджетных полномочий – обеспечивает закрепление прав и полномочий бюджетов разных уровней перед вышестоящими орган.

8)Принцип самостоятельности бюджетов:

- обеспечивает самостоятельность осуществляющих бюджетный процесса органами управления субъектов федерации и муниципальных образований.

- наличие собственных источников доходов бюджета

- обеспечивает право органов государственной власти и муниципльного управления определять направления расходования бюджетных средств

- недопустимость изъятия дополнительных доходов или сумм экономии расходов в пользу других бюджетов

- недопустимость компенсации, дополнительных расходов за счет бюджетов других уровней

9)Принцип достоверности – обеспечивает правильность расчета и реалистиный бюджет показателей.

10)Принцип адресности и целевого характера бюджета.

11)Принцип гласности (принцип открытости) –

- обеспечивает предоставление информации широкой об-ти обо всех бюджетных показателях бюджетов разных уровней

- обеспечивает предоставление информации штрокой общественности обо всех особенностях протекания бюджетного процесса, процедурах рассмотрения и принятия бюджета, вопросов, вызвавших дискуссии внутри госдумы или госумой и советом федерации, а также о путях урегулирования споров

12)Принцип поведомственности бюджетных расходов – обеспечивает закрепление бюджетных расходов за соответствующими министерствами и ведомствами

13)Принцип единства кассы – обеспечивает формирование доходов и финан(сирования) расходов бюджета с использованием единого счета. (окрываемым центральным банком).

 

Доходы и расходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления для финансовго обеспечения их задач и функций.