Инициативная реорганизация банка.

ТЕМА 6

ТЕМА 5

СОЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основными мотивами создания банка могут быть:

· Наличие неудовлетворённой потребности в банковских услугах в данной местности или отрасли

· Наличие свободных денежных средств и предпринимательская инициатива по их использованию

Необходимо помнить, что кредитные организации имеют право осуществлять операции только после их государственной регистрации и получения разрешения на деятельность – лицензии.

За осуществление банковской деятельности без лицензии предусмотрена уголовная ответственность.

Для государственной регистрации и поучения лицензии кредитной организациейона предоставляет в Банк России следующие документы:

1. заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций

2. учредительный договор и устав

3. протокол собрания учредителей

4. свидетельство об уплате государственной пошлины

5. копии свидетельства о государственной регистрации и справки об отсутствии задолженности перед бюджетами учредителей – юридических лиц

6. декларации о доходах учредителей – физических лиц

7. анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера

Создание банка проходит такие этапы:

1. исследования и подготовительные работы

2. государственная регистрация как юридического лица

3. получение лицензии как разрешения проводить банковские операции

4. создание организационной структуры, решение вопроса функционирования банка

5. создание клиентской базы

Первый этап включает:

· определение и оценку потребностей в конкретных банковских услугах (ёмкость рынка)

· формирование состава учредителей

· определение организационно-правовой формы банка

· подготовку учредительных документов ( устав и учредительный договор)

Основными нормативными актами, которые используются на этом этапе являются: Гражданский кодекс РФ, Закон “О банках и банковской деятельности”, инструкции, указания, положения ЦБ РФ.

Отправной точкой подготовительной работы по созданию банка является разработка его концепции. Концепция банка –это набор гипотез относительно желаемого характера деятельности коммерческого банка в будущем. Концепция деятельности коммерческого банка может включать гипотезы по таким вопросам:

· формирование миссии, программного заявления о создании, будущей политики и стратегии деятельности банка

· определения организационно-правовой формы, размеров уставного капитала и его структуры

· требования к учредителям и другим участникам процесса создания и функционирования банка

· сферы, цели деятельности, основные направления и клиентская база банка

· органы управления и их полномочия, организационная структура, основные требования к персоналу и организация управления, порядок разработки и реализации управленческих решений.

Миссиябанка объясняет обществу и экономическим партнёрам в чём состоит социально-экономический эффект и польза от деятельности конкретного банка. Основы стратегии выполнения миссии и будущей деятельности формируется в программном заявлении о создании банка.

Коммерческий банк в России может создаваться в трёх организационно – правовых формах: акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Выбор организационно-правовой формы влияет на:

· структуру и компетенцию органов управления

· форму и порядок формирования уставного капитала

· форму извлечения прибыли от деятельности

· объём ответственности учредителей за результаты деятельности

Размер уставного капитала влияет на:

· возможность получения лицензии

· масштабы деятельности

· финансовую устойчивость банка

Структура уставного капитала влияет на финансовую устойчивость и эффективность функционирования банка.

Требования к участникам и ограничения на участие имеют общие количественные и качественные параметры. В настоящее время такие требования отражены в инструкции ЦБ РФ № 75-И.

Количественные требованияк составу участников. Для начала рекомендуется включать в состав 5-6 учредителей. А при необходимости увеличения капитала можно увеличить число участников до 30 (число участников ООО не может быть более 50 человек). При определении числа участников и их долей необходимо учитывать то. Как это скажется на принятии решений.

Качественные требованияк участникам банка. Юридические лица должны подтвердить балансами свою финансовую устойчивость за 3 последних года, а если учредитель кредитная организация, то она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев. Учредители должны отличаться высокой ответственностью в делах, вызывать полное доверие, быть готовы и способны выполнить свои обязательства перед банком. Рекомендуется, чтобы учредитель банка держал свои сбережения в создаваемом банке и способствовал привлечению в клиенты банка своих контрагентов и партнёров по бизнесу и хозяйственной деятельности.

Подготовкак государственной регистрации банка имеет последовательность:

· разработка учредительного договора и устава

· подписание учредительного договора

· открытие в расчётно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ временного (накопительного) расчётного счёта

· оплату уставного капитала

· проведение учредительного собрания

В учредительном договоредолжны быть зафиксированы:

1. обязанности учредителей по созданию банка

2. организация и порядок участия в создании банка

3. организационно-правовая форма банка

4. состав учредителей

5. порядок и форма внесения взноса в уставный капитал

6. размер уставного капитала и долевое участие каждого учредителя в этом капитале

7. состав и размер вкладов, вносимых участниками в Уставный капитал банка, и ответственность учредителей за нарушение данной обязанности

8. сведения о создании и компетенции органов управления банка, а так же о порядке принятия управленческих решений

9. порядок и условия распределения прибыли между учредителями и покрытии ими убытков, если это предусмотрено законодательством

10. для ООО необходимо обговорить порядок выхода учредителей из состава

11. место, порядок рассмотрения спорных вопросов между учредителями и другая информация, не противоречащая законодательству, но позволяющая уточнить специфику банка и взаимоотношений его учредителей

РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реорганизация деятельности КБ может быть инициативной и принудительной и рассматривается как самостоятельная форма оздоровления банка.

ГК РФ устанавливает (ст.57), что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Языковой способ толкования права позволяет рассматривать как реорганизацию любое нововведение, улучшение, в частности, получение дополнительной лицензии.

Может быть связана с расширением сфер деятельности, перечня выполняемых операций, изменениями на рынке. Необходимо руководствоваться 92 и 104 статьями ГК РФ, регламентирующими реорганизацию обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Должны учитываться и положения Устава банка, регламентирующие реорганизацию и принятие решений.

Ст. 11 закона “О несостоятельности и банкротстве” устанавливает, что руководитель исполнительного органа банка должен сам выступить организатором процесса реорганизации, если в деятельности банка имеются проблем, угрожающие стабильности банка. При этом он должен в течение 10 дней с момента возникновения указанных обстоятельств обратиться в высшие органы управления банка с соответствующим ходатайством, после чего в течение 3 календарных дней он должен известить об этом Банк России.

Высшие органы управления должны в течение 10 дней принять решение пол ходатайству и в срок не позднее 3 календарных дней с момента принятия своего решения направить в территориальное учреждение Банка России соответствующее извещение.

Принудительная реорганизация проводится при выявлении нарушений в деятельности или финансовой устойчивости банка по инициативе Банка России. Если реорганизация проводится по требованию ЦБ РФ, то она основывается на предписании, которое составляет и предъявляет банку территориальное учреждение Банка России, а потом контролирует исполнение предписания банком. При получении такого предписания руководители исполнительного органа банка в течение 5 дней с момента его получения должны обратиться в органы управления банка с ходатайством о необходимости реорганизации банка. Органы управления банка должны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования известить ЦБ РФ о принятом решении.

В законе “О ЦБ РФ” указано, что Банк России для устранения серьёзных нарушений может потребовать от банка:

1. осуществление мероприятий, направленных на финансовое оздоровление

2. замены руководителей

3. проведение реорганизации

В законе “О Несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в числе мер по предупреждению несостоятельности и банкротства названы:

1. оздоровление финансового состояния банка

2. назначение временной администрации банка

3. реорганизация банка (ст.32 п.2) в форме слияния и присоединения.

К мерам по избежанию несостоятельности (банкротства) необходимо прибегнуть если:

1. Банк на протяжении 6 месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования или произвести платежи в 3-х дневный срок по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счёте

2. Банк допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с максимальной величиной на 20%, одновременно нарушил при этом хотя бы один из обязательных нормативов

3. Банк нарушает норматив достаточности собственного капитала

4. Банк нарушает норматив текущей ликвидности более чем на 10% в течение последнего месяца

Будем исходить из того, что реорганизация банка может иметь формы, т.е. находить выражение в том, что:

· Изменяют состав учредителей

· Изменяют персональный состав руководителей

· Изменяют организационно-правовую форму

· Осваивают новые формы банковских операций

· Создают новые и закрывают существующие подразделения для освоения новых региональных рынков

· Изменяют организационную структуру или перераспределяют полномочия органов управления банка

Необходимость в изменении состава учредителей может быть связана с потребностью в расширении клиентской или региональной базы, несовпадением взглядов учредителей по вопросам ведения бизнеса, изменение источников финансирования банков, изменение порядка формирования Уставного капитала.

Освоение новых видов банковских операций будем считать одной из форм реорганизации при расширении деятельности банка. Для получения лицензии на выполнение новых для него операций действующий банк должен выполнить ряд условий:

1. быть финансово-устойчивым в течение последних 6 месяцев

2. выполнять требования ЦБ РФ по резервам

3. не иметь перед бюджетами и внебюджетными фондами задолженности

4. иметь службу внутреннего контроля и адекватную организационную структуру

5. иметь отвечающих квалификационным требованиям ЦБ РФ сотрудников

6. иметь оборудование, необходимое для осуществления банковских операций, отвечающее предъявленным требованиям

В этом случае действующий банк может получитьтакие виды отсутствующих у него лицензий:

1. на ведение операций в рублях и иностранных валютах

2. работу с драгоценными металлами

3. на привлечение во вклады денег (в рублях) физических лиц (может быть выдана лицензия банка с момента регистрации которого прошло не менее 2 лет)

4. на привлечение во вклады денег ( в рублях и иностранной валюте) физических лиц (может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее 2 лет)

5. генеральную лицензию на ведение всех банковских операций в рублях и иностранной валюте.

Генеральная лицензияможет быть выдана банкам, которые удовлетворяют таким требованиям:

1. работают больше 2 лет с момента регистрации

2. удовлетворяют требованиям ЦБ РФ к собственному капиталу банка (180 млн. руб.)

3. прошли комплексную инспекционную проверку ЦБ РФ во время лицензирования или не позднее, чем за 3 месяца до подачи ходатайства о выдаче генеральной лицензии.

Получение генеральной лицензии помимо прав, предоставляемых всеми 5-ю перечисленными лицензиями, даёт право в установленном порядке создавать филиалы за границей и/или приобретать доли в уставных капиталах кредитных организаций, являющихся нерезидентами.

Слияние –такое взаимодействие двух и более юридических лиц, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. На практике это означает, что в ходе слияния двух или более зарегистрированных и имеющих лицензии банков появляется новый банк, который должен пройти государственную регистрацию и лицензирование, а лицензии сливающихся банков аннулируются

Присоединениеодного или нескольких юридических лиц сопровождается аннулированием лицензии присоединяемого банка (банков) и действием вновь созданной структуры на основании лицензии присоединяемого банка или переоформление в лицензии, если происходит его перерегистрация.