Неустойчивость картелей

Принципы картельного соглашения

Модели поведения фирм - олигополистов при кооперированной олигополии

Типы поведения фирм в условиях олигополии

1. Кооперированное (кооперативное поведение) – есть согласованность действий (сговор) тайный или открытый.

2. Независимое поведение (не кооперативное поведение)

· Чисто независимое

· Конкурентное поведение

Независимое поведение – это когда фирмы выпускают сильно различающиеся по качеству товары, имеют собственных покупателей, завоевали свой сигмент рынка.

Конкурентное поведение – связанное со стремлением осуществить предел рынка к доходам.

Разновидностями конкурентного поведения является демпинг (умышленное поведение цены)

Ценовые

Ф1 Ф2

 

P Q

Q P

P Q

В результате есть мотивация (прилипчивые цены) не делать лишние движения. В зависимости от … оказывается воздействие на соперников выделением управляющих переменную возможно два варианта:

1. Количественная олигополия «модель Курно»

2. Ценовая олигополия управляющая переменная цена (кривая Сунзи)

 

Становление олигополии в результате механизма рыночной конкуренции. С рынка вытеснились слабые предприятия и формировались крупные и этому возможно три пути:

1. Банкротство – может быть вызвано как слабой предпринимательской деятельностью производителя, так и условия конкурентов

2. Поглощение через финансовые операции или скупку акций одного предпринимателя другим

3. Слияние как правило носит добровольный характер. Утрата самостоятельности, формируется новое предприятие

Другие факторы, которые влияют:

1. Межотраслевая конкуренция

2. Импорт продукции

(конец 19 – до 20х годов 20 века)

ОПЕК – цена нефти. 2квоты

Картель – объединение предприятий, которые договариваются о рыночной цене и количестве выпускаемой продукции, они могут графически разделить рынки, могут формировать единую политику по поводу закупки ресурсов.

Негатив в 30х годах 20 века.

1. Умышленное сдерживание объемов производства

2. Сознательное ухудшение качества продукции

3. Умышленное поддерживание высокой цены

В России формируются синдикаты в начале 20х годов 20 века. Тайный сговор не может быть долговременным, так как есть всегда возможность оппортонистического предприятия. Тем самым олигополисты осуществляют ценовую дискриминацию.

· Личная дискриминация

· Групповая дискриминация (цены снижены на рынке, который обслуживается конкурентом)

· Продуктовая дискриминация (распространяется однородная продукция под различными марками)

 

1. Фирмы всегда стремятся к перераспределению при увеличении капитала

2. Фирмы с низкими издержками склонны к нарущению соглашений, так как им легко снижать цены

3. Всегда есть аутсайдеры (те, кто не выдерживает соглашений) оппортонисты

4. Так как соглашения незаконные всегда есть возможность разрушения

5. Всегда есть возможность появления альтернативы – картелей и появление дуополии