Оценка немногочисленности и масштабности продавцов

Характерные черты рынка олигополии

Рынок олигополии.

Конец 19 – начало 20 века. Томар Мор. Рынок несовершенной конкуренции является одним из самых распространенных рынков («олиго» - несколько, «полио» - продаю).

Олигополия – тип рынка, при которой сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий продавцов однородной продукции или близких субститутов (отрасль тяжелой промышленности).

 

1. Несколько предприятий на рынке (2-10).

2 предприятия – дуополия.

2. Крупный размер предприятия – тип олигополиста.

Олигополия возникает тогда, когда несколько крупных фирм имеют преимущество долгосрочных средних издержек (LAC) по сравнению с небольшими фирмами. Это обусловлено положительным эффектом масштаба и технологий производства. Определяется минимальный эффективный масштаб производства (minimal effective caff of production) из этого условия выводится количество эффективных фирм в отрасли.

P

/ Mes = n < 10

 


LAC

D

 

Mes Q

 

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии выделяют плотные (жесткие), разряженные (расплывчатые).

Более 8 фирм – это разряженные олигополии.

В жестких олигополиях возможны эффективные тайные сговоры между фирмами.

 

Концентрацию рыночной власти при олигополии можно измерить с помощью индексов:

Херфиндаль – Хиршман (I nn)

 

I nn = + + … + =

 

S – доля фирмы в суммарном объеме продаж, выражается в процентах.

n – число фирм в отрасли с наиб. к наим.

 

Если в отрасли действует только одна фирма *100% :

S = 100% I nn = 1000

Если две фирмы

I nn = + = 5000

Если долю рынка каждого предприятия представить не в %, а в долях единицы:

1 фирма = 1

2 фирма = 1/2

3 фирма = 1/3

 

I nn =

0 ск < I nn < 1 м

Шепард

Плотная олигополия – это та, в которой четыре ведущих фирмы занимают 60% рынка.

Индекс Лернер

=

 

Рм – цена монополиста (Ро)

МС – предельные издержки

Чем индекс Лернер больше, тем больше концентрация монопольной власти.

 

Характерные черты рынка олигополии (продолжение)

3. Существенные барьеры входа (и выхода) в отрасль.

- финансовый барьер (необходимость крупного первоначального капитала для преодоления эффекта масштаба и формирования предприятия – гиганта)

- искусственные барьеры (ограничения устанавливаемые государством при регистрации компании и лицензирования деятельности)

- затрудненный доступ к стратегическим для отрасли источникам ресурсов и сырья

- ограниченность емкости рынка

- большие расходы на рекламу в случае с дифференциацией продукта

- сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания

- однородность и дифференциация продукции

 

Однородная продукция порождает ординарную продукцию (стандартную) – цветной металл, нефть, чугун, сталь. Дифференцируемый продукт (авто) порождает дифференцируемую олигополию.

Взаимозависимость предприятий олигополистов (субъективный фактор). При всех других типах рынка значение субъективной политики фирмы конкурентов не велика. В условиях совершенной конкуренции и монополистической конкуренции на рынке действует большое количество фирм. Особенности поведения каждой фирмы не поддается учету. При монополии конкурентов вообще нет.

Олигополия – всего несколько фирм и поведение каждой оказывает воздействие на рынок конкурентов. Предприятие – олигополист считается с уровнем цены и количеством продукции конкурента, поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. Это значит, что олигополист стремящийся к максимилизации прибыли не может воспользоваться рецептом MR = MC, так как MR зависит от функции спроса, которая для олигополиста не известна.