Оценка немногочисленности и масштабности продавцов
Характерные черты рынка олигополии
Рынок олигополии.
Конец 19 – начало 20 века. Томар Мор. Рынок несовершенной конкуренции является одним из самых распространенных рынков («олиго» - несколько, «полио» - продаю).
Олигополия – тип рынка, при которой сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий продавцов однородной продукции или близких субститутов (отрасль тяжелой промышленности).
1. Несколько предприятий на рынке (2-10).
2 предприятия – дуополия.
2. Крупный размер предприятия – тип олигополиста.
Олигополия возникает тогда, когда несколько крупных фирм имеют преимущество долгосрочных средних издержек (LAC) по сравнению с небольшими фирмами. Это обусловлено положительным эффектом масштаба и технологий производства. Определяется минимальный эффективный масштаб производства (minimal effective caff of production) из этого условия выводится количество эффективных фирм в отрасли.
P
/ Mes = n < 10
LAC
D
Mes Q
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии выделяют плотные (жесткие), разряженные (расплывчатые).
Более 8 фирм – это разряженные олигополии.
В жестких олигополиях возможны эффективные тайные сговоры между фирмами.
Концентрацию рыночной власти при олигополии можно измерить с помощью индексов:
Херфиндаль – Хиршман (I nn)
I nn = + + … + =
S – доля фирмы в суммарном объеме продаж, выражается в процентах.
n – число фирм в отрасли с наиб. к наим.
Если в отрасли действует только одна фирма *100% :
S = 100% I nn = 1000
Если две фирмы
I nn = + = 5000
Если долю рынка каждого предприятия представить не в %, а в долях единицы:
1 фирма = 1
2 фирма = 1/2
3 фирма = 1/3
I nn =
0 ск < I nn < 1 м
Шепард
Плотная олигополия – это та, в которой четыре ведущих фирмы занимают 60% рынка.
Индекс Лернер
=
Рм – цена монополиста (Ро)
МС – предельные издержки
Чем индекс Лернер больше, тем больше концентрация монопольной власти.
Характерные черты рынка олигополии (продолжение)
3. Существенные барьеры входа (и выхода) в отрасль.
- финансовый барьер (необходимость крупного первоначального капитала для преодоления эффекта масштаба и формирования предприятия – гиганта)
- искусственные барьеры (ограничения устанавливаемые государством при регистрации компании и лицензирования деятельности)
- затрудненный доступ к стратегическим для отрасли источникам ресурсов и сырья
- ограниченность емкости рынка
- большие расходы на рекламу в случае с дифференциацией продукта
- сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания
- однородность и дифференциация продукции
Однородная продукция порождает ординарную продукцию (стандартную) – цветной металл, нефть, чугун, сталь. Дифференцируемый продукт (авто) порождает дифференцируемую олигополию.
Взаимозависимость предприятий олигополистов (субъективный фактор). При всех других типах рынка значение субъективной политики фирмы конкурентов не велика. В условиях совершенной конкуренции и монополистической конкуренции на рынке действует большое количество фирм. Особенности поведения каждой фирмы не поддается учету. При монополии конкурентов вообще нет.
Олигополия – всего несколько фирм и поведение каждой оказывает воздействие на рынок конкурентов. Предприятие – олигополист считается с уровнем цены и количеством продукции конкурента, поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. Это значит, что олигополист стремящийся к максимилизации прибыли не может воспользоваться рецептом MR = MC, так как MR зависит от функции спроса, которая для олигополиста не известна.