Вопрос 7 - Налоговое администрирование: цели, методы.
Установлен новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Решение о проверке контролируемых сделок, доходы и расходы по которым признаны в целях налога на прибыль в 2012 г., может быть принято не позднее 31 декабря 2013 г.
Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок
Камеральная | Выездная |
Проводится по месту нахождения налогового органа | Проводится в месте нахождения проверяемого или по месту нахождения налогового органа |
Проверяются только документы | Проверяются документы и производственные объекты |
Проводится без специального решения налогового органа | Проводится только по специальному решению налогового органа |
Срок не более 3 месяцев | Срок, как правило, 2 месяца |
С 01.01.2012 г. вводится новое понятие «контролируемые сделки» - это те сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным.
К ним относятся:
- сделки между взаимозависимыми лицами;
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (сумма доходов более 60 млн. р.);
- сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в оффшорах (сумма доходов более 60 млн. р.).
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки по реализации товаров (работ, услуг), совершаемые с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми.
n Перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:
q не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
q не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.
Указанное положение с налогоплательщиками
ЕНВД и ЕСХН применяется с 1 января 2014 г.
Сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России, признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
Ø сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает: в 2012 г. - 3 млрд. р., в 2013 г. - 2 млрд. р.; с 2014 г. - 1 млрд. р.;
Ø одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной налоговой ставке, и сумма доходов по сделкам за календарный год должна превышать 60 млн. р.;
Ø среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн. р.;
Ø хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта "Сколково" - он должен приме-нять освобождение от налога на прибыль или перечислять данный налог по нуле-вой ставке;
одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее нулевую ставку; сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн. р.
Ø с 2014 г. хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ, и сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн. р.
Предметом сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли являться:
n нефть и товары, выработанные из нефти;
n черные металлы;
n цветные металлы;
n минеральные удобрения;
n драгоценные металлы и драгоценные камни.
Исключения
(когда сделки, при соблюдении перечисленных условий, не признаются контролируемыми):
сделки между участниками одной и той же КГН (уплата налога на прибыль на основе договора с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности);
сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
- стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;
- они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;
- у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
- отсутствуют обстоятельства для признания сделок контролируемыми.
Крупнейшие налогоплательщики могут заключить соглашение о ценообразовании (это обезопасит их от доначисления налогов, пеней и штрафов по контролируемым сделкам).
За рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн. р.
Участники контролируемых сделок вправе проводить симметричные корректировки налоговых обязательств, исходя из сумм налогов, доначисленных одному из участников сделки в связи с применением цен, не соответствующих рыночным.
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения о контролируемых сделках.
Уведомление необходимо направлять, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами КС) превышает:
в 2012 г. 100 млн. р., в 2013 г. – 80 млн. р.
Соответствующее уведомление нужно представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом
За несвоевременное представление уведомления, указание в нем недостоверных сведений - штраф в размере 5000 р.
«Налоговое администрирование" – это ряд мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат, включая налоговое бремя плательщика.
Цель налогового администрирования – это обеспечение режима законности в сфере налогообложения.
Принципы администрирования:
- равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений;
- адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков;
- достижение максимальных результатов при минимальных затратах.
Одной из его составляющих является налоговый контроль.
Налоговый контроль включает в себя:
- постановку на учет в налоговом органе;
- налоговые проверки;
- получение разъяснений от плательщика по
исчислению налога;
- осмотр помещений;
- опрос свидетелей.
Учеторганизаций и ФЛ представляет собой регистрацию налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Все налогоплательщики подлежат включению в ЕГРН.
Дальнейшее развитие налогового администрирования ФНС связывает:
- с необходимостью обеспечения стабильного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему страны;
- с развитием информационно-аналитических инструментов налогового контроля;
- с сокращением издержек налогоплательщиков при исчислении и уплате налогов, а также затрат государства на налоговое администрирование.
Одной из важнейших составляющих является повышение уровня эффективности налогового администрирования.
На основе совершенствования налогового администрирования необходимо:
- создать условия упорядочения и упрощения налоговых процедур,
- упрощения форм и методов налогового администрирования, позволяющих увеличить количество налогоплательщиков, добровольно исполняющих свои обязательства.