Вопрос 7 - Налоговое администрирование: цели, методы.

Установлен новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Решение о проверке контролируемых сделок, доходы и расходы по которым признаны в целях налога на прибыль в 2012 г., может быть принято не позднее 31 декабря 2013 г.

Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок

Камеральная   Выездная
Проводится по месту нахождения налогового органа   Проводится в месте нахождения проверяемого или по месту нахождения налогового органа
Проверяются только документы   Проверяются документы и производственные объекты
Проводится без специального решения налогового органа Проводится только по специальному решению налогового органа
Срок не более 3 месяцев   Срок, как правило, 2 месяца

С 01.01.2012 г. вводится новое понятие «контролируемые сделки» - это те сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным.
К ним относятся:
- сделки между взаимозависимыми лицами;
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (сумма доходов более 60 млн. р.);
- сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в оффшорах (сумма доходов более 60 млн. р.).

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки по реализации товаров (работ, услуг), совершаемые с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми.

n Перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:

q не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

q не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Указанное положение с налогоплательщиками

ЕНВД и ЕСХН применяется с 1 января 2014 г.

Сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России, признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

 

Ø сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает: в 2012 г. - 3 млрд. р., в 2013 г. - 2 млрд. р.; с 2014 г. - 1 млрд. р.;

Ø одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной налоговой ставке, и сумма доходов по сделкам за календарный год должна превышать 60 млн. р.;

Ø среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн. р.;

Ø хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта "Сколково" - он должен приме-нять освобождение от налога на прибыль или перечислять данный налог по нуле-вой ставке;

одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее нулевую ставку; сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн. р.

Ø с 2014 г. хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ, и сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн. р.

 

Предметом сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли являться:

n нефть и товары, выработанные из нефти;

n черные металлы;

n цветные металлы;

n минеральные удобрения;

n драгоценные металлы и драгоценные камни.

Исключения
(
когда сделки, при соблюдении перечисленных условий, не признаются контролируемыми):

сделки между участниками одной и той же КГН (уплата налога на прибыль на основе договора с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности);

сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

- стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;

- у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;

- они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;

- у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;

- отсутствуют обстоятельства для признания сделок контролируемыми.


Крупнейшие налогоплательщики могут заключить соглашение о ценообразовании (это обезопасит их от доначисления налогов, пеней и штрафов по контролируемым сделкам).
За рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн. р.
Участники контролируемых сделок вправе проводить симметричные корректировки налоговых обязательств, исходя из сумм налогов, доначисленных одному из участников сделки в связи с применением цен, не соответствующих рыночным.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения о контролируемых сделках.
Уведомление необходимо направлять, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами КС) превышает:
в 2012 г. 100 млн. р., в 2013 г. – 80 млн. р.
Соответствующее уведомление нужно представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом
За несвоевременное представление уведомления, указание в нем недостоверных сведений - штраф в размере 5000 р.

 

«Налоговое администрирование" – это ряд мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат, включая налоговое бремя плательщика.

Цель налогового администрирования – это обеспечение режима законности в сфере налогообложения.

Принципы администрирования:

- равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений;

- адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков;

- достижение максимальных результатов при минимальных затратах.

Одной из его составляющих является налоговый контроль.

Налоговый контроль включает в себя:
- постановку на учет в налоговом органе;
- налоговые проверки;
- получение разъяснений от плательщика по
исчислению налога;
- осмотр помещений;
- опрос свидетелей.

Учеторганизаций и ФЛ представляет собой регистрацию налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Все налогоплательщики подлежат включению в ЕГРН.

 

Дальнейшее развитие налогового администрирования ФНС связывает:
- с необходимостью обеспечения стабильного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему страны;
- с развитием информационно-аналитических инструментов налогового контроля;
- с сокращением издержек налогоплательщиков при исчислении и уплате налогов, а также затрат государства на налоговое администрирование.

Одной из важнейших составляющих является повышение уровня эффективности налогового администрирования.
На основе совершенствования налогового администрирования необходимо:
- создать условия упорядочения и упрощения налоговых процедур,
- упрощения форм и методов налогового администрирования, позволяющих увеличить количество налогоплательщиков, добровольно исполняющих свои обязательства.