Основополагающие признаки налога

 

В любом современном государстве существует множество различного рода платежей, взносов, сборов и других подобных отчислений граждан и организаций в государственную казну. Например, штрафы за различного рода административные правонарушения; сборы за уборку территорий; платежи муниципалитетам за парковку автомобилей и т.п. Но не все эти отчисления являются налогами.

Отличительная черта налога как экономической категории заключается в наличие в нем совокупности определенных признаков, которые отличают его от любого установленного государством платежа. Указанные признаки представлены на рис. 2.

Рассмотрим их подробнее.

Признак императивности налога предполагает обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Таким образом, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - платить налог в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет. Справедливости ради следует отметить, что в мировой налоговой истории допускалось право налогоплательщика не платить налоги, но с весьма печальными последствиями. Так, граждане Римской империи должны были сообщать цензору (государственному сборщику налогов) о размерах своего имущества для уплаты трибута (общепоимущественный налог со всех граждан Римской империи). Если гражданин не предоставлял данной информации, то он не уплачивал налог, одновременно утрачивая все права и становясь банкротом.

Исходя из признаков можно дать определение «налога».

 

 

Рисунок 1.2. Признаки налога

 

Лаконично неизбежность налогов определил известный политический деятель США Б. Франклин: «Платить налоги и умереть должен каждый...».

Индивидуальная безвозмездностьналогов означает, что, уплатив налог, плательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. Например, оплачивая парковку автомобиля в городе, плательщик имеет право рассчитывать на получение от муниципалитета соответствующей этой плате услуги. Можно возразить, что, платя налоги, граждане получают от государства соответствующие услуги в виде бесплатного медицинского обеспечения, образования и т.д. Однако не всякий налогоплательщик имеет желание или возможность получать эти услуги. Это отличает налоги от некоторых других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно, и поэтому не являющихся налогами.

В связи с этим к налогам не относятся различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются налогами и штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства. При этом налоговые платежи являются индивидуальными, что исключает возможность абсолютного перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Законностьналогов означает, что их установление, начисление и взимание осуществляются в порядке, определенном исключительно законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В частности, в ст. 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства.Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обесценения деятельности государства: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

Признак абстрактностиналогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств — бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. В зависимости от состояния и перспектив развития общества государство отдает предпочтение тому или иному направлению в использовании бюджетного фонда.

Относительная регулярностьналога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.

Возникает естественный вопрос: а зачем вообще нужно выделять налог из всех других платежей, взносов, сборов, устанавливаемых государством? Это нужно не только с точки зрения финансовой теории, но и с позиций практического взимания того или иного платежа. Дело в том, что обязательные для граждан страны платежи могут вводиться не только законодательными органами власти и принимать в силу этого форму закона. Решения о таких платежах могут быть приняты и исполнительными органами власти (правительством, муниципалитетами, министерствами и т.д.). Вместе с тем, если обнаружится, что какой-либо обязательный платеж обладает всеми признаками налога, но при этом он не включен в перечень налогов, установленных в данной стране, то он признается незаконным. И граждане вправе его не платить. Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно дать следующее определение налога. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения, деятельности государства и (или) муниципальных образований.