Лекция 4. Налоговая система РФ, принципы её построения

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте различие между понятиями «налог» и «сбор».?

2. Каковы основные этапы становлоения нормативного регулирования налогообложения в РФ?

3. Каков вклад НК РФ в построение налоговой системы РФ?

4. Какие функции налогов являются основополагающими ?

 

Студент должен:

знать:

- структуру налоговой системы РФ;

- принципы построения налоговой системы в РФ;

- элементы налогообложения;

- права и обязанности субъектов налоговой системы;

уметь:

- определять источники уплаты налогов и сборов.

Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы, ее структура. Характеристика элементов налоговой системы. Источники уплаты налогов и сборов. Субъекты налоговой системы, их права и обязанности: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы.

Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов.

Основной элемент при создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций - налоговая реформа. Принципы построения налоговых систем, их развитие в ходе налоговых реформ представлены на рис. 1.

 
 


Принципы налоговой реформы   Полный учет доходов Однократность обложения
   
       
Равенство форм собственности   Эффективность налогообложения   Учет специфики объектов обложения  
Адекватность условиям формирования рыночной экономики
         

 

Рис. 1. Принципы налоговой реформы

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, первая часть которого введена в действие с 1 января 1999 года, направлены прежде всего на построение стабильной, понятной и единой налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность государственных и частных интересов, стимулирующей повышение эффективности и развитие производства и предпринимательства. Особое значение имеет воздействие налоговой системы на активизацию инвестиционной деятельности организаций.

Под налоговой системой - понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.

В современной России в связи с переходом от централизованно-плановой к рыночной экономике необходимо было в спешном порядке (после августовских событий 1991 г.) формировать адекватную налоговую систему. В течение декабря1991 г. были приняты 10 законов Российской Федерации, в том числе базовый «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 г. № 2118-1), и специальные, посвященнные отдельным налогам – на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам на рекламу и др. В каждом из этих законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др.

Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2 % налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 1992 и 1993 годах (для сравнения – 12,0 % в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).

Мировая практика подтверждает, что система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, - которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.

Другие элементы налога – ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты – в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. Достаточно посмотреть на межстрановые различия по одному из значимых косвенных налогов – НДС. Ставки НДС различаются от 5 % в Японии (льготная ставка - 4,5 %), где обеспечивают 9,4 % общей суммы налоговых доходов, до 18 % в Чили (45 % налоговых доходов) и 25 % в Швеции (льготные ставки – 6 %, 12%, 21 %), где доля в составе налоговых доходов составляет 13,9 %.

Именно отсутствие концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало причиной нестабильности совокупности налогов, введенных с 1992 года. Эта совокупность дополнялась в 1990-е годы новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 года. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1994-1995 гг.), транспортный налог с коммерческих предприятий (1994-1997 гг.), налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (1994-1995 гг.) и др. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы и в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г.№ 2270 « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», благодаря чему общее их число по стране доходило до 200 наименований.

В своем Послании Федеральному собранию РФ президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в 1997 г. признал, что частые изменения в налоговом законодательстве, неполнота и противоречивость нашей налоговой системы расширяют возможности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не защищен. В связи с этим президент обозначил следующие направления реформирования налоговой системы:

— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо в РФ;

— расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;

— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;

—кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.

Осуществление принципов налоговой реформы приведет к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабит стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволит стабилизировать, а затем и начать снижение номинальных ставок налогов.

Становление российской системы налогообложения методом «проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой Налогового кодекса (НК) РФ с 1 января 1999 г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1. Объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2. Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.

3. Источник налога - доход из которого выплачивается налог.

4. Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога.

5. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Предмет налогообложения - это имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения - это юридические факты (действия, события, состояния), которые обслуживают обязанность субъекта заплатить налог; совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога.

Источник налога - резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налог. С экономических позиций в искомом качестве выступает доход или капитал.

Источниками налогов определены: для НДС - добавленная стоимость; для таможенной пошлины - выручка; для земельного налога - себе себестоимость; для налога на рекламу, налога на имущество предприятий, сбора за уборку территорий и некоторых других- финансовый результат; для налога на прибыль и большинство местных налогов - чистая прибыль предприятия; для подоходного налога и иных налогов с физических лиц - совокупный доход.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом.

Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговый оклад - это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу.

В целом налоговое производство можно разделить на две укрупненные стадии: исчисление налогов и уплата налогов. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган, третье лицо, выступающее в роли налогового агента. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Исчисление налога может осуществляться по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года) или по некумулятивной системе (исчисление налоговой базы предусматривается по частям). Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов, а также их сочетаний. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при расчете подоходного налога - кумулятивная система.

Существуют три основных способа уплаты налога:

· уплата налога по декларации, т.е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах;

· уплата налога у источника дохода, т.е. моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

· кадастровый способ уплаты налога, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате налога устанавливаются фиксированные сроки их взноса.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Со срочностью налоговых платежей увязано понятие 'недоимки' - сумма налога, не внесенного в бюджет или внебюджетный фонд по истечении установленных сроков уплаты. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени за каждый день просрочки.

Порядок уплаты налога - это способы внесения налогоплательщиком налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога, будучи элементом налогообложения, предполагает решение следующих вопросов:

направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

средства уплаты налога;

механизм платежа;

особенности контроля за уплатой налога.

Предусмотрено три способа уплаты налогов:

· денежный - в безналичной форме и наличными деньгами;

· имуществом, включая уплату налога валютой или ценными бумагами;

· обращение взыскания на имущество и дебиторскую задолженность.

Существуют следующие способы перечисления налоговых платежей налогоплательщиком:

· самостоятельная уплата;

· уплата налоговыми агентами;

· уплата с помощью налоговых оговорок (влечет за собой применение соответствующих штрафных санкций).

Обязанность налогоплательщика уплатить налог прекращается в момент его уплаты или с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора.

Существуют следующие способы выполнения обязательства:

· уплата налога в бюджет или внебюджетный фонд;

· взаимозачеты с бюджетом;

· налоговый зачет.

Возврат налога возможен лишь после исполнения налогоплательщиком своего налогового обязательства. Возврат излишне поступивших сумм возможен в случаях переплаты или не использования авансовых платежей, ошибки налогоплательщика в расчетах, реализации налоговой льготы и неправомерного взыскания налогов со стороны налогового органа.

Налоги подлежат возврату на основании письменного заявления налогоплательщика, если не истек трехгодичный срок со дня их поступления. Возврат излишне уплаченной суммы не производится в случае наличия недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пени и штрафам.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение двух недель со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет. Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами.

Применяется определенная очередность уплаты налогов, в соответствии с которой уплачивают:

поимущественные налоги;

местные налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

остальные налоги, вносимые за счет прибыли;

налог на прибыль.

Действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности.
В настоящее время налоговая система России уже содержит ряд методов и средств, являющихся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
Вообще характерной чертой новой налоговой системы России становится появление большой группы местных налогов и сборов. Местные органы согласно законодательству могут вводить 21 вид налогов, из которых 3 являются общеобязательными. Это земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и налог на имущество граждан. Остальные 18 устанавливаются (или не устанавливаются) по решению местных органов управления. По большинству местных налогов предельная ставка ограничена законодательством РФ.
Налоговая система России стала формироваться в ее современном виде с 1991 года в результате принятия Закона “ Об основах налоговой системы РФ”. Принятием этого закона хотели положить в основу построения российской налоговой системы два основных принципа:

1. охват налогами всех хозяйствующих субъектов.

2. однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом за один и тот же период времени

Первый принцип реализуется посредством обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. А второй принцип осуществляется таким построением системы налогов, которая позволяет избежать двойного налогообложения. Но, к сожалению, на практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой и в явной форме.
Если сказать в целом о развитии системы налогообложения в России, то можно указать на следующие свойства, которые ей присущи:

1. наличие минимальной суммы дохода.

2. наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога, взимаемого с достаточно больших доходов.

3. налоговое льготы и освобождение от налога определенных категорий граждан и видов доходов.

4. изменение величины налога в зависимости от величины дохода.

5. сведение различных видов дохода одного гражданина в единый общий доход.

6. организация учета и контроля доходов, взимания налогов.

7. санкции за сокрытие доходов и неуплаты налогов.

Отдельные из этих свойств в той или иной степени присущи развивающейся системе налогообложения в России. Законом “Об основах налоговой системы РФ” введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень - это федеральные налоги России.
Второй уровень - налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.
Третий уровень - местные налоги. Нужно отметить, что правительственные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Трехуровневая система налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, займов и др.
Налоговая система России практически создается заново, потому что еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Налоги меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, так как налоги -это гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя.
Краткие выводы из анализа действующей налоговой системы и ее влияние на динамику экономических процессов. За несколько последних лет выкристаллизировались следующие основные диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями.
Во-первых, налоговых поступлений оказывается явно недостаточно для удовлетворительного исполнения федерального бюджета и устойчивого финансирования бюджетов нижнего уровня.
Во-вторых, уровень налогового бремени реального сектора экономики не позволяет финансировать даже простое производство.
В-третьих, значительная часть экономики (теневой сектор, сфера обращения и финансовый сектор) фактически выведены из-под налогообложения.
В-четвертых, общая величина недоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы.
Отраслевая структура налоговых поступлений показывает, что доля налоговых платежей отраслей сферы производства (промышленность, сельское хозяйство и транспорт) в федеральном бюджете приблизительно в 1,5 раза превышает долю товаров в произведенном ВВП. Естественно, поддержание такой нагрузки непосильно для российского производственного сектора.
Меры по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства.

1. Срочное упрочнение налоговых платежей для мелких и средних предприятий с целью иметь для мелких предприятий максимум 2 платежа - социальный налог и плату за лицензию (патент), а средних предприятий - три (еще НДС).

2. Введение дополнительного налога и весомого на элитные автомобили и недвижимость.

3. Серьезное снижение налоговой нагрузки для исправно платящих налоги предприятий и возможность для всех остальных перейти в категорию пониженного налогообложения после погашения недоимки.

4. Немедленный перевод всей бюджетной сферы на сметную систему финансирования, с введением штатного расписания, норм расходов и т.д. Свобода маневра для директоров - только за счет средств, которые сами заработали, никакой свободы за счет бюджета.

5. Правительство должно диктовать цену товаропроизводителю, а не товаропроизводитель - правительству. Но правительство реально и своевременно расплачивается за свой заказ.

6. Полный перевод бюджетных денег в казначейство под управление структур ЦП, как по доходам, так и по расходам.

7. Практическая реализация государственной монополии на табак и алкоголь.
Налоговая система, с одной стороны, постоянно обеспечивает необходимый размер доходов для нормального функционирования социализацию ориентированного, федерального Российского государства, с другой стороны - оставлять налогоплательщикам достаточные финансовые ресурсы.
Особое внимание мы бы хотели уделить тем основным требованиям, которые необходимы для налоговой системы в настоящее время:
А) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности и независимо от видов деятельности.
Б) система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы налогообложения при умелом их сочетании.
В) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства.
Г) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения дохода взимаются разные налоги.
Д) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.
Для современной России особое значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федерального типа.
Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.
Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.