Тема. Сущность и механизм налогового администрирования.

Тема. Способы взимания налогов.

Способы взимания налогов – методы начисления и расчета налогов, а также порядок их перечисления в бюджет.

1. Кадастровый – кадастр представлен в виде справочника, в котором объекты налога разделены на группы по определенному признаку и для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Этот способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (земельный налог);

2. Декларационный – налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах исчисленных сумм налога и другие данные, связанные с расчетом и уплатой налога. Характерной чертой такого способа является то, что налог выплачивается после получения налогоплательщиком дохода;

3. У источника дохода – при этом способе налог удерживается и перечисляется организацией, выплачивающей доход налогоплательщика. При взимании налогов этим способом налоговые платежи перечисляются в бюджет до получения доходов (НДФЛ);

4. Административный – предусматривает возможность уплаты налога на основе налогового уведомления, выписанного налоговым органом (транспортный налог).

Прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов (заработная плата и прибыль) или на стоимость имущества налогоплательщика (дом, квартира, земля).

По сравнению с косвенными налогами эта форма обложения более прогрессивная, т.к. учитывает доходность плательщика, его семейное положение. Налог взимается на стадии получения дохода. Кроме того, налогоплательщик точно знает сумму своего налога.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги – налоги временные с отдельных видов имущества на основе кадастра, учитывающего среднюю стоимость, а не действительную доходность налогоплательщика.

Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемых у источника дохода или по декларации. При личном налогообложении учитывается для каждого налогоплательщика его финансовое положение.

Косвенные налоги – налоги на товары или услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене.

В отличие от прямых налогов они непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Объектом обложения служат товары и услуги (НДС, акцизы).

 

Налоговое администрирование – система управления налоговым процессом в государстве.

Налоговый процесс представляет собой организованную деятельность налоговых органов, налоговых агентов, налогоплательщиков, направленную на исполнение конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.

Процесс налогового администрирования реализуется в различных формах:

1. Налоговый контроль;

2. Налоговое воздействие;

3. Привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство;

4. Налоговое стимулирование;

5. Учет налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению.

Источники налогового администрирования:

1. Конституция РФ (ст. 57);

2. НКРФ;

3. Таможенный Кодекс, Бюджетный, Земельный;

4. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ и др.

Методы налогового администрирования.

Под методами налогового администрирования понимаются способы, средства, с помощью которых налоговые органы воздействуют на налогоплательщиков с целью наиболее эффективного исполнения ими своих налоговых обязанностей.

Методы налогового администрирования подразделяются на 3 группы:

1. На методы административного принуждения (штрафы, принуждения, арест имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика);

2. На стимулирующие методы (применение налоговых льгот, изменение сроков уплаты налогов, налоговые вычеты и т.п.);

3. На методы регулирования (выездные налоговые проверки).

Данные методы направлены на предупреждение неправомерной деятельности налогоплательщиков.

Принципы налогового администрирования.

Основные принципы гармонизации налогового администрирования в государствах-членах Евразийского экономического сообщества были закреплены решением его интеграционного комитета от 5 апреля 2002 г. № 75. К ним относят:

1. Совершенствование организационной структуры аппарата налоговых органов;

2. Совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства;

3. Сокращение налоговых льгот;

4. Развитие информационных технологий в налоговой системе и др.