Указания по ведению учета – определяют технику совершения операций (рекомендации в области БУ) – ст.21 закона №402 - ФЗ
Положения по БУ (федеральные стандарты – ст. 21 закона 402 – ФЗ) - методология
Система нормативного регулирования БУ в КО
Законы:
· О банках и банковской деятельности (ст.40)
· О ЦБ РФ (ст.4)
· О БУ (п.1 ст.22 закона 402 – ФЗ)
ЦБ РФ = орган государственного регулирования БУ.
Формы методологического руководства:
1) План счетов БУ
2) Правила ведения БУ
3) Положения и указания о порядке ведения учета основных банковских операций
4) Перечень форм годовой периодической отчетности
С 01.01.2012 вступает в силу новы закон «О БУ» (ст. 23 закона 402 – ФЗ). ЦБ утверждает:
1) отраслевые стандарты и обобщает практику их применения (положения)
2) Участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов (ПБУ)
3) Участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов
4) Участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов (Национальный совет по БУ)
5) Осуществляет иные функции, предусмотренные ФЗ
Уровни нормативного регулирования БУ в КО:
1. ФЗ и иные законодательные акты:
a) Кодексы (ГК РФ, НК РФ) – содержание договора банковского вклада, кредита, формы безналичных расчетов, налоги, порядок открытия счетов клиентов
b) Закон «О БУ» №402 – ФЗ от 02.12.11г
c) Закон «О Банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.90
d) Закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.95
e) Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.12.98
f) Закон «О аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.08
a) Положение 385 - П от 16.07.2012 «О правилах ведения БУ в КО, расположенных на территории РФ»
· Часть 1 –«Общая часть» - содержатся принципы бух учёта в КО, состав элементов, подлежащих закреплению в учётной политике и ряд общих рекомендаций (например, кто отвечает за организацию учёта в банке)
· Часть3 – «Организация работы по ведению учёта» - принципы построения учётного аппарата, документация и документооборот, особенности совершения кассовых расчётов и иных операций, порядок хранения документов, порядок синтетического и аналитического учёта
· Приложение 2 - «Организация БУ в дополнительных офисах»
· Приложение 3 – «Порядок определения доходов, расходов, финансовых результатов и отражение в БУ» - приложение 3 заменяет 9 и 10 ПБУ
· Приложение 10 «Порядок учета ОС, НА и МЗ» - заменяет 5,6,14 ПБУ
· Положение 11
· Положение 12
b) №383 –П от 19.06.2012
c) «О проведении безналичных расчётов КО в РФ» №2-п от 03.10.2002 в ред. от 13.05.2011 – не действ – сейчас №383- П от 19.06.12
d) «О порядке предоставления (размещения) КО ДСв и их возврата (погашения)» №54-п от 31.08.1998 в ред. от 27.07.2001
e) №254-П «О порядке формирования КО резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» в ред. от 03.06.2010г.
f) №283-П от 20.03.2006 «О порядке формирования КО резервов на возможные потери» в ред. от 03.11.2009 и др.
a) «О правилах ведения БУ в КО, расположенных на территории РФ» №385-п от 16.07.2012 (приложения 1, 4-9)
· часть 2 – план счетов и характеристика счетов
· приложение 1 «Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации»
· приложение 5 «Перечень операций в КО, подлежащих дополнительному контролю»
б) Указания, письма, телеграммы ЦБ (например: Указание №2161 – У от 29.12.2008 «О порядке оформления мемориального ордера»)
4. Стандарты экономического субъекта (рабочие документы, регулирующие учет в конкретном банке – ст.21 закона №402 - ФЗ)
a) Учетная политика конкретного банка
b) Рабочий план счетов - закрепляем счета с учётом имеющихся у нас лицензий и совершаемых нами операций
c) Формы первичных учетных документов (например, распоряжение о начислении процентов)
d) Правила документооборота в конкретном банке – т.е. движение документов – куда поступают и т.д.
e) Рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций
f) И другие документы, совокупность которых формирует учетную политику КО
2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БУ В КО
БУ банка должен обеспечивать правильное, непрерывное и точное отражение банковских операций с целью получения адекватной состоянию банка информации: по составу имущества, активов и обязательств для принятия решений по эффективному управлению банковским капиталом = часть1 (общая часть) положения №385 – П «Задачи бухгалтерии банка»
Задачи бухгалтерии банка:
· формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности – руководителям, учредителям, акционерам, а также внешним пользователям – инвесторам, кредиторам.
· ведение подробного, полного и достоверного БУ всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов
· выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости КО и предотвращения отрицательных результатов её деятельности
· использование БУ для принятия управленческих решений.
Объекты БУ:
· Имущество
· Обязательства
· Финансово-хозяйственные операции
Принципы и качественные характеристики информации ведения БУ в КО (ПБУ 1 от 2008, часть 1 п.385 - П)
1. Принцип непрерывности деятельности - банк продолжит деятельность в будущем, будет отражаться в системе счетов и проводимых действиях (резервы, модернизация и т.д.)
2. Отражения доходов и расходов по методу начисления = метод начисления – это когда доходы и расходы отражаются в учёте не зависимо от того, когда мы их получим
3. Постоянство правил БУ - чтобы получать сопоставимую информацию для пользователей (разработать УП, выбрать варианты ведения БУ)
4. Принцип осторожности - все активы и обязательства должны осторожно: активы не завышаться, а обязательства не занижаться
5. Своевременность отражения операций – операции должны отражаться в день их совершения – в банке важно, так как баланс составляется ежедневно
6. Раздельное отражение активов и пассивов (чтобы не ввести в заблуждение наших пользователей, нет активно-пассивных счетов, нет возможности свернуть счета)
7. Приоритет экономического содержания над юридической формой
8. Преемственность входящего баланса – остатки на балансе на конец дня - будут являться входящими остатками начала на следующий день
9. Открытость - банковская отчётность публикуется обязательно
10. Консолидация данных филиалов - прописана ЦБ РФ (и последние 2 тоже)
11. Оценка активов и обязательств – положение № 385-П - активы и обязательства принимаются к учету по первоначальной стоимости, потом ведутся по правилам
12. Исключение дублирования в учете ценностей и документов (если мы отразили актив на балансе, то на внебалансовых не должно его быть)
3. ОПЕРАЦИОННАЯ ТЕХНИКА БАНКА И СТРУКТУРА УЧЕТНО-ОПЕРАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА
Операционная техника в банке = это совокупность правил и технических приемов по совершению и оформлению расчетно-денежных операций, их учету и контролю.
Операционная техника в каждом банке зависит от его размера, совокупности выполняемых операций, филиальной сети, имеющихся технических и программных средств (она влияет на документооборот в банке, на сроки выполнения операций, на сроки составления и предоставления отчетности).
Операционный день (условное понятие) = операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату. Он состоит из 2х частей:
· Операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки
· Период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в учете операций, совершенных в течении операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня и составление ежедневного баланса
Продолжительность операционного времени определяется КО самостоятельно (работа с клиентами).
Если время работы служб, совершающих операции, не совпадает со временем работы бухгалтерии банка продолжительность операционного времени для таких операций устанавливается в рамках режима работы соответствующих служб.
Если операции совершены после окончания операционного времени, они отражаются в учете следующим операционным днем
Операции, совершенные в выходные и праздничные дни оформляются первичными документами календарной датой фактического их совершения и могут отражаться в учете этой календарной датой или следующим за выходным рабочим операционным днем.
Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания самостоятельного структурного подразделения (в составе могут выделяться специализированные отделы и департаменты) и образования в его составе специализированных отделов.
Конкретные обязанности бухгалтерских сотрудников и закрепление обслуживаемых счетов определяет главный бухгалтер или по его поручению начальники отделов и оформляются в письменной форме (книга закрепления лицевых счетов)
Все бухгалтерские работники, не зависимо от того в каком подразделении банка они находятся в части выполнения бухгалтерских операций и ведения БУ подчиняются главному бухгалтеру КО.
Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные операции по установленному кругу операций, за исключением операций, требующих дополнительного контроля (Положение № 385-П)
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ И ДОКУМЕНТООБОРОТА В БАНКЕ
Все операции отражаются в учете на основании расчетно-денежных и иных документов
Формы первичных документов разрабатываются ЦБ РФ (кассовые = №199-П, расчетные документы: платежные поручения, переводы = №383 – П).
По операциям, где отсутствуют типовые формы – они разрабатываются каждым банком самостоятельно (например: начисление %, выдача кредитов).
Каждый из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи должен иметь обязательным реквизиты (№385 – П части 3 п. 1.9.5.):
· Проводка (Д двадцатизначный и К двадцатизначное число лицевого аналитического счета)
· Дата проводки
· Подпись бухгалтерского работника, оформившего документ. А операциям, требующего дополнительного контроля = подпись контролирующего работника (приложение 5). А по операциям КО, связанным с перечислением средств клиентам, другим организациям – подписи руководителя КО и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц
· Счета, операции по которым проводятся с контрольной подписью приведены в приложении № 5 к положению № 385-П (счета 102, 105, 106, 107, 108, 109, 202 «Наличная валюта и платёжные документы», 303 «Расчёты с филиалами», 203, 204, 302, 401-408, депозитные счета 410-440 – по закрытию счетов, ссудные счета нерезидентов, 705, 706, 707, 708)
Классификация документов, образующихся в деятельности КО:
1. По месту формирования
· Банковские (кассовые документы) – кассовые ордера, квитанции, распоряжения отделов, платежный ордер, дебетовые и кредитовые авизо
· Клиентские, то есть те, которые нам приносят клиенты (распоряжения) – чек, объявление на взнос наличными, платежное поручение, платежное требование
2. По характеру отражаемых операций (расчетно-денежные документы):
· Кассовые - все документы, в которых отражается движение денег в кассе, могут быть:
Ø приходными (объявление на взнос наличными, ведомость к сумке с денежной наличностью при инкассации, квитанции)
Ø расходными (расходные кассовые ордера и денежные чеки)
· Расчетные (положение №383 – П) – платежное поручение, платежное требование, расчетный чек, аккредитив
· Мемориальные ордера – используются при оформлении внутрибанковских операций (мемориальным ордером оформляются – начисление %, амортизации, оприходование ОС, з/п). Мемориальная форма утверждена ЦБ от 29 декабря 2008 и близка к платёжному поручению – содержит дебет, кредит, название счетов
· Внебалансовые – отражаются операции на внебалансовых счетах, то есть открытие лимитов кредитных линий (помещение в очереди неоплаченных документов)
Этапы документооборота:
1. Составление первичных документов – должны быть выполнены требования по оформлению этих документов (положения № 199 - П, № 383 - П) + организация выполнения требований по оформлению первичных документов
2. Организация выполнения требований по оформлению первичных 383 - П) + организация выполнения требований по оформлению первичных документов
2. Организация выполнения требований по оформлению первичных документов
3. Прием документов к исполнению и составление при необходимости документов КО
4. Проверка документов и отражение на счетах БУ – происходит с учетом правил положения №385 – П и требований к ответственности исполнителям и контролирующим органам
5. Передача документов в архив (положение № 385 – П).
Документы за каждый операционный день подшиваются в отдельные папки – «документы дня», в возрастающем порядке дебетуемых счетов и после сдачи баланса сдаются в архив, где документы текущего года хранятся отдельно от документов предшествующих лет.
29.09.2012
В отдельные папки подшиваются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по операциям с драгоценными металлами, с иностранной валютой и по другим операциям кредитной организации, имеющим разные сроки хранения.
На титульном листе помещаются:
· Сроки хранения
· Архивный индекс
· Наименование КО
· Бухгалтерские документы по сумме и срокам
Сброшюрованные документы подшиваются, их сумма сверяется с итогом оборотом по оборотной ведомости.
Подготовленные документы за истекший день, не позднее следующего рабочего дня должны быть переданы в архив. До момента передачи они хранятся в несгораемых шкафах.
КО вправе организовать хранение документов в виде электронных баз данных с возможностью их распечатки при необходимости по установленным формам.
В архиве КО должна обеспечить сохранность
В настоящее время отсутствует нормативный документ, утвержденный архивным ведомством, определяющий сроки хранения документов, образующихся в деятельности КО.
Общие нормативные документы (первичные документы):
· НК (часть 1 №146-ФЗ) = срок 4 года
· Закон «о БУ» №216 - ФЗ = срок 5 лет
Сроки хранения (устанавливаются внутри КО):
· Годовая бухгалтерская отчетность – постоянно
· Книги регистрации открытых счетов ЮЛ - постоянно
· Карточки учета вкладчиков - постоянно
· Лицевые счета по ЗП сотрудников – 75 лет
· Документы по закрытым счетам вкладчиков: образцы подписи, ордера на выдачу и перевод, завещательные распоряжения – 25 лет
· Мемориальные ордера и кассовые документы для ФЛ – 5 лет
· Журналы, книги, договора – 5 лет