ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ

Содержание тренировки, в теории и практике спорта пони­мается как сумма всех сторон учебно-воспитательной и трениро­вочной работы со спортсменами и включает в себя техническую, физическую, психологическую, тактическую и теоретическую под­готовку.

Техническая подготовка. Под технической подготовкой в гим­настике понимают совокупность необходимых или фактически выработанных двигательных навыков и сопутствующих качеств. В процессе обучения и тренировки решаются следующие задачи:

1. Овладение кругом разнообразных по сложности двигатель­ных навыков, составляющих собой основной предмет технической подготовки.

2. Закрепление и совершенствование раннее приобретенных двигательных навыков.

Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в процессе тренировки.

Техническую подготовку составляют:

1. Элементы начальной «школы» гимнастов такие как, овла­дение важнейшими рабочими положениями на снарядах, эле­ментами гимнастического стиля, элементами пластики, гибкостью, силой, координацией движений.

2. Базовые двигательные действия. К ним относятся сложно-координированные действия универсального назначения, исполь­зуемые в виде частных навыков. Это удержание динамической
осанки при выполнении сложнокоординированных движений, владение техникой силовых перемещений, умение сохранять ста­тическую устойчивость в равновесных положениях, владение тех­никой бросковых движений, владение безопорными вращениями и вращениями от опоры.

Профилирующие элементы. К ним относятся центральные элементы в группах родственных движений, объединенных по принципу сходства в технике. Овладение профилирующими эле­ментами облегчает затем разучивание других более сложных элементов данной структурной группы. На этапе специализиро­ванной подготовки овладение как можно большим кругом про­филирующих элементов на всех видах гимнастического много­борья является одной из центральных задач технической подго­товки гимнастов.

Физическая подготовка. Это процесс развития физических способностей гимнастов, необходимых для технической подго­товки.

Для овладения программными упражнениями гимнастам необходим определенный уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. На воспита­ние этих качеств и направлены средства общей и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка предусматривает применение физических упражнений с самым широким спектром воздейст­вия, на все органы и системы организма с целью повышения
функциональных возможностей гимнаста и приобретения высо­кой работоспособности. С помощью кроссов и бега у гимнастов развивается общая выносливость, улучшается эластичность мышц, совершенствуется дыхательная и сердечно-сосудистая система. С помощью спортивных мер у гимнастов развивается быстрота, ловкость, координация движений. Значительную роль в решении задач всестороннего физического воспитания отводит­ся общеподготовительным упражнениям (как гимнастическим, так и из других видов спорта). Это различные виды ходьбы и бе­га, прыжки и метания, упражнения с отягощениями (гантели, ги­ри, штанга).

Специальная физическая подготовка направлена на преиму­щественное развитие тех качеств, которые обеспечивают выпол­нение конкретных упражнений на всех видах гимнастического многоборья. Основными средствами специальной подготовки являются прежде всего соревновательные упражнения, а так­же специально-подготовительные развивающие упражнения обеспечивающие прогрессирующее развитие качеств и эффек­тивность процесса обучения и тренировки гимнастов. При раз­витии физических качеств гимнастов необходимо предусмотреть их «функциональную избыточность», т. е. такое развитие физи­ческих качеств и способностей, которое в значительной мере пре­вышает минимально необходимые для решения двигательных за­дач, стоящих перед гимнастом. Всесторонняя физическая подго­товка должна строиться на основе органического единства общей и специальной подготовки. На различных этапах подготовки гимнастов существуют самые разнообразные соотношения сред­ств общей и специальной физической подготовки. Например: в начале подготовительного периода преобладают средства общей физической подготовки, а по мере приближения к соревнователь­ному периоду и в самом соревновательном периоде соотношение средств меняется — возрастает объем специально-подготовитель­ных и соревновательных упражнений при снижении объема об­щеподготовительных. В переходном периоде вновь возрастает объем упражнений общей физической подготовки. По мере роста спортивного мастерства гимнастов удельный вес специально подготовительных и соревновательных упражнений постепенно воз­растает.

Психологическая подготовка. Современный уровень спортив­ных достижений требует от гимнастов совершенства всех психи­ческих функций, от которых зависит успешная деятельность гим­наста. В зависимости от задач психологическая подготовка де­лится на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка ставит целью воспитание устойчивых интересов и мотивов, определяющих отношение гим­настов к тренировке и к своему спортивному совершенствованию, воспитание нравственных и волевых качеств, развитие способ­ностей к созданию двигательных действий, формирование навы­ков саморегуляции психических состояний. Приемы общей пси­хической подготовки реализуются в ходе систематических заня­тий в форме конкретных заданий. Например: мысленно воспроиз­вести двигательное действие и т. п.

Специальная психологическая подготовка направлена на формирование готовности к конкретному соревнованию. Готов­ность к конкретному соревнованию зависит от установки на ре­зультат в данных соревнованиях. Мастерство тренера заключа­ется в том, чтобы в ходе психологической подготовки к соревно­ваниям, сформировать у своего ученика верную установку, адек­ватную его силам и возможностям. Установка как готовность определенным образом выступить в соревновании наиболее пол­но реализуется при правильном соотношении психической нап­ряженности и устойчивости. Психическая напряженность явля­ется непременным условием успешной соревновательной деятель­ности. Уровень ее определяется «высотой» соревновательной ус­тановки. Психологическая напряженность в силу каких либо обстоятельств иногда бывает чрезмерной или недостаточной. В обеих случаях необходима умелая коррекция психической нап­ряженности за счет регуляции психического состояния гимнаста (самовнушение, регуляция внимания, дыхания, специальные формы разминки).

Вторым фактором для успешной реализации сформирован­ной установки является психическая устойчивость. Это способ­ность эффективно выполнять соревновательные действия в ус­ловиях повышенной психической напряженности. Таким образом подготовка к конкретному соревнованию должна предполагать решение трех психолого-педагогических задач:

1. Формирование установки, адекватной возможностям гим­наста.

2. Обеспечение необходимого уровня психической напряжен­ности.

3. Создание необходимого уровня психической устойчивости.
Для подготовки гимнаста к выступлению на соревнованиях могут применяться следующие примеры:

— ограничение специальной нагрузки, уменьшение количест­ва подходов;

— создание ситуации присутствия зрителей;

— создание условий «внешнего» судейства;

— исключение приемов страховки;

— устранение облегченных условий;

— «игра» на лучшее исполнение;

— выполнение упражнения на оценку в состоянии утомления;

— проведение контрольных соревнований.

Проведение этих приемов должно сопровождаться «внушаю­щей» информацией гимнасту о его возможностях в данном сорев­новании. Таким образом будет решаться вопрос целенаправлен­ного формирования соревновательной установки.

Тактическая подготовка в гимнастике не имеет такого решаю­щего значения, как в других видах спорта (боксе, борьбе, фехто­вании, спортивных играх). Однако в зависимости от условий и обстановки соревнований, гимнастам приходится использовать в своей соревновательной деятельности целый ряд тактических пра­вил и приемов, которые помогают им достичь желаемого резуль­тата. Тактическим приемам и правилам ведения спортивной борь­бы, гимнастов надо обучать заранее. Готовясь к соревнованиям следует помнить тактические правила:

1. Не рекомендуется в комбинацию включать те элементы, ко­торые на соревнованиях могут привести к срыву, падению.

2. Важно в самом начале состязаний произвести на судей хо­рошее впечатление.

3. В команде заранее наметить лидеров. В команде целесооб­разно иметь хотя бы двух лидеров.

4. Важно определить очередность вызова гимнастов к снаря­ду. Первый гимнаст должен быть надежным и получать хорошую оценку. Далее в списке гимнасты располагаются так, чтобы каж­дый последующий был лучше предыдущего.

5. Иметь запасной вариант комбинации, который бы помог выиграть соревнования на одном из видов.

Важнейшим средством тактической подготовки является тща­тельное изучение гимнастами правил и положения о соревнова­ниях.

Теоретическая подготовка предусматривает овладение гимнастом специальными знаниями теории и методики спортивной тренировки, основами техники гимнастических упражнений, фи­зиологии, психологии, знание правил соревнований и др. Толь­ко при этом условии учебно-тренировочный процесс будет наибо­лее продуктивным.

 

В процессе тренировки гимнастов последовательно и одно­временно решаются многочисленные задачи: осваиваются новые элементы, соединения, комбинации, повышается уровень психи­ческой и психологической подготовленности, совершенствуется исполнительное мастерство, стабилизируется надежность их ис­полнения, организуется подготовка к соревнованиям и выступле­ние в них.

Сущность планирования заключается в рациональном рас­пределении задач во времени.

С учетом масштабности задач, их разнохарактерности тре­нировочный процесс делится на различные по продолжительнос­ти отрезки: от одного занятия до длящегося 4 года олимпийского цикла. 4-х летний цикл состоит из годичных циклов, каждый из ' которых имеет свою направленность: учебно-тренировочную или тренировочно-соревновательную.

Годичный цикл тренировки подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Эти три пе­риода связаны с процессом становления спортивной формы, ко­торый имеет фазовый характер. Выделяют три фазы развития спортивной формы: фазу приобретения спортивной формы (под­готовительный период), фазу относительной стабилизации спор­тивной формы (соревновательный период) и фазу временной ут­раты спортивной формы (переходной период). Тренировочный процесс планируют так, чтобы гимнаст подошел к наиболее от­ветственным соревнованиям года в состоянии наивысшей готов­ности. Поэтому тренировка должна строиться не только на осно­ве биологических закономерностей развития спортивной формы, но и с учетом календаря соревнований. Таким образом педагоги­ческий процесс тренировки является по существу процессом уп­равления развитием спортивной формы гимнаста. В подготови­тельном периоде решаются следующие задачи:

— освоение новых упражнений;

— модернизация программы;

—повышение уровня развития физических качеств,

В соревновательном периоде решаются задачи, направлен­ные на непосредственную подготовку к соревнованиям:

— совершенствование комбинаций;

— отработка тактических вариантов выступлений в условиях моделирующих соревнования.

— участие в соревнованиях.

Переходной период предусматривает решение задач актив­ного восстановления организма для перехода на новую ступень спортивного совершенствования. Каждый из периодов не одно­роден по содержанию. Многочисленные задачи в данном перио­де решаются чаще всего не одновременно, а последовательно, что и определяет в нем выделение этапов. Количество этапов опре­деляется педагогическими задачами.

В связи с этим в подготовительном периоде выделяют два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. На первом этапе решаются задачи повышения уровня общей фи­зической подготовки. Основными средствами здесь являются общеразвивающие упражнения, упражнения из других видов спор­та, спортивные и подвижные игры. Этот этап тренировки должен создать необходимые условия для непосредственного вхождения б спортивную форму. Надо добиться того, чтобы гимнасты на этом этапе восстановили технику ранее изученных элементов.

На втором этапе главное внимание уделяется изучению /тех­ники новых гимнастических упражнений и совершенствованию в ней. К концу второго этапа гимнасты осваивают программные комбинации и достигают высокого уровня спортивной формы. Физическая подготовка становится более специализированной, целенаправленной.

В соревновательном периоде выделяются:

— этап стабилизации программы;

— этапы «непосредственной» и «завершающей» предсоревновательной подготовки;

— этап реализации, связанной с участием в соревнованиях;
Переходный период включает два этапа:

— этап активного восстановления;

— этап «втягивающих» занятий.

Одним из распространенных вариантов построения трениро­вочного цикла является завершение его не одним, а несколькими соревнованиями, отстающих друг от друга на срок от недели до 1-1,5 месяцев. В этом случае строится «сдвоенный» или «строен­ный» соревновательный период с повторяющимися его этапами непосредственной и завершающей предсоревновательной подго­товки.

Каждый этап состоит из микроциклов. Наиболее распростра­нены недельные микроциклы тренировок. Недельные микроцик­лы позволяют рационально спланировать занятия разсостоит из микроциклов. Наиболее распростра­нены недельные микроциклы тренировок. Недельные микроцик­лы позволяют рационально спланировать занятия разной направ­ленности в сочетании с днями отдыха. По степени соответствия текущим задачам подготовки выделяют несколько типичных мик­роциклов тренировки:

1. Втягивающий микроцикл. Планируется после отдыха. Наг­рузка постепенно увеличивается.

2. Основной микроцикл. Нагрузка оптимальная, позволяющая проводить работу без снижения работоспособности в течение 2-3 недель.

3. Ударный микроцикл. Нагрузка возрастает и приближается к «потолку» возможностей гимнаста.

4. Восстановительный микроцикл. Нагрузка снижается с целью отдыха, после больших напряжений.

5. Модельный микроцикл. Нагрузка соревновательная.

6. Настроечный микроцикл. Планируется непосредственно перед соревнованием. Нагрузка снижается, но возрастает состоя­ние психической напряженности.

Каждый из дней микроцикла имеет ту же направленность, что и микроцикл. Таким образом планирование тренировки на каждом этапе можно представлять как определение очередности микроциклов. Зная общие закономерности в планировании наг­рузки, развитии спортивной формы и типы микроциклов, можно более рационально управлять тренировочным процессом.

Планирование тренировки тесно связано с планированием и учетом нагрузок. Под нагрузкой в гимнастике понимают способ к мера воздействия на организм занимающихся специфическими упражнениями с целью достижения состояния тренированности и подготовленности к соревнованиям. Наиболее употребимыми ха­рактеристиками нагрузки является ее объем и интенсивность. Объем нагрузки — это количество элементов выполняемых за тренировку. Интенсивность нагрузки измеряется количеством со­единений и комбинаций выполненных за тренировку и характе­ризует напряженность работы. Анализ тренировки ведущих гим­настов показал, что в подготовительном периоде нагрузка посте­пенно нарастает как по объему так и по интенсивности. В сорев­новательном периоде нагрузка колеблется и имеет типичные из­менения в соревновательных циклах: в начале соревновательно­го цикла наблюдается постепенное повышение объема и интен­сивности нагрузки, далее идет сохранение объема и интенсивнос­ти нагрузок примерно на одном уровне и некоторое снижение нагрузки перед соревнованиями по объему и сохранению ее интенсивности. В переходном периоде объем и интенсивность наг­рузки снижается.