Вопросы для самоподготовки

СТРУКТУРА МАХОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Почти все гимнастические элементы являются сложной целью взаимосвязанных и взаимообусловленных действий. Выпадение какого-либо звена цепи влияет на качество исполнения элемен­та в целом.

Тело спортсмена, выполняющего упражнение на снаряде, в биомеханике рассматривается как система звеньев, обладающая относительно друг друга определенной подвижностью. Так как дистальные звенья этой системы чаще всего бывают не закреп­лены (обычный вис), то о теле гимнаста принято говорить как об открытой кинематической цепи. Звенья цепи — звенья тела че­ловека — при исполнении упражнений на снарядах никогда не перемещаются изолированно. Механическая связь, имеющаяся между ними, заставляет их взаимодействовать друг с другом. Движение возникшее на одном участке цепи передается благо­даря действию реактивных сил на другие участки. При этом смеж­ные звенья в один и тот же момент подвергаются действию про­тивоположно-направленных внутренних сил. Так, если ноги гим­наста получают ускоренное вращение по часовой стрелке, то од­новременно туловище под действием реактивных сил стремится поворачиваться в противоположном направлении. При махе, ис­полняемом всем телом, такие относительные перемещения звень­ев приводят обычно к ускорению одних и торможению других.

Различные действия, исполняемые гимнастом по ходу упраж­нения, играют разную роль в движении. В зависимости от этого в структуре гимнастических элементом принято различать под­готовительные, основные и завершающие действия.

Задача подготовительных действий заключается в том, что­бы подготовить последующую, более важную часть упражнения. Подготовительные действия состоят из одной или нескольких фаз и преследуют основную цель — в определенный момент движения привести звенья тела в такое положение относительно друг друга и снаряда и сообщить им такую скорость, чтобы основные дейст­вия были выполнены в наилучших условиях. Практически, смысл выполнения подготовительных действий сводится к тому, чтобы при оптимальной скорости вращения подготовить мышцы к эффективному выполнению основных действий. Известно, что наи­более эффективно сокращаются мышцы в условиях предвари­тельного оптимального натяжения. Так в движениях разгибом фаза подготовительных действий включает в себя сгибание в та­зобедренных суставах, при этом мышцы задней поверхности тела натягиваются. При выполнении большого маха гимнаст переме­щаясь к нижней вертикали сначала слегка сгибается в тазобедренных суставах, а затем перераспределяя скорость дви­жения звеньев тела перед выполнением основных действий про­гибается, тем самым растягивая мышцы передней поверхности те­ла. Таким образом от подготовительных действий зависит качест­во выполнения упражнения в целом.

Основные действия следуют непосредственно за подготови­тельными и представляют собой решающее звено в цепи движе­ний, составляющих упражнение. Они обычно связаны с макси­мальным приложением мышечных усилий, перемещением звень­ев тела с наибольшей скоростью и наиболее значительными ус­корениями. От основных действий зависит возможность выпол­нения элемента в целом, в связи с чем их принято называть тех­нической основой упражнений. Основные действия как правило состоят из нескольких фаз. Основные действия элементов, в ко­торых вращательное движение выполняется в одном, неизмен­ном направлении делят на 2 фазы. 1-я фаза характеризуется ус­коренным хлестообразным движением ног за счет сокращения мышц живота и усилий прилагаемых гимнастом при взаимодей­ствии с опорой. Во второй фазе кинетическая энергия накоплен­ная ногами, перераспределяется между другими звеньями. При этом звено, перемещается в 1 фазе наиболее активно, отдает часть своей энергии смежным звеньям —туловищу, рукам. Осу­ществляется это за счет изменения характера усилий, прилагае­мых к звеньям. Завершающие действия — последняя. фаза гимнастического упражнения- В зависимости от места элемента в комбинации они могут быть как впол­не самостоятельными (в соскоках), так и непосредственно пред­шествовать подготовительным действиям следующего движения, но могут придавать упражнения признаки, благодаря которым возникают варианты сходных по структуре движений.

1. Охарактеризуйте статические упражнения.

2. Охарактеризуйте силовые перемещения.

3. Дать характеристику устойчивому, неустойчивому и безразличному равновесию.

4. Плечо и момент силы тяжести.

5. Дать характеристику динамическим упражнениям.

6. Перечислить внешние силы действующие на гимнаста.

7. Внутренние силы.

8. Взаимодействие внутренних и внешних сил при исполнении гимнасти­ческих упражнений.

9. Инерция и момент инерции.

10.Количество движения и момент количества движения.

11.Основные механизмы маховых движений.

12.Структура маховых гимнастических упражнений.

13.Охарактеризуйте подготовительные действия.

14.Охарактеризуйте основные и завершающие действия.