ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ УРОКА

В подготовительной части урока решаются многочисленные задачи. Их можно объединить в две группы: 1. Физиологические, куда относятся:

а) Подготовка Ц. Н. С. и вегетативных функций учеников к предстоящей работе.

б) Восстановление возможной подвижности в суставах.

в) Подготовка двигательного аппарата к действиям, требую­щим значительных мышечных напряжений в основной части уро­ка.

Решив эту группу задач, мы повышаем работоспособность учеников, подготавливаем их к выполнению основной учебной ра­боты, обеспечиваем предупреждение травматизма.

Вторую группу задач подготовительной части урока состав­ляют образовательные задачи. Сюда относятся: а) Формирова­ние у занимающихся умений выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами, б) Овладевание школой движений, гимнастическим стилем выполнения упражнения.

Физиологические задачи в каждом уроке гимнастики нужно решать в полной мере, т. к. состояние готовности к выполнению упражнений основной части урока, не может сохраниться про­должительное время. Иначе дело обстоит с образовательными задачами. В зависимости от местa урока в учебном плане, состава занимающихся и других условий проведения занятий, обра­зовательные задачи можно решать на одних уроках в большей, на других в меньшей мере. Так на занятиях гимнастикой в предзачетных уроках или, если в зале недостаточно тепло (ниже 17°С) подготовительную часть урока целесообразно подчинить задачам разминки — решению физиологических задач. Во всех других случаях на занятиях гимнастикой образовательным за­дачам надо уделять не меньше времени, чем собственно — раз­минке. Но даже в тех случаях, когда подготовительная часть в общем посвящена разминке, в ней решаются и o6разовательные задачи. Требуя от учеников выполнения упражнений с оттяну­тыми носками, прямыми ногами, с красивой осанкой, учитель тем самым формирует гимнастический стиль выполнения упраж­нений. Задачи подготовительной части урока решаются разно­образными средствами: строевыми упражнениями, общеразвивающими упражнениями без предметов, с предметами, отягощени­ями; упражнения в сопротивлении, на гимнастической стенке, скамейке. При подборе упражнений, важно чтобы они оказыва­ли разностороннее влияние на организм занимающихся. Здесь целесообразно давать упражнение умеренной интенсивности, т. к. слишком интенсивное выполнение упражнения в подготовительной части урока может снизить работоспосоность учеников в основной части. В связи с этим в подготовительной части не следует обращать серьезное внимание на развитие таких качеств, как сила, выносливость. Выбор упражнений для подготовитель­ной части урока зависит от условий проведения, от задач урока и от состава занимающихся. Если основное назначе­ние подготовительной части сводится к разминке, то количество упражнений будет меньше, а форма их проще. Времени на их выполнение будет отводиться меньше. 5-7 мин, средний возраст и 10-12 мин. старший возраст. Если необходимо в подготовительной части решать и образовательные задачи, то количество упражнений увеличивается и время на их выполнение отводится больше. Между задачами которые решаются в подготовительной части урока, должна быть предусмотрена определенная логи­ческая взаимосвязь, обусловленная как физиологическими фак­торами, так и смысловой последовательностью упражнений. При составлении комплексов О. Р. У., руководствуясь принципом постепенности, придерживаются следующего порядка: сначала упражнения типа подтягивания, упражнения для рук, плечевого пояса, упражнения для туловища, ног, смешанного характера, сочетающие одновременные движения ногами, туловищем, ру­ками, прыжки, бег, ходьба, упражнения на расслабление. По ха­рактеру физических нагрузок и по координационным механиз­мам, упражнения подготовительной части должны соответствова­ть предстоящей деятельности в основной части урока. Для этого в состав упражнений включаются специальные имитационные и подводящие упражнения.

В зависимости от задач урока, подготовительности занима­ющихся и условий его проведения комплекс упражнений подго­товительной части урока можно провести раздельным, поточным или проходным способом.

Раздельный способ характеризуется наличием пауз между упражнениями комплекса, а также относительным постоянством места действия занимающихся. Этот наиболее доступный способ проведения упражнений широко применяется в практике школы. Для создания представления об упражнении применяется: «по­каз», «рассказ» или одновременный «показ и объяснение». Ко­манды подаются следующие: «исходное положение принять», «упражнение начинай!», «Стой!». Этим способом хорошо прово­дить подготовительную часть урока с учениками младших и средних классов, а также когда подготовительная часть посвяще­на в большей своей части решению образовательных задач. При проведении упражнений этим способом создаются благоприят­ные условия для исправления ошибок. Недостаток этого спосо­ба в том, что на создание представления об упражнении тратит­ся много времени и как следствие не высокая моторная плот­ность подготовительной части урока.

Поточный способпроведения подготовительной части заклю­чается в том, что все упражнения комплекса или отдельные его части выполняются непрерывно без остановки. Этот способ по­вышает плотность занятий, активизирует деятельность Ц. Н. С. Поточным способом обычно проводят упражнения с подготов­ленными учениками и когда основное направление подготови­тетельной части — разминка. При составлении комплекса упраж­нений, проводимых поточным способом следует использовать знакомые занимающимся упражнения и удобные переходы от одних упражнений к другим. Преподаватель, предельно кратко называет очередное упражнение в момент выполнения учениками предыдущего в том же темпе и ритме. Чтобы учащие­ся не сбивались во время объяснения, нужно, называя очередное упражнение, выполнять то, которое делают ученики. Показы­вать новое упражнение нужно тогда, когда класс начнет его вы­полнять. Для перехода к следующему упражнению подается ко­манда: предварительная (на счет 1,2) «последний раз!» и ис­полнительная (на счет 3,4), «Наклоны можно!», «с правой мож­но», «приседы можно» и т. д. Недостаток — трудности в исправ­лении ошибок.

Проходной способ проведения упражнений заключается в том, что упражнения выполняются на ходу или со значительным пе­ремещением занимающихся. В связи с этим увеличивается крут упражнений и возможность варьирования в комплексе прыжков, танцевальных и акробатических упражнений. Объяснение, показ, команды для начала и окончания выполнения упражнения те же, что и в обычном способе.

1) 1-4 — три шага вперед и приставить ногу.

5-8 — поочередные взмахи ног в сторону.

2) На четыре счета два шага вперед, темповый подскок и пере­ворот в сторону.