ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ

К любому гимнастическому выступлению необходимо предъ­явить определенные требования.

1. Оно должно быть зрелищным. Это достигается подбором оригинальных, логически сочетаемых упражнений, четкостью зрелищных перестроений, а также удачным музыкальным сопро­вождением и художественным оформлением. Отличная согласованность движений, контрастные переходы и высокое исполни­тельское мастерство участников, демонстрирующих движения легко, изящно и эмоционально, делает выступление интересным и запоминающимся.

2. Выступление должно быть спортивным, агитирующим за физическую культуру и спорт, убеждающим зрителя в показе систематических занятий физкультурой.

3. Программу выступления необходимо составлять с учетом половых и возрастных особенностей участников.

Гимнастические выступления обычно включают в себя упраж­нения типа зарядка, вольные без предметов, с предметами, уп­ражнения на гимнастических снарядах и специальных конструк­циях, акробатические упражнения (прыжки, парные, пирамиды, на батуте и на мотоциклах), различные сольные выступления, как правило, с показом высокого спортивного мастерства в том или ином виде, массовые построения и др.

В зависимости от темы выступления, состава участников, ус­ловий подготовки и проведения подбирается тот или иной тип вольных упражнений (со спортивной направленностью, «заряд­ка», смешанные вольные упражнения, поточные и др.), а затем разрабатывается их содержание.

Тема выступления может быть отражена с помощью смысло­вого построения (слова, эмблемы, цифры). Таким смысловым построением, как правило, начинается или заканчивается гимнас­тическое выступление. Подготовка его обычно не требует много времени.

При проведении выступлений на сцене необходимо использо­вать имеющийся реквизит, расцветку занавесей, цветное подсве­чивание, кинокадры и т. п. Все это может обогатить как отдель­ные номера, так и все выступление в целом.

Программа выступления небольшого масштаба составляется из трех элементов, которыми участники овладели на занятиях в школе, училище, вузе. В этом случае подготовка к выступлени­ям займет меньше времени.

Программа выступления может включать примерно следую­щее:

1. Вольные упражнения девочек (или женщин).

2. Упражнение мальчиков (или мужчин) типа зарядка.

3. Вольное упражнение с предметом (скакалкой, палкой, мя­чом и др.).

4. Упражнения на брусьях разной высоты (девочек, девушек).

5. Упражнения на брусьях (юношей, мужчин).

6. Пирамидковые упражнения или упражнения со смешанной группы типа (поддержек) и др.

7. Сольное произвольное упражнение одной-двух девушек; вольное или с предметом (с шарфом, лентой, вымпелом и др.).

8. Произвольное упражнение юношей (мужчин) с гимнас­тической палкой, набивным мячом, гантелями и т. п..

9. Упражнения на коне (перекладине, кольцах и др.).

10. Групповые (парные) упражнения акробатов или акроба­тические прыжки.

11. Прыжки на батуте.

12. Финальная пирамида (возможно, несколько пирамид).

Перечисленные номера следует располагать так, чтобы инте­рес зрителей нарастал. С этой целью групповые упражнения ре­комендуется чередовать с упражнениями на гимнастических сна­рядах или сольными.

Гимнастические выступления занимают важное место в физ­культурной работе с детьми, отдыхающими в пионерских лаге­рях. Массовые, групповые и индивидуальные гимнастические упражнения включают в программу праздников посвященных открытию лагеря, открытию или закрытию лагерных спартакиад. Гимнастические выступления в пионерских лагерях органи­зуют по такому же плану, как и на школьных праздниках. Но надо учитывать, что сроки подготовки к празднику в лагере бо­лее сжаты. Поэтому целесообразно, чтобы программа и сцена­рий праздника были не сложными. Гимнастические выступления в пионерских лагерях организуют обычно физкультурный руко­водитель и старший пионервожатый.

Основным условием успешного проведения гимнастических праздников является четкая организация подготовительной ра­боты. Она начинается с того, что приказом директора школы соз­дается организационный комитет (штаб), в который входят: за­меститель директора по воспитательной работе (председатель), учителя физического воспитания и других предметов (рисова­ния, труда и др.) председатели партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, родительского комитета. Оргкомитет составляет план работы, определяет цель и задачи, определяет место и время проведения праздника. К подготовительной рабо­те могут быть привлечены представители родительского комите­та, шефских организаций.

Для выполнения отдельных звеньев работы определяют от­ветственных лиц. Самыми важными участками являются:

а) составление программы выступления;

б) разработка и составление комплексов гимнастических уп­ражнений;

в) развитие с каждым классом отдельных фрагментов высту­пления;

г) проведение сводных репетиций;

д) музыкальное оформление выступления;

е) подбор формы и гимнастического инвентаря (мячи, була­вы, обручи, палки, шары и др.);

ж) праздничное оформление школы: спортивные монтажи, выставки спортивных достижений, доска почета лучших спорт­сменов и др. Организационный комитет заканчивает свою рабо­ту обсуждением итогов гимнастического выступления.

За несколько дней до праздника проводят генеральную репе­тицию (одну-две). К этому времени надо все подготовить: приоб­рести спортивную форму, костюмы, инвентарь, художественное оформление, тщательно подготовить место выступления.

Генеральную репетицию проводят строго регламентированный, так, чтобы, она ничем не отличалась от выступлений на праздни­ке. Все участники должны быть в костюмах, предусмотренных сценарием. После генеральной репетиции вносить в программу изменения не следует, можно только кое-что уточнить, но так, чтобы не нарушить установившихся способов исполнения движе­ний.

Перед выступлением целесообразно провести беседу с участ­никами, напомнить им о времени и месте сбора, о костюмах, пред­метах, которые они должны иметь, пожелать успехов и т. д.

За час-полтора до начала праздника на место его проведения должны прибыть руководители и еще раз проверить готовность площадки, инвентаря, радиофикации, магнитофонную запись, гра­моты, документацию (протоколы), кубки, призы и пр. С ответст­венными за отдельные звенья работы, классным руководителям проводят инструктаж. За пол часа до начала праздника школь­ников выстраивают в отдельных местах по классам и проверяют, все ли прибыли. Если кого-либо из участников нет, на его место ставят запасного. В отдельных случаях можно переставить участ­ников так, чтобы места, которые хорошо видны, были заполне­ны. После организационной работы можно, если есть необходи­мость и время, предложить участникам выполнить комбинации, продумать последовательность их построения и проделать лег­кие упражнения. Упражнения, которые в таких условиях выпол­нять невозможно следует имитировать, что также уменьшит воз­можность ошибок перед зрителями. За 10-15 минут до начала торжественной части участники выходят на стадион в таком по­рядке, чтобы без лишних перестроений можно было провести па­рад и приготовиться к выступлению.

return false">ссылка скрыта

Открывает праздник директор школы. Право поднять флаг перед началом парада предоставляется ведущим спортсменам школы, которые имеют высокие показатели, рекордсменам, мас­тера спорта. Формы торжественного ритуала могут быть разные:

поднятие флага, зажжение факела, произнесение клятвы и т. д.

После торжественного парада начинаются массовые выступ­ления. Для руководства выступлениями учитель должен избрать такое место, чтобы ему хорошо было видно всех участников и чтобы они его хорошо видели. Желательно, чтобы в состав орг­комитета входили фото- и кинолюбители, которые фотографиро­вали отдельные номера программы, а также сделали кинофильм о празднике, начиная с его подготовки. Ученики любят смотреть такие фильмы, так как они могут увидеть себя со стороны, а так­же оценить свое выступление в целом.

Сфотографированный материал используют для оформления фотомонтажей, выставок, информационных бюллетеней, стен­ных газет и т. д.

После праздника в ближайшие дни созывается педагогический совет, на котором директор подводит итоги школьного коллекти­ва, связанные с подготовкой и проведением праздника. Он опре­деляет положительные стороны выступления, анализирует не­достатки, чтобы учесть их в будущем. объявляет благодарность самым активным организаторам. После этого директор специаль­ным приказом по школе объявляет благодарность, вручает гра­моты, призы, кубки, ценные подарки лучшим участникам, фи­зоргам, спортсменам, учителям. Это следует делать на торжест­венном вечере в присутствии всего коллектива школы.

Массовые гимнастические выступления являются эффектив­ным средством воспитания школьников. Как при подготовке, так и во время проведения праздника дети радостно возбуждены, ве­селы, хорошо настроены: повышается и тонус всего школьного коллектива, более продуктивно проходит учебный процесс.

Проведение праздника и подготовку к нему можно и следу­ет использовать как средство, повышения творческой инициати­вы, создание дружного коллектива, повышение трудовой дисцип­лины, улучшения успеваемости.