Методические особенности гимнастики

Гимнастике присущ метод строгого регламентирования уп­ражнения и четкой организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также соответствующий эмоциональ­ный фон, стимулирующий повышенную работоспособность. К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм человека. С по­мощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека. Следовательно, с помощью гим­настики можно наиболее успешно решать задачи общего физи­ческого развития и разносторонне совершенствовать двигатель­ные способности человека.

2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфо­логических и функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости). Од­новременно оказывается воздействие на координационные меха­низмы нервной системы, повышается ее пластичность, формиру­ются основы спортивной техники.

3. Избирательное воздействие на организм. Подбором соответ­ствующих упражнений, нужных исходных положений и точ­ностью способов исполнения предопределяется локальное воз­действие на ту или иную группу мышц, что способствует разви­тию необходимого двигательного качества и позволяет успешно исправлять недостатки физического развития занимающихся.

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регули­рование физической нагрузки. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач обучения с использованием при этом многообразных методичес­ких приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Путем изменения темпа и амплитуды движения, увеличением или уменьшением количества повторений, измене­ния исходных положений или варьирования последовательности выполнения упражнений, применения отягощений и амортиза­ционных устройств можно успешно регулировать нагрузку в со­ответствии с подготовленностью занимающихся.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различ­ных целях.По мере овладения тем или иным упражнением обыч­но переходят к изучению более сложных вариантов его, услож­няют это упражнение, соединяя одни элементы с другими, вклю­чают в комбинации новые движения и тому подобное. В этом случае изучаемый учебный материал получает новое качествен­ное и количественное выражение, иначе воздействует на орга­низм и вызывает желаемые сдвиги. Применение одних и тех же упражнений для решения различных задач может осуществлять­ся путем разнообразного методического оформления их (направленная регламентация, использование игровой пли соревновательной формы выполнения). Методические осо­бенности, гимнастики органически взаимосвязаны. При правиль­ном учете их успешнее решаются задачи общей, всесторонней фи­зической; подготовки, гармонического развития двигательных способностей занимающихся, а также образовательные и воспи­тательные задачи.