Расстановка и установка гимнастических снарядов

В специализированных гимнастических залах такой проблемы не существует, поскольку все снаряды устанавливаются на постоянный срок. Иное дело в спортивных залах общеобразовательных школ, где занятия проводятся по играм: спортивным и подвижным, гимнастике, при отсутствии условий по легкой атлетике и о постоянной установке гимнастических снарядов не может быть и речи. Кроме того, реальность такова, что в спортивном зале могут занимать два класса, при чем разного возраста и прохождении разных спортивно-педагогических дисциплин. Поэтому расстановка гимнастических снарядов должна осуществляться с соблюдением зон безопасности, когда площади занимаемые снарядами не соприкасаются друг с другом, не говоря уже о том, что они не должны накладываться друг на друга. В зависимости от площади зала, расстановка снарядов может осуществляться различными вариантами:

- пристеночные снаряды (низкая перекладина, хореографический станок, бревно);

- с разделением зала на две половины (на одной стороне гимнастические снаряды, другая совершенно свободна);

- у стен зала по периметру.

Естественно, чем больше размеры зала, тем больше возможностей в одновременном проведении занятий таких дисциплин, как гимнастика, легкая атлетика и даже элементы баскетбола, настольного тенниса.

Установка гимнастических снарядов – это крепление снарядов к полу, стене и к потолку. Установка креплений для перекладины, брусьев разной высоты, во избежание помех, при проведении занятии по спортивным и подвижным играм, должны быть утоплены в пол в один уровень с полом, то есть не выше и не ниже. Растяжки обеспечивающие устойчивость перекладины и брусьев разной высоты должны быть хорошо натянуты. Малейшее их ослабление приведет к возникновению колебательных движений стоек и возможному их выходу с места установки. В этом случае неизбежно падение со снаряда с получением тяжелых травм и да же с летальным исходом.

Параллельные брусья не крепятся к полу, поскольку их масса обеспечивает им солидную устойчивость. Однако в силу различного роста и веса занимающихся, в процессе даже одного урока, возникает необходимость регулировать высоту и ширину жердей. Здесь так же надо знать свои правила их регулировки:

- при регулировке ширины жердей, необходимо встать сбоку от концов одной жерди (лучше с наружи), взяться одной рукой за жердь снизу, другой рукой слегка открутить винты, находящиеся на стойках жерди и ударить по ним ладонью. Затем не отпуская жердь другой рукой повернуть колено, находящееся прямо под жердью, внутрь или наружу, в зависимости от габаритов ученика. Затем закрутить винты до отказа.

При регулировке высоты жердей необходимо принять то же исходное положение, как при регулировке расстояния между жердями, выполнить те же действия по ослаблению зажимов, затем поднять круглый стакан на высоту составляющую половину полного его хода, придерживая при этом жердь от падения вниз. поднять или опустить жердь на нужную высоту и опустить стакан.

Типичные травмоопасные ситуации при регулировки высоты жердей:

- голова находится точно под жердью. Как следствие возможно падение жерди на голову.

- жердь не фиксируется рукой. Не запланированное падение жерди.

- берутся рукой за шток (металлический стержень, к которому крепится жердь). При резком опускании жерди возможно защемление кисти между штоком и стойкой, куда вставляется стержень

- откручивают винты до предела. Фиксирующие кулачки вылетают из гнезда. Возможно падение жерди.

- путают действия регулировки высоты и ширины жердей.

Вопросы контроля.

1. Что относится к основным мерам предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой.

2. Что входит в организацию занятий гимнастикой

3. Что такое расстановка снарядов в зале.

4. Чем отличается расстановка снарядов от их установки.

5.Каковы основные критерии установки перекладины.

6. Назовите последствия неправильной регулировки высоты и ширины жердей брусьев.

7.Каковы требования к укладке матов под снарядами.

8. Каковы правила размещения занимающихся у снарядов.

9. Каковы условия регулировки высоты колец.

Лекция: "Организация и проведение соревнований и методика судейства в гимнастике"

1. Положение о соревнованиях по гимнастике.

2. Программы соревнований.

3. График соревнований.

4. Условия зачета (Состав участников. Коэффициенты в судействе).

5. Группы трудности и формула сложности.

6. Способы выведения средней оценки

7. Ошибки исполнения.

Все характеристики разделов данной темы даются в большей степени для спортивной гимнастики как массового вида спорта, не имеющей ничего общего со спортивной гимнастикой как олимпийским видом.

1. Положение о соревнованиях является документом по организации и руководству соревнованиями. Не зависимо от вида спорта структура этого документа, за некоторым исключением содержит одинаковые компоненты: название соревнований; сроки и место проведения соревновании; участники соревнований; график проведения соревновании, условия зачета; награждение и сроки представления предварительных и окончательных заявок.

2. В гимнастике в положение о соревнованиях еще включают раздел программа соревнований. Программыв спортивной гимнастике существуют две: обязательная и произвольная.

Обязательная – это программа, состоящая из элементов обязательных к исполнению всеми гимнастами. Сложность таких программ обусловлена спортивным разрядом. Чем выше разряд, тем сложнее программа.

Произвольная программа – это итог совместно творческой деятельности гимнаста и тренера. У все гимнастов произвольные программы отличаются количеством, сложностью и последовательностью выполнения элементов в комбинации.

В чем необходимость включения в положение о соревнованиях раздела: программы соревнований. Федерацией гимнастики для каждого разряда, в плоть до мастера спорта, разрабатывается своя обязательная программа. И критерии составления произвольной программы. Нет произвольно программы только в третьем разряде. То есть гимнасты выступающие по третьему разряду выполняют только обязательную комбинацию. Но в этих же соревнованиях могут выступать и гимнасты по второму и да же первому разряду. В этом случае в положении о соревнованиях указывается по каким программам выступают гимнасты.

Кроме того обязательные программы для мастеров составляются разными странами, является международной. Например, страна выигравшая упражнения на перекладине составляет программу на этом снаряде, так как она законодатель мод в этом виде и так далее. Согласно мастерской программе федерация гимнастике составляет внутренние программы для каждого разряда. Если этого не делать, то внутренний уровень сложности может сильно отстать от международного. Эти программы действуют в течение всего олимпийского цикла, то есть в течение четырех лет. Сразу же после олимпийских игр в течение шести месяцев, пока не будет принята новая международная программа во внутренних соревнованиях можно выступать только по произвольной программе. В данном случае в положении о соревнованиях указывается , что выступать можно только по произвольной программе.

Для спортивной гимнастики, как и для всех видов спорта, где главным компонентом является сложность элементов, таких как, художественная гимнастика, спортивная акробатика, синхронное плавание, прыжки в воду, характерной чертой является постоянны рост этой сложности. Естественной появляющиеся новые оригинальные и сложные элементы , выполненные отдельными гимнастами, через некоторое время становятся достоянием многих спортсменов, то есть уже не являются очень сложными. Значит возникает необходимость перевода их в другую категорию сложности.

3. График соревнований – порядок выступления команд на соревнованиях.

В отличие от многих видов спорта соревнования по гимнастике проходят в более короткие сроки, хотя количество команд может достигать и пятидесяти и более. В этом случае команды распределяются по сменам и по потокам. Например в первой смене с 10 утра до 13 часов может выступать два потока мужских команд по 6 в каждом потоке и во второй смене с 14 до 21 час 4 потока. Жеребьевка команд, то есть когда и во сколько выступает та или иная команда разыгрывается сре тренеров или капитанов команд.

4. Условия зачета - это определенные ограничения, требования или льготы для гимнастов, предъявляемые к ним в процессе соревнований или по итогам .

Первое условие – это состав команд например шесть человек, в зачет команде идут на каждом снаряде результаты пяти лучших. Например участники команды получили оценки: 9,6; 9,0; 9,1; 8,8; 8,5; 9,3 балла. В этом случае самая низкая оценка 8,5 балла не берется и сумма составляет – 45,8 балла. Если в команде 5 человек, то при оценках 9,6; 9,0; 9,1; 8,8; 8,5; балла сумма составит – 45,9 баллов. Иными словами команда в 5 человек всегда выступает, как говорят, на грани фола и при получении очень низкой оценки одним из членов команды не имеет возможности ее отбросить, поскольку ей нет замены. Не исключено, что команда из 5 членов может получить очень высокие оценки, все зависит от исполнительского мастерства. Тем не менее шестой член команды это своеобразная страховка от неудачи. Но нельзя увеличивать число членов команды без изменения количества зачетных. Всегда зачет на одного меньше.

Второе условие – это коэффициенты судейства: разрядный, РОВ, снарядовый.

Разрядный коэффициент.Если в соревнованиях принимают участие гимнасты, выступающие по разным разрядам, тогда применяется разрядный коэффициент. Смысл его заключается в том, что с повышением разряда, увеличивается и коэффициент. То есть каждый следующий разряд имеет преимущество в окончательной оценке перед предыдущим разрядом. Например в соревнованиях принимают участие гимнасты выступающие по 3-му и 2-му разрядам. У гимнаста выступающего по 2-му разряду коэффициент будет выше .

Минимальный коэффициент равен 1.0. Это не баллы, не очки, а просто цифра на которую множится оценка полученная гимнастом за исполнения упражнения на каком-либо снаряде. Этот коэффициент заранее присваивается минимальному разряду, по которому выступают гимнасты в конкретном соревновании. Это может быть 3-й разряд или 1-й разряд.

Например в соревнованиях принимают участие гимнасты, выступающие по 2-му и 1-му разряду. Значит минимальный коэффициент будет у 2-го разряда. Каждый последующий коэффициент увеличивается на 0.5 сотых. Представим на минуту, что в соревнованиях принимают участие гимнасты, выступающие по всем разрядам:

Разряд 3 2 1 КМС М/С

Коэффициент 1.0 1.05 1.1 1.15 1.2

Как видно из схемы каждый последующий разряд имеет преимущество на 0.5 сотых и после умножения оценки на этот коэффициент получается окончательная оценка (См. схема 2).

Разряд 3 2 1 КМС М/С

Коэффициент 1.0 1.05 1.1 1.15 1.2

Оценка за исполнение 9.0 б 9.0 б 9.0 б 9.0 б 9.0 б

Оценка с коэффициентом 9.0 б 9.45 б 9.9 б 10.35 б 10.8 б

В зачет личного и командного первенства идет оценка с коэффициентом. Отсюда следует, что гимнасты выступающие по низшим разрядам не могут соперничать со старшими разрядами. Поэтому как правило в соревнования принимают участие гимнасты по ближним разрядам. Например, 3-й и 2-й разряды. 2-й и 1-й и так далее. Теоретически и третьеразрядник может выиграть у мастера спорта, если у него оценка будет 9.0 баллов, а у мастера 3.0 балла, но тогда какой же это мастер спорта.

Однако разрядный коэффициент может быть использован в том случае, если оценка за исполнение равна 8,0 баллам и выше. Если ниже 8.0 баллов, то оценка в зачет идет без коэффициента.

Необходимость в этом коэффициенте обусловлена тем, что у старших разрядов комбинации по требованиям сложнее. Данный коэффициент используется только на внутри российских соревнованиях.

Следует сказать, что правила судейства так же меняются, как и сложность элементов в спортивной гимнастике как олимпийском виде. И отличаются от прежних. Тем не менее в массовой гимнастике, где принята упрощенная программа по гимнастике категории “Б” сохраняются прежние правила судейства.