Семестр
Теоретически раздел Лекция: "Гимнастика в системе физического воспитания"
- цели и задачи гимнастики;
- виды гимнастики;
- средства гимнастики;
- методические особенности гимнастики
- гимнастика как педагогическая и научная дисциплина.
Задачи гимнастики.
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности.
5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.
Виды гимнастики;
На сегодняшний день в гимнастике действует официально принятая в 1984 году на IV всесоюзной конференции по гимнастике классификация (Таблица 3)
Наличие большого числа упражнений — средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики. Культивирование устойчивых видов гимнастики, появление новых ее разновидностей следует pacсматривать в связи с основными задачами и функциями физической культуры в нашей стране. С учетом этих критериев отдельные гимнастики насыщаются соответствующими средствами. В зависимости от основных задач, решаемых физическим воспитанием в нашей стране, выделяются группы видов гимнаст утвержденные Всесоюзной конференцией 1984 г. (табл. 4).
Виды гимнастики Таблица 4
Направленность | Группа | Разновидность | Основные средства |
Образовательно- развивающая Оздоровительная Спортивная | Базовая Прикладная Гигиеническая Лечебная Массовая Специализи рованная | Основная гимнастика (в дошкольных учреждениях; в школе; в средних и высших учебных заведениях) Атлетическая гимнастика. Женская гимнастика (в учебных заведениях; по месту работы и проживания) Профессионально-прикладная. Военно-прикладная Спортивно-прикладная Утренняя (зарядка). Производственная. Ритмическая Корригирующая. Реабилитационно - восстановительная Функциональная Спортивная гимнастика Спортивная акробатика Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика | ОРУ; упражнения с отягощениями, тренажерами и на снарядах прикладные упражнения хореографические, акробатические и вольные упражнения ОРУ ОРУ ОРУ, Хореографические упражнения ОРУ ОРУ, Упражнения с тренажерами и устройствами ОРУ, Упражнения в видах многоборья по облегченной классификационной программе категории «Б» Упражнения в видах многоборья по классификационной программе «А», программе ФИЖ и МФСА Упражнения с предметами, групповые упражнения |