Учебная программа

Учебный план

 

Учебный план составляется на весь срок обучения. При его составлении необходимо учитывать цели и задачи обучения, подготовленность занимающихся, возраст и состояние здоровья, материальную базу, климато-метеорологические условия и т.п.

В зависимости от этого определять:

1) количество дисциплин, видов занятий и упражнений, подлежащих изучению, и последовательность их прохождения;

2) тематику теоретического курса;

3) количество часов, отводимых на каждую дисциплину, вид занятий, вид упражнений, на весь срок обучения;

4) примерные сроки зачетов, экзаменов, соревнований.

При составлении учебного плана необходимо ориентироваться на общее количество часов, отведенных для занятий, и целесообразное их распределение по всем разделам.

Для всестороннего физического развития занимающихся и сдачи ими нормативов общей и специальной подготовки планируются занятия дополнительными видами: легкой атлетикой, лыжами, плаванием и др. Количество часов для них выделяется из общей суммы.

Таким образом, учебный план делится на две части — теоретическую и практическую с указанием количества часов на каждую часть. Зная учебный план, можно приступить к составлению программы.

 

Учебная программа составляется на те же сроки, что и учебный план, и определяет объем знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть занимающиеся за весь период занятий. В ней определяется последовательность изучения и планирования учебного материала.

Программа составляется по следующему плану:

1. Название программы. Например: «Учебная программа по гимнастике для спортивной секции школы №-...».

2. Объяснительная записка. В ней определяются цели и задачи занятий, даются организационно-методические указания к прохождению материала программы.

3. Содержание программы. Оно излагается в такой же последовательности, как и в учебном плане:

а) теоретические темы,

б) практический материал,

в) зачетные требования,

г) рекомендуемая литература.

В отличие от учебного плана во всех разделах перечисляются подробно упражнения, которые следует изучать.

Программу составляют после того, как будут определены задачи учебно-тренировочного процесса, контингент занимающихся, учебный план. При планировании содержания занятий целесообразно начинать с упражнений на основных гимнастических снарядах, акробатических упражнений, упражнений художественной гимнастики, указывая их объем. Далее указываются прикладные упражнения, ОРУ без предметов, с предметами, строевые упражнения и, наконец, зачетные требования для подведения итогов занятий в конце четверти, полугодия или года. Это могут быть отдельные элементы или целые комбинации определенного спортивного разряда. После того как будет выполнена вся подготовительная работа по отдельным разделам, можно перейти к написанию программы в целом по указанному выше плану.

Учебная программа и учебный план являются руководящими документами и, как правило, утверждаются руководителями организаций. Существуют государственные программы по гимнастике для ДЮСШ, программа физического воспитания учащихся учебных заведений профессионально-технического образования, программа физического воспитания учащихся средней школы и др. Преподавателю (тренеру) необходимо лишь составлять график учебного плана, рабочий план и конспект урока, руководствуясь государственными документами.

 

График учебного плана

График учебного плана конкретизирует учебный план и программу, организацию и порядок проведения занятий (как правило, в данном учебном году). График учебного плана составляется на основании учебного плана и программы и определяет:

1) содержание учебного материала, подлежащего изучению;

2) последовательность изучения видов упражнений;

3) систему контрольных упражнений и примерные сроки проверки их выполнения. Контрольные упражнения должны распределяться, равномерно по периодам обучения, без перегрузки ими занимающихся в конце года. График учебного плана в школе составляется для параллельных классов, в вузе — для каждого курса (года обучения).

Рабочий план

Рабочий план представляет собой систематизированное изложение учебного материала программы, детально разработанного и расположенного в порядке возрастающей трудности. Рабочий план — это более детальное планирование хода и результатов учебного процесса. Составляется он на небольшие периоды времени на основании графика учебного плана для каждого класса в школе и для каждого курса (года обучения) в вузе.

В нем определяются:

1) количество упражнений, тематика теоретического, методического и практического курсов, подлежащих изучению на планируемый отрезок времени;

2) количество повторений каждого вида упражнений;

3) последовательность прохождения учебного материала;

4) точные сроки зачетов, экзаменов, прикидок, контрольных занятий, соревнований.

Учитывая общее количество занятий и особенности занимающихся, содержание каждого раздела программы необходимо разделить на отдельные темы и указать количество повторений каждой из них. Форма рабочего плана может быть различной. В связи с этим в практике работы этот документ называют по-разному: тематический план, календарный план, поурочный план и пр. Не следует принимать их за разные документы, все это формы рабочих планов.

 

План-конспект занятия (урока)

 

План-конспект занятия (Приложение 1) наиболее полно раскрывает содержание, методику и организацию каждого занятия. Он составляется на основании графика учебного плана и рабочего плана и представляет собой звено в последовательной системе уроков физического воспитания занимающихся. В конспекте, прежде всего, определяются задачи занятия, продолжительность его частей, чередование видов упражнений, их содержание, дозировка, основные построения и перестроения. Так как главные задачи решаются в основной части, то вначале определяется содержание и порядок проведение этой части. Затем подбираются нужные упражнения для подготовительной части, подводящие упражнения. Заключительная часть занятия составляется исходя из содержания учебного материала занятия, нагрузки и характера последующей деятельности занимающихся.

При составлении очередного конспекта необходимо учитывать результаты предыдущего занятия и вносить соответствующие коррективы.

При включении в занятие игр и эстафет следует кратко излагать их содержание и условия проведения.

Для наглядности желательно дополнить конспект чертежами, рисунками, графическими изображениями. Кроме того, в соответствии с конспектом урока следует подготавливать наглядные пособия и ориентиры, облегчающие усвоение изучаемого материала.