Краткий исторический обзор

Определение гимнастики как вида деятельности

Тема: Гимнастика в системе физического воспитания

ЛЕКЦИЯ №1

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ГИМНАСТИКА

 

 

 

 

План:

1. Определение гимнастики как вида деятельности…….…… ………2

2. Краткий исторический обзор.............………………..........................3

3. Основные задачи гимнастики...………………....…...........................8

4. Характеристика средств гимнастики..…………………….................8

5. Виды гимнастики........…….........……….............................................9

6. Методические особенности гимнастики.……………………..........10

7. Гимнастика - учебно-научная дисциплина…………………...........11

 

 

Гимнастика является одним из основных средств физического воспитания и представляет собой совокупность специально подобранных физических упражнений для воздействия на организм человека в целях укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, физических, волевых и моральных качеств, а также для устранения физических недостатков.

К отличительным особенностям гимнастики относятся:

1) многообразие упражнений от самых простых (элементарных) до весьма сложных (комбинированных); в том числе отвлеченных, искусственных упражнений без снарядов, со снарядами и на снарядах;

2) разностороннее воздействие на организм, а при желании или необходимости местное (на определенные группы мышц);

3) возможность относительно точного регулирования физической нагрузки на организм занимающихся.

Выполнение гимнастических упражнений отличается точностью, а очень часто красотой и выразительностью.

Благодаря возможностям довольно точного регулирования нагрузки на организм, общего и локального воздействия гимнастические упражнения могут иметь коррегирующее и лечебное значение.

Указанные особенности свидетельствуют о широких возможностях использования гимнастики для различных контингентов, занимающихся: от ясельного до пожилого возраста.

Являясь средством общего физического развития, гимнастика способствует также повышению уровня спортивных достижений в любом виде спорта. Каждый спортсмен, стремящийся к повышению своих спортивных результатов, должен заниматься гимнастикой.

 

 

Слово "гимнастика" происходит от греческого слова "gymnos", что значит "обнаженный". Другое значение этого слова от "gymnazo" - упражняю, тренирую. Таким образом, гимнастику можно определить как систему специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и т.д.

Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени.

Ее становление было связано с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с изменение способов ведения войны.

Ведь еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы, а также в Индии, Китае, Персии отдельные гимнастические упражнения применялись в военно-физической подготовке. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестницах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Известно, что у некоторых племен Южной Америки применялись простейшие упражнения на перекладине.

В эпоху возрождения (XIII - XIV вв.) гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятии гимнастикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и развития физических сил человека. Появились первые труды по физическому воспитанию.

Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Он делил гимнастику на три вида: военную, врачебную и атлетическую.

В это же время (XV -XVI вв.) начало развиваться и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. Так в известном произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" говорится о том, что воспитанники занимались многими видами физических упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выполняли акробатические упражнения.

Таким образом, считается, что уже в XV веке в школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем легли в основу спортивной гимнастики.

Труды Яна Каменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIII в. Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.) и особенно Иоганна Песталоцци (1746-1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики.

Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья.

Песталоцци считал, что лучшими упражнениями для развития сил и способностей ребенка являются простейшие движения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения.

Дополнять же суставную гимнастику должны подвижные игры и ручной труд. Можно считать, что Песталоцци является одним из основоположников теории и методики гимнастики, а его "суставные движения" - прообраз современных вольных упражнений.

В 70-х годах XVIII в. в некоторых городах Германии начали создаваться школы нового типа филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.

Наиболее известными руководителями гимнастики в филантропинах были Фит (1763-1836 гг.) и Гутс-Мутс (1759-1839 гг.). В трехтомном труде Фита изложены теоретические и практические сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, что способствовало умственному развитию и психической деятельности. Некоторые методические указания Фита не потеряли своего значения до настоящего времени. О последовательности изучения упражнений, постепенном переходе от легкого к сложному, об активности учеников, их интересе к занятиям, учете индивидуальных особенностей и пр.

Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. Его книга "Гимнастика для юношества" получила распространение в ряде стран, в том числе и в России, и способствовала дальнейшему развитию гимнастики. В ней описаны примитивные упражнения на перекладине, брусьях, бревне. При проведении занятий стимулировалось соревнование между учениками, были выработаны требования к точности исполнения движений.

Таким образом, к концу XVIII в. наметились теоретические основы гимнастики нового времени.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что было обусловлено общественными запросами.

Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т.п. Педагогам и врачам гимнастика в то время представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.

return false">ссылка скрыта

В первой половине XIX века наметились три направления в развитии гимнастики:

1. Гигиеническое - гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека.

2. Атлетическое - гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах.

3. Прикладное - гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне.

Известны немецкая, шведская, французская и сокольская национальные системы гимнастики.

Основателем немецкой системы был Фридрих Ян (1778-1852гг.). Эта система складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона и использовалась для военной подготовки молодежи. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры. Ян назвал свою систему "Турнкунст" (искусство изворотливости). Позднее немецкую гимнастику стали называть "Турнен".

Был издан учебник "Немецкая гимнастика". При выполнении упражнений от занимающихся требовали прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. Большое внимание уделялось соревнованиям.

Адольф Шписс (1810-1858 гг.) приспособил немецкий "Турнен" к преподаванию в школе и составил схему урока. Гимнастика А. Шписса содействовала воспитанию дисциплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имеющих достаточную физическую подготовку для военной службы.

Шведская система гимнастики была разработана на основе гигиенического направления. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Это несколько сковывало инициативу преподавателя.

Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Франциско Аморос (1770-1848гг.). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А.В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях - ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза, плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись лестницы, канаты, шесты, заборы.

Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии.

Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло "сокольское движение" и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета Мирослав Тырш (1832-1884гг.).

Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имеет свои особенности. М. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетического наслаждения. Основу этой системы составляли упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы.

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах "Соколы" ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике, по специально разработанным правилам. "Соколами" была сделана классификация упражнений по внешнему признаку и разработана терминология гимнастических упражнений.

Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей: В первой (подготовительной) части выполнялись упражнения порядковые, вольные, с предметами. Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, боевые упражнения. В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры. Занятия проводились в единой форме, под музыку. Четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастики во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.

В конце XIX и начале XX в. появились новые виды гимнастики: художественная, ритмическая, лечебная.

Элементы гимнастики в быту народов Украины, как и у других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов, канатоходцев, борцов, наездников.

Развитию гимнастики способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии.

Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. По указу Петра I гимнастика была введена в армии и военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков, М. Кутузов и др.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. Драгомирову (1830-1915гг.). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии.

Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнастических снарядах, а с 1910 года в основу физической подготовки в армии была положена сокольская система гимнастики.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый анатом и педагог П.Ф. Лесгафт. В 1875 году он познакомился с постановкой физического воспитания в ряде западноевропейских стран и первый разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей на гимнастической основе, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

После Октябрьской революции появились большие возможности для развития гимнастики. Новые задачи, решаемые в этот период, определили и содержание гимнастики. Впервые годы это подготовка резервов для армии. Затем гимнастика используется как одно из основных средств физической подготовки и физического развития народа.

В 1926-27 годах физическая культура была введена как учебный предмет в начальной школе, а в 1929 г. и в вузах. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место занимала гимнастика. Длительное время гимнастика сохраняла черты общей физической подготовки. В 1931 году был введен комплекс "Готов к труду и обороне", что ознаменовало собой начало нового этапа в развитии гимнастики.

В 1933 году состоялась первая Всесоюзная конференция по гимнастике. Она определила место и значение гимнастики в системе физического воспитания, утвердила классификацию, содержание, методику занятий, организационные формы работы, рассмотрела вопросы терминологии.

Большой популярностью пользовались массовые гимнастические выступления.

II Всесоюзная конференция 1948 г. обобщила опыт работы по гимнастике, сформулировала ее задачи, определила средства, виды и разновидности гимнастики, наметила пути их дальнейшего развития.

В 1968 году состоялась III Всесоюзная конференция. На ней был дан анализ работы за 20 лет, определена перспектива развития, намечен план внедрения гимнастики в режим трудовой деятельности, приняты решения по разработке новых программ для занятий со всеми контингентами населения, разработана система подготовки резервов для сборных команд по спортивной гимнастике.

Решению этих задач была посвящена дальнейшая работа всех специалистов в области гимнастики. Общеизвестно, что наши гимнасты и гимнастки одни из сильнейших в мире с послевоенного времени до наших дней.

1952г. - чемпионы мира. В 60-х годах - провал. В 1976г. - новый подъем. С 1976 года до настоящего времени снова одни из сильнейших.

 

Основные задачи гимнастики

 

1. Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.

2. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями.

3. Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств, таких как патриотизм, чувство коллективизма, высокой организованности и дисциплины, инициативы, смелости, решительности, красоты движений и пр.

 

Характеристика средств гимнастики

 

В соответствии с общими целями физического воспитания определены три основных направления применения средств гимнастики (физических упражнений):

*использование физических упражнений в процессе общего физического развития человека;

*применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;

*освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.

Гимнастические упражнения объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Прикладные упражнения.

4. Вольные упражнения.

5. Упражнения художественной гимнастики.

6. Акробатические упражнения.

7. Прыжки.

8. Упражнения на снарядах.

Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.

Кратко охарактеризуем основные средства гимнастики.

1. Строевые упражнения - это несложные двигательные действия служебного характера, используемые для более организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время упражнений.

2. Общеразвивающие упражнения широко используются во всех видах гимнастики. Это координационно-несложные двигательные действия - упражнения, выполняемые с целью общей физической подготовки. Это упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, с использованием гимнастического и тренажерного оборудования.

3. Прикладные упражнения - средства гимнастики, формирующие важные двигательные умения и навыки активного взаимодействия с окружающей средой. Характерной особенностью их является менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи типа: сохранения равновесия, переноски груза, преодоления препятствий и т.п.

4. Вольные упражнения являются одним из видов гимнастического многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразвивающего характера, использование которого направлено на развитие координационных способностей, повышение выносливости.

5. Упражнения художественной гимнастики применяются на занятиях с женским контингентом. Они близки по задачам вольным упражнениям, но содержат специфические элементы, выполняемые без предметов и с предметами.

6. Акробатические упражнения - очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Эти упражнения улучшают ориентировку в пространстве, координацию движений, повышают функциональную устойчивость внутренних органов.

7. Прыжки (не опорные и опорные) характерны выраженной фазой полета после толчка ногами и руками, развивают скоростно-силовые качества, точность движений, ловкость, волевые качества.

8. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов.

В спортивной гимнастике снаряды делятся на виды мужского многоборья (в/у, конь, кольца, прыжок, брусья, перекладина) и женского (прыжок, брусья, бревно, в/у).

 

Виды гимнастики

Наличие большого числа упражнений - средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики.

В зависимости от основных задач, решаемых физическим воспитанием в нашей стране, выделяются следующие группы видов гимнастики.

1. Образовательно-развивающие виды (основная гимнастика и прикладная гимнастика) связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными программами. Это гимнастика в дошкольных учреждениях, школе, в средних и высших учебных заведениях, на производстве, в армии.

2. Оздоровительные виды гимнастики: 1) гигиеническая и ее разновидности являются формами физической культуры широких слоев населения. 2) Лечебная гимнастика и ее разновидности: корригирующая, реабилитационно-восстановительная, функциональная - также относятся к группе оздоровительной направленности.

3. Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоятельные виды спорта. Это спортивная гимнастика, акробатика, художественная гимнастика, различные виды аэробики.

Методические особенности гимнастики

Гимнастическая методика сложилась как совокупность обусловленных спецификой упражнений. Такой специфической особенностью, позволяющей отнести то или иное упражнение к разряду гимнастических, является, прежде всего, проявление координационных и других двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указывается исходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействия на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека. Следовательно, с помощью гимнастики можно наиболее успешно решать задачи общего физического развития и разносторонне совершенствовать двигательные способности человека.

2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что и обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие всех функциональных систем организма и физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости. Одновременно оказывается воздействие на координационные механизмы нервной системы, формируются основы спортивной техники.

3. Избирательное воздействие на организм. Подбором соответствующих упражнений, нужных исходных положений и точностью способов исполнения предопределяется локальное воздействие на ту или иную группу мышц, суставов, что способствует развитию необходимого двигательного качества и позволяет успешно исправлять недостатки физического развития занимающихся.

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач обучения с использованием при этом многообразных методических приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Путем изменения темпа и амплитуды движения, увеличением или уменьшением количества повторений, изменением исходных положений или варьированием последовательности выполнения упражнений, применением отягощений и амортизационных устройств можно успешно регулировать нагрузку в соответствии с подготовленностью занимающихся.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различных целях. По мере овладения тем или иным упражнением обычно переходят к изучению более сложных вариантов его, усложняют это упражнение, соединяя одни элементы с другими, включают в комбинации новые упражнения и т.п. В этом случае изучаемый учебный материал получает новое качественное и количественное выражение, иначе воздействует на организм и вызывает желаемые сдвиги.

Методические особенности гимнастики органически взаимосвязаны. При правильном учете их успешнее решаются задачи общей всесторонней физической подготовки, гармонического развития двигательных способностей занимающихся, а также образовательные и воспитательные задачи.

 

Гимнастика - учебно-научная дисциплина

 

Гимнастика является педагогической дисциплиной, преподается как предмет. Теория и методика гимнастики основываются на физиологии, анатомии, педагогике, психологии и других смежных научных дисциплинах.

Как и всякая, научно-практическая дисциплина, гимнастика имеет свою теорию, историю, методику преподавания, свои методы обучения и тренировки, свои типичные формы организации занятий, использует методы научного исследования, характерные для науки о физическом воспитании.

Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущностью и содержанием предмета гимнастики, ее целями и задачами, местом и значением гимнастики в системе физического воспитания.

История гимнастики раскрывает процесс ее развития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств и методов гимнастики.

В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспитания, методы и приемы организации занятий с различными контингентами занимающихся.

Практические задачи направлены на решение задач всестороннего физического развития и совершенствования специальных физических качеств, овладение техникой гимнастических упражнений, а также приобретение профессионально-педагогических навыков и умений.

Из сказанного видно, что значение гимнастики в системе физического воспитания очень велико. Гимнастика создает базу общей физической подготовки, необходимую для любого вида деятельности, доступна любым контингентам занимающихся вне зависимости от их возраста, пола и подготовленности. Она является основой физического воспитания для детей дошкольного возраста, в школе, лицее, колледже, в вузе, в секциях ОФП, на производстве, в армии.

Особо следует отметить значение гимнастики как одного из важных средств агитации и пропаганды физической культуры.

ЛЕКЦИЯ №2