Пределы государственных расходов
Предполагается, что в обществе существуют две группы, А и В, функции полезности которых выражаются так: Ua(xa,g)и Ub(Xb,g). х,и Хь-блага, потребляемые группами А и В соответственно; g- общественное благо, поставляемое государством. Для простоты предполагается, что цены как на частные, так и на общественные блага равны 1. Таким образом, х, и хь соответствуют также объемам расходов А и В, a g— государственным расходам.
Общее ограничение ресурсов записывается: у= xa+Xb+g, где у- совокупный объем ресурсов, которыми располагает общество.
Оптимума по Парето можно достигнуть, если максимизировать U» для заданного Ub = U ь и при общем ограничении со стороны ресурсов.
Значит:
Если учесть линейность бюджетного ограничения (у = ха+ хь+ g), становится понятным, почему MRT g/оы+хь) равно 1 (увеличивая g на 1, получаем на 1 меньше частного блага (ха + хь)).
Получаются те же результаты, что и в любой задаче об оптимуме, только вводится MRS блага g к частным благам в обеих функциях полезности.
Вышеуказанное условие позволяет вычислить, с учетом общего ограничения ресурсов и априорно установленного значения для Ub в ситуации равновесия, оптимальный объем государственных расходов (и разного рода частных расходов).
Выбор Ub = U ь позволяет выбирать конкретный оптимум на границе общественной эффективности. Особый интерес представляет одно из значений Ub = U ь, а именно - то, которое максимизирует общественное благосостояние. Для того, чтобы определить это значение, достаточно решить следующую задачу на поиск максимума:
Получаются уравнения (два условия оптимума и одно общее ограничение на ресурсы), то есть, существует единственное решение для трех переменных (ха, Хь и g). Это решение представляет собой «оптимум оптиму-мов». Легко доказать, что речь идет как раз об оптимуме по Парето [т.е. MRSg,™ + MRSg/Xb = MRT^^b, ].
Значение, полученное для Ub(Xb,g) в этой точке - то самое, которое в предыдущей задаче следовало взять в качестве исходной точки для Ub, чтобы оптимум, достигнутый при максимизации U, (для Ub = Ub), максимизировал также и W.
Распределение издержек на государственные расходы: анализ Линдаля
В ситуации равновесия принцип альтернативных издержек (условие, необходимое для оптимальной аллокации ресурсов) требует, чтобы каждая единица ресурсов, использованная в общественном секторе, была оплачена по той же цене, по которой за эти ресурсы готов платить частный сектор (с тем, чтобы поставлять частные блага). Величина предельной готовности платить за ресурсы должна быть одинаковой в общественном и в частном секторах. Пассивное (соответственно активное) сальдо бюджета означает, что предельная готовность платить за ресурсы с тем, чтобы поставлять общественные блага, ниже (соотв. - выше), чем предельная готовность платить за те же ресурсы с тем, чтобы поставлять частные блага; значит налицо избыток (соотв. - недостаток) общественного блага. Изменение аллокации
ресурсов между двумя секторами, при которой государственные расходы покрываются за счет такой же суммы налоговых сборов с частного сектора, позволило бы добиться улучшений по Парето.
Правило бюджетного равновесия распространяется только на аллокацию ресурсов в равновесном состоянии - и ничего не говорит о выборе момента, когда следует прибегнуть к нарушению бюджетного равновесия с целью стабилизировать разбалансированную экономику. Более того, применение правила должно носить межвременной характер. Если равенство между расходами и доходами должно выполняться в любой момент времени, когда дело касается текущих государственных расходов (т.е., имеющих отношение исключительно к покупке услуг или потребительских благ), то дело обстоит иначе, когда под расходами подразумеваются капиталовложения. Здесь их объем должен быть равен пересчитанной на настоящий момент сумме налогов, которые в будущем внесут налогоплательщики взамен тех услуг, которые позволят оказать эти капиталовложения в пределах каждого периода. Результатом этого будут одновременно и дефицит новых капиталовложений (а, стало быть, и финансирование за счет заемных средств или за счет ранее созданных государственных фондов), и дополнительные платежи по предыдущим капиталовложениям (для погашения долгов, из-за этого возникших - или для того, чтобы учитывать потери предполагаемой выгоды из-за неразмещения собственных фондов, используемых на эти цели). Все же для простоты - когда не указывается обратное -мы в дальнейшем будем подразумевать, что государственные расходы включают только текущие расходы. Значит, бюджетное равновесие необходимо будет соблюдать в пределах каждого периода.
Знания того, что совокупный доход должен быть равным расходам, недостаточно, чтобы определять политику бюджетного распределения. Нужно суметь ответить на два вопроса:
1) каков желательный объем государственных расходов?
2) как оптимально распределить затраты в виде налогов на индиви
дов, пользующихся этими средствами?
Анализ, представленный выше, показал, как главный плановик мог бы ответить на первый вопрос. Для сравнения, анализ Линдаля имеет двойное преимущество он не только отвечает на оба вопроса сразу, но и показывает, как эти ответы можно получить децентрализованно (в результате переговоров между группами общества, а не при посредстве главного плановика).
1) Диаграмма Линдаля
Общество состоит из двух, однородных групп индивидов, А и В. Их ресурсы до налогообложения составляют соответственно у, и уь (где
У = Уа + Уь)-
Пусть g - это объем государственных расходов, a t- сумма налогов. Бюджет должен быть сбалансирован (тем самым соблюдается принцип альтернативных издержек): g = t.
g на h% платит группа А, а на (l-h%) - группа В. Бюджетные ограничения записываются так:
уа = ха + h*g и уь = xb + (l-h)*g (где значение h лежит между 0 и 1).
ха и Хь - количество благ, произведенных частным сектором, которые потребляют соответственно А и В (предполагается, что частные агенты не делают сбережений).
На рис. 18а изображен выбор рационально действующего индивида, репрезентативного члена группы А, между благами, поставляемыми общественным и частным секторами. Оптимальное распределение ха и g для А располагается в точке касания линии бюджетного ограничения для заданного h и наиболее высоко расположенной кривой безразличия. В зависимости от значения h угол наклона кривой бюджетного ограничения изменяется, при этом меняется и точка равновесия. Когда h = 1 (А оплачивает 100% государственных расходов), мы попадаем в точку gma: бюджетное ограничение ха = -h*g + уа имеет наклон - 1, а ордината в начале равна уа. С уменьшением h, кривая бюджетного ограничения поднимается к горизонтальному положению, вращаясь вокруг неподвижной точки уа. Когда h стремится к нулю, спрос группы на g со стороны группы А стремится к бесконечности (поскольку g больше ничего не стоит для А - при условии, что не возникает насыщения).
Рис. 18. Спрос на благо, поставляемое общественным сектором, и кривая Линдаля для А |
8-6036 |
Местоположение точек равновесия для различных значений h соответствует линии цены, из которой можно вывести кривую спроса на g со стороны А, или «кривую Линдаля для A», g = ga(h,ya) (см. рис. 18Ь).