Возможные сочетания частного и государственного производства с частными и государственными поставками
Рис. 16. Рыночное равновесие и оптимум для случая социально значимого общественного блага
Когда разрыв между предъявленными и «социальными» предпочтениями происходит от недостаточного уровня образования, распространение информации не даст результатов (индивиды не в состоянии правильно обращаться с этой информацией). В таком случае необходимо прибегать к
другим методам вмешательства. Государство может изменить цены, применяя систему налогов или субсидий, устанавливая количественные ограничения на производство или потребление, национализировать сектора, производящие соответствующие блага и т.п. В случае, изображенном на рис. 16, государство может достигнуть своей цели, установив, к примеру, налог на единицу блага в размере Pv'—Pv.
Предпочтения государственного патернализма иногда могут предполагать полный запрет на производство и потребление соответствующего блага (спиртное в годы сухого закона в США, наркотики, огнестрельное оружие и т.п.). В этом случае получается ситуация, изображенная на рис. 17. Рыночное равновесие, полученное исходя из предъявленного спроса на те или иные блага, соответствует положительному производству в точке М, тогда как оптимум, отвечающий «правильному» спросу, ведет к другому решению, к точке V, где количество произведенного блага равно нулю (что означает полный запрет на его производство и потребление).
Рис. 17. Государственный патернализм и запрет на производство
В противоположность общественному благу, социально значимое благо может относиться к любому из двух типов (к частным благам или общественным благам). Пока вмешательство государства имеет конечной целью заставить сообщество извлекать пользу из той информации, которую оно (государство) считает самой качественной, можно продолжать делать вид, что социально значимые блага не ставят под сомнение «независимость» потребителя. Действительно, можно представить себе псевдорынок, где информированные индивиды действительно предъявляют такой же спрос. Это, разумеется, уже не тот случай, когда цель - заставить сооб-
щество «воспользоваться» «образованием» или этическими нормами, которые государство сочло лучшими. Ясно, что патерналистские меры под предлогом недостаточного образования или несовершенной этики всегда соответствуют желанию осуществлять патерналистское вмешательство (при котором «просвещенностью» предпочтения уполномоченных лиц подменяют предпочтения индивидов).
Даже в обществах, которые серьезно заботятся об уважении персональных прав, всегда бывают случаи, когда для патерналистского вмешательства группы «просвещенных» деятелей имеются веские основания. Прекрасный тому пример - контроль за продажей лекарств. Конечно, можно себе вообразить рынок, где свободно продаются любые препараты, вплоть до самых ядовитых. Безусловно, в длительной перспективе такой рынок функционировал бы эффективно - даже резонно предполагать, что случаи проб-ошибок самых отчаянных потребителей позволили бы ускорить темпы прогресса в медицине. Тем не менее, пожалуй, стоит сэкономить на таких пробах и ошибках, положившись в этой области на группу «просвещенных» медиков и фармацевтов.
Проблема государственного патернализма состоит в том, что оно всегда в большей или меньшей степени основано на авторитарных действиях. Есть опасность, что оно станет прикрытием для волеизъявления государственных чиновников и послужит оправданием любого государственного вмешательства. Поэтому многие авторы во имя «этики свободы» отвергают даже саму идею социально значимых благ.
Лекция 9. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ МЕЖДУ ОБЩЕСТВЕННЫМ И ЧАСТНЫМ СЕКТОРАМИ
Данная лекция ограничивается единственным вопросом: объемом общественных благ (товаров и услуг), которые должно поставлять государство. Того, как эти товары и услуги производятся - частным или общественным сектором — мы здесь касаться не будем.
Иначе говоря, мы не будем стараться выяснить, должно ли государство само производить, покупая для этого факторы производства, или ему следует закупать непосредственно конечные блага (используя «государственные рынки», предоставляя частному сектору возможность поставлять те или иные услуги и т.п.). Этот второй вопрос, хотя далеко не лишен интереса, все же относится к сфере организации промышленности и логически не связан с частной или общественной природой того или иного произведенного товара или услуги. Как показано ниже в табл. 4, фактически возможны все комбинации:
Таблица 4