Чистые общественные блага

Как правило, чистое общественное благо определяется, как благо, поставка которого характеризуется: 1) «неконкурентностью» и 2) «неис-ключаемостью».

Первый признак касается условий предложения. Предоставление единицы общественного блага (товара, услуги) еще одному индивиду осу­ществляется по нулевой предельной цене: таким образом, индивиды не «конкурируют» между собой за то, чтобы потреблять эти блага.

«Чистыми общественными благами» часто являются услуги, предос­тавляемые посредством общественного производства. Если, например, gj -это количество внешней безопасности, предоставляемое индивиду силами национальной обороны, то общее количество общественных услуг «оборо­на» будет равно Zgi при значениях iот 1 до п.

п соответствует численности населения, находящегося на защищае­мой территории. Очевидно, что защита еще одного индивида (например, когда на территории России рождается еще один ребенок) увеличивает


общее количество произведенных услуг (ибо количество индивидов под защитой возрастает от п до п+1), но не уменьшает количества безопасно­сти, предоставленного другим (предельные издержки на предоставление qC(n+i) - нулевые).

Каждое gj зависит от объема произведенных услуг (S) и, в опреде­ленных случаях, от местонахождения индивида.

Безопасность от наводнений, которую благодаря плотинам получают живущие возле реки, - это общественное благо. Если еще один человек се­лится у берега этой реки, он также получает такую защиту, при этом за­щищенность остальных не становится меньше. Количество безопасности, которую получает каждый из прибрежных жителей, будет зависеть от вы­соты плотин (S), а также от места, где стоит его дом. Предположим, что плотины полностью устраняют опасность от наводнения: объем общест­венной услуги для жителя i, который живет ближе к берегу (и для которого каждый год вероятность затопления была практически равна 1), больше, чем для жителя j, дом которого стоит дальше от реки или немного выше (для него вероятность ежегодного затопления была существенно ниже). Аналогичные замечания можно было бы сделать и относительно пожарной службы, больниц, полицейской службы и т.п. (большая или меньшая уда­ленность от пожарной части, крупной больницы, комиссариата полиции и т.п.). Тем не менее, как правило, предполагается, что общественное благо предоставляется всем поровну - иными словами, предоставление общест­венного блага однородно по всей рассматриваемой территории (к этому чистому случаю очень близка и национальная оборона). Больше нет необ­ходимости вводить параметр местоположения и приписывать индексы gj. Теперь можно считать, что независимо от i, gj = g = g(S).

В этом случае Sg(S) = n*g(S). При заданном объеме услуг (а, следо­вательно, и издержках), равном S, объем произведенного общественного блага пропорционален п - количеству человек, на которых распространя­ется эта услуга. Значит, кривые совокупных издержек, средних издержек и предельных издержек могут изображаться просто как функции от п (вме­сто Sg(S) - см. рис. 14).

До тех пор, пока предельные издержки равны нулю, чистое общест­венное благо в оптимальном случае должно поставляться по нулевой цене (такой, что cm = р) - что, разумеется, не означает, что совокупные издерж­ки на это благо не должны покрываться. Значит, частное предприятие, ог­раниченное необходимостью соблюдать бюджетное равновесие, не сможет производить чистое общественное благо. Во всяком случае, даже если бы оно попыталось взимать положительную цену, оно было бы неспособно это делать, поскольку принцип исключения в данном случае не действует.


Рис. 14. Кривые издержек на чистое общественное благо >-'

В условиях рынка в обществе, где достаточно надежны гарантии прав, тот, кто хочет иметь частное благо, но не платит за него, не может его получить. В таких случаях говорят, что он исключен из потребителей этого блага. Этот принцип исключения нельзя применить к чистым обще­ственным благам: для того, чтобы пользоваться общественным благом, достаточно находиться в зоне его потребления (неделимое потребление). В этих условиях плату взимать невозможно. Не существует и наказания в виде исключения за неуплату. Ведь как, например, лишить жителя России услуг обороны иначе, как выдворив его из страны? Так что факт защищен­ности неотделим от факта нахождения на территории данной страны.

Чистых общественных благ, свойства которых достаточно близки к вышеописанным (предоставление с нулевыми предельными издержками и неделимое потребление), довольно немного (оборона, полиция, юстиция, дипломатия, маяки, освещение улиц и т.п.). Реже всего выполняется усло­вие неделимого потребления. В большинстве случаев для того, чтобы вос­пользоваться общественным благом, требуется волевое действие (выйти или выехать на дорогу, включить телевизор и т.п.). Это - так называемое благо с делимым потреблением, оно вполне может оставаться «чистым общественным благом» в том смысле, что условие нулевых предельных издержек остается выполненным. Так или иначе, делимость потребления имеет два важных следствия: 1) количество блага, потребленного индиви-


дом gj, уже не обязательно равно количеству, потребленному gj (даже если параметр местонахождения ане изменяется от одного индивида к друго­му), и 2) теоретически можно выяснять, кто потреблял благо, и требовать оплаты уже потом. Выбор между бесплатным и платным предоставлением блага будет зависеть от уровня издержек на взимание этой платы (от «из­держек на исключение» тех, кто не платит). Так, ряд общественных благ делимого потребления могут поставляться на рынке, если издержки на взимание платы за них не слишком велики, что позволяет делать исключе­ние рентабельным. Если же, напротив, издержки на исключение чересчур велики, то предпочтительнее оставить государству заботу о предоставле­нии общественного блага по нулевой цене (и покрывать издержки на него за счет налогов). В отличие от случая чистых общественных благ с неде­лимым потреблением, предоставление государством чистых рбщественных благ с делимым потреблением продиктовано не техническими соображе­ниями (технически возможно сделать по-другому), а экономическими (экономически более выгодно предоставлять их по нулевой цене, чем тра­титься на исключение).

В ходе технического прогресса издержки на исключение могут ме­няться (или из-за разного рода внешних толчков) — в ту или другую сторо­ну. В этих условиях оптимальная граница между общественным и частным секторами может со временем смещаться: по мере снижения издержек на исключение или изобретения новых технологий исключения становится возможным взимать плату там, где это было экономически невозможно еще несколько лет назад.