Общественные блага

Рис. 12. Перевод внешних эффектов во внутренние путем переговоров

Существуют, наконец, и внешние эффекты косвенного характера, которые не приводят к суб-оптимальности, так что даже многие авторы не соглашаются относить их к разряду внешних. Внешний эффект косвенного характера имеет место, когда действие индивида А (потребителя или про­изводителя) сказывается на значении полезности или прибыли индивида В (в зависимости от того, потребитель он или производитель), опосредован­ные исключительно изменением рыночных цен. Например, снижение по­требительского спроса, вызванное внешними причинами (смещение кри­вой спроса с DD' в D1D1' на рис. 13), снизит, в частности, прибыли пред­приятий, производящих это благо (с PSE до PSE1) и/или заставит некото­рые из них сократить объемы своей деятельности, или даже прекратить ее совсем (вследствие снижения уровня производства, при котором сохраня­ется равновесие - с х до X1). Какие бы мнения ни высказывались относи­тельно перераспределительных эффектов, связанных с этой взаимозави­симостью (прибыли и уровень занятости в данном секторе уменьшатся вследствие изменения предпочтений потребителя), ее аллокативный аспект будет в полной мере учтен. Как видно на графике, чистого общественного убытка не будет - не будет и суб-оптимальности (общественный излишек — D1SE1 - максимальный, если учитывать смещение кривой спроса). Можно было бы сделать аналогичное заключение, если бы смещалась кривая


предложения, например, вследствие технических инноваций или открытия новых месторождений (если речь идет о сырье).

Рис. 13. Оптимальность равновесия в случае «внешних эффектов косвенного характера» (ситуация снижения спроса, вызванного внешними причинами)


Лекция 8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ

БЛАГА

Существует ряд благ, которые агенты, децентрализованно дейст­вующие на рынке, могут вовсе не поставлять, хотя эти поставки могут приносить значительный положительный общественный излишек. Если речь идет об этих так называемых «общественных благах», то государство осуществляет вмешательство с целью дополнить рынок (а не просто под­корректировать его).

Однако не все блага, поставляемые государством, имеют целью, по­добно общественным благам, заставить лучше учитывать предпочтения потребителей, если обнаруживается «недостаточность рыночных поста­вок». Некоторые из них, получившие название социально значимых благ, поставляются государством - или государство изменяет формы их постав­ки - с тем, чтобы навязать потребителям предпочтения, которые оно счи­тает более правильными (т.е., чтобы «осчастливить потребителей помимо, их воли»).

В данной лекции рассматриваются два вопроса: общественные блага и социально значимые блага.

«Общественное благо», в отличие от «частного блага», это благо, ис-пользование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.