Общественные блага
Рис. 12. Перевод внешних эффектов во внутренние путем переговоров
Существуют, наконец, и внешние эффекты косвенного характера, которые не приводят к суб-оптимальности, так что даже многие авторы не соглашаются относить их к разряду внешних. Внешний эффект косвенного характера имеет место, когда действие индивида А (потребителя или производителя) сказывается на значении полезности или прибыли индивида В (в зависимости от того, потребитель он или производитель), опосредованные исключительно изменением рыночных цен. Например, снижение потребительского спроса, вызванное внешними причинами (смещение кривой спроса с DD' в D1D1' на рис. 13), снизит, в частности, прибыли предприятий, производящих это благо (с PSE до PSE1) и/или заставит некоторые из них сократить объемы своей деятельности, или даже прекратить ее совсем (вследствие снижения уровня производства, при котором сохраняется равновесие - с х до X1). Какие бы мнения ни высказывались относительно перераспределительных эффектов, связанных с этой взаимозависимостью (прибыли и уровень занятости в данном секторе уменьшатся вследствие изменения предпочтений потребителя), ее аллокативный аспект будет в полной мере учтен. Как видно на графике, чистого общественного убытка не будет - не будет и суб-оптимальности (общественный излишек — D1SE1 - максимальный, если учитывать смещение кривой спроса). Можно было бы сделать аналогичное заключение, если бы смещалась кривая
предложения, например, вследствие технических инноваций или открытия новых месторождений (если речь идет о сырье).
Рис. 13. Оптимальность равновесия в случае «внешних эффектов косвенного характера» (ситуация снижения спроса, вызванного внешними причинами)
Лекция 8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ
БЛАГА
Существует ряд благ, которые агенты, децентрализованно действующие на рынке, могут вовсе не поставлять, хотя эти поставки могут приносить значительный положительный общественный излишек. Если речь идет об этих так называемых «общественных благах», то государство осуществляет вмешательство с целью дополнить рынок (а не просто подкорректировать его).
Однако не все блага, поставляемые государством, имеют целью, подобно общественным благам, заставить лучше учитывать предпочтения потребителей, если обнаруживается «недостаточность рыночных поставок». Некоторые из них, получившие название социально значимых благ, поставляются государством - или государство изменяет формы их поставки - с тем, чтобы навязать потребителям предпочтения, которые оно считает более правильными (т.е., чтобы «осчастливить потребителей помимо, их воли»).
В данной лекции рассматриваются два вопроса: общественные блага и социально значимые блага.
«Общественное благо», в отличие от «частного блага», это благо, ис-пользование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.