Лекция 1. Методологические основы стратегического планирования

Список литературы

 

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд-во «Питер», 1999. 416 с.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардика, 1998. 296 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардика, 1998. 528 с.

5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Финпресс», 1998. 192 с.

6. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.

7. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.

8. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика. 1997.

9. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник. М.: Русская Деловая Литература, 1998. 786 с.

10. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996. 586 с.

11. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 1999. 288 с.

12. Менеджмент организации: Учеб. пособие/ З.П.Румянцева, М.А. Соломатин, Р.З. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1995. 432 с.

13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.

14. Стерлин А., Тулин И. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.

15. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-Синтез», 1997. 304 с.

16. Учебно – методические пособия Воронежского государственного технического университета.

 

1. Влияние современных тенденций развития экономики, её глобализации на новую идеологию планирования

2. Специфические особенности, подходы и методы стратегического планирования.

3. Общие принципы управления, основные принципы планирования и специфические принципы стратегического планирования.

 

Понятие стратегического планирование в литературных источниках зачастую не имеет чёткого определения. Известно, что стратегическое планирование зародилось и получило наибольшее развитие, прежде всего в военной области, и означало «искусство генерала находить правильные пути к достижению победы», сейчас стратегическое планирование используется и в других областях, в том числе и в экономике. Так американский учёный Рассел Акофф отмечает, что о стратегическом планировании правильнее думать как об управлении неким набором проблем, проблемным месивом. Основная цель страт планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия. Стратегические планы определяют основные направления развития предприятия, в них обозначается определённые ниши для хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования. Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями:

1. Неопределённость, подвижность рыночной среды, присущая рыночной экономике, которая обуславливает необходимость выработки соответствующей направленности развития предприятий. Планирование позволяет предприятию пытаться избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, а также обеспечить его дальнейший рост, то есть планирование является инструментом преодоления неопределённости и способом прояснения внутренних и внешних условий деятельности предприятий.

2. Научно технический прогресс, приводящий к коренным качественным преобразованиям производства и, усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия требует предвидеть возможные результаты НТП и заблаговременно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия. Применение стратегического планирования создаёт важнейшие преимущества в функционировании предприятий:

a. во-первых, это подготовка к изменениям во внешней среде,

b. во вторых увязка его ресурсов с изменениями внешней среды,

c. в третьих, прояснение возникающих проблем,

d. в четвертых координация работы различных структурных подразделений,

e. в пятых, улучшение контроля на предприятии

Эти обстоятельства наполняют новым содержанием понятие стратегическое планирование и определяют его также как способ реализации стратегии принятый хозяйствующим субъектом. Современное сложное и быстро меняющееся окружение в котором функционирует организация требует большой гибкости в системах планирования. Это способствует их совершенствованию, снижая степень формализации, приводя к более короткому горизонту планирования и соответственно более частым корректировкам планов. По некоторым оценкам такой документ как стратегия развития предприятия на несколько лет имеет каждое третье предприятие России. Причём больше всего страт планирование больше развито на предприятиях с экспортной ориентацией, а также ВПК. Как отмечает Дэвид Аакер, стратегический план, нацеленный на успех должен учитывать интернациональные условия бизнеса при объективной глобализации внутренних бизнес процессов. Современная экономика характеризуется высокой степенью глобализации. К признакам глобализации экономики относятся:

1. появление и развитие транснациональных корпораций

2. появление супер конкуренции

3. глобальное производство и глобальный маркетинг

Учитывая вышеизложенное, под стратегическим планированием деятельности предприятия следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределённости, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия.

 

 

Концепция стратегического планирования включает 3 элемента:

1. Процедура стратегического планирования

2. Методология стратегического планирования

3. Логика стратегического планирования

Собственно процедура стратегического планирования раскрывается через следующий элемент: Прогнозирование, программирование, проектирование.

Стратегическое прогнозирование это синтез нормативного сценарного эвристического и конечно же экспертного методов, результатом которого является выраженное в словесное математической или иной форме суждение о возможном состоянии организации, региона, страны в целом в будущий период времени. Стратегическое прогнозирование предназначено решать задачи оценки существующего состояния объектов управления, тенденций их развития и влияния факторов внешней и внутренней среды. Как правило различают 2 вида прогнозов: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный (реалистический).

Стратегическое программирование это система экономико-производственных, организационно-технических мероприятий направленных на разработку стратегий развития определённых отраслей экономики и направлений деятельности организации. Выделяют следующие уровни целевого программирования:

1. Макроэкономический, подразумевающий решение проблем влияющих на национальную экономику в целом.

2. Межотраслевой, когда программа охватывает группы однородных, технологически связанных отраслей.

return false">ссылка скрыта

3. Общеотраслевой, когда реализация программы имеет значение для развития одной отрасли.

4. Региональный (муниципальный) – подразумевающий решение спектра проблем в рамках одного региона.

5. Уровень предприятия.

Разработка программы включает:

1. определения важных проблем или целевой зависимости,

2. количественное уточнение цели,

3. детализация задач по периодам,

4. формирование комплекса мероприятий,

5. оценка ресурсного обеспечения программы

6. оформление программных документов, доведение рекомендаций до исполнения.

 

Стратегическое проектирование заключительная процедура стратегического планирования, которая предусматривает стратегические планы всех уровней управления, как на макро - так и на микро-уровне и горизонтов планирования.

Методология это инструментарий по изучению возможностей использования в практической деятельности законов, определяющих развитие экономики. Здесь выделяют следующие методы:

1. Балансовые

2. Нормативные

3. Программно-целевые

4. Экономико-математические

5. Экспертные

Методологические подходы к планированию определяют тот инструментарий, который будет использован, а также временную ориентацию типов планирования. Рассел Акофф выделил следующие методологические подходы к стратегическому планирования:

 

Ориентация Прошлое Настоящее Будущее
Реактивная + - -
Инактивная - + -
Преактивная - - +
Интерактивная + + +

 

Логика стратегического планирования – упорядоченная последовательность, согласованность процедур планирования, связанная с решение проблем стратегического развития. Логика основывается на единстве процесса разработки и реализации процесса контроля за выполнением плана. Логика страт планирования включает:

1. Формулирование цели

2. Уточнение параметров достигнутого уровня

3. Определение объёма и структуры потребностей в плановом периоде

4. Определения объёма и структуры ресурсов

5. Балансирование потребностей и ресурсов

 

 

 

Принцип – объективная категория выражающая совокупность действия законов развития применительно к возможности выполнения стратегических программ, проектов и планов. Основные принципы управления:

1. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений

2. Принцип системности и комплексности

3. Принцип единоначалия и коллегиальности

4. Принцип единства экономики и политики при несомненном приоритете политики

5. Сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении

Анри Файоль предложил 4 основных принципа планирования:

1. Непрерывность – преемственность планов и их корректировка

2. Единство, холизм – системный характер планирования

3. Гибкость – зависимость от внешних и внутренних условий

4. Точность

Рассел Акофф предложил ещё и принцип участия.

 

Локальные принципы стратегического планирования:

1. Оптимальная пропорциональность на основе выделения ведущих звеньев

2. Единство и комплексность прогнозов стратегических программ и правил

3. Единство процесса разработки обеспечения выполнения и проверки стратегических программ

4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулировании личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов.