Лекция 13. Социология социальной работы с безработными гражданами

План:

1. Проблема безработицы в условиях современной России

2. Безработные как объект социальной работы

3. Методы и формы социальной работы с безработными

4. Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью

Вопрос 1.Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям).

Безработица не является принципиально новым явлением для России. Она достигала значительных размеров в дореволюционной России, особенно велико было аграрное перенаселение. В период нэпа безработица была ликвидирована на основе формированной индустриализации, провозглашена всеобщность и обязательность труда. Следующее десятилетие характеризуется хроническим дефицитом рабочей силы, скрытым аграрным перенаселением, высокой текучестью работников. Впервые наличие масштабной скрытой безработицы проявилось в условиях реализации «щёкинского метода», позволившего высвобождать излишнюю рабочую силу и доплачивать за выполнение работы с меньшей численностью. Затем экономические реформы первой половины 90-х годов имели следствием перевод скрытой безработицы в открытую, началась официальная регистрация безработных, созданы государственные службы занятости. Четко можно уже определить некоторые общие тенденции российской безработицы: рост официально зарегистрированных безработных, неравномерность темпов безработицы по отдельным видам деятельности, отраслям, регионам, увеличение продолжительности периода нахождения нового рабочего места, разнообразие форм безработицы. Все это непосредственно связано с рынком труда.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Если на рынке труда происходит дисбаланс, либо спрос на рабочую силу как следствие возникает безработица.

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определённого возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55).

С мая 1993 года в России осуществлен переход на используемую международным сообществом систему трудовой классификации населения. В ней базовыми являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые и безработные.

В основе формирования и развития международного рынка труда лежит ряд весомых обстоятельства: процесс интернационализации производства и специфическое капиталистическое восприятие рабочей силы в качестве одного из элементов в общем перечне затрат. Отчужденное отношение к труду как к безликому экономическому агрегату, изначально присущее капиталу, с еще большей силой проявляет себя с ростом масштабов производства, с его интернационализацией. Труд, в его конкретном выражении, оказывается уже на самых низших уровнях иерархии экономических забот.

Такое “безразличие” капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему со временем необычайную гибкость и мобильность и в то же время заставило постоянно искать выгодные, взаимозаменяемые источники труда. Сам процесс капиталистической интернационализации производства изначально определяется уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что “действительная задача буржуазного общества – это создание нового рынка и производства, покоящегося на базисе этого рынка. В данном случае имеется в виду не только рынок товаров и капиталов, но и рынок рабочей силы, хотя Маркс напрямую об этом не говорит.

Статус занятости определяется для экономически активного населения (т.е. как для занятых, так и для безработных).

Экономически активное население (рабочая сила) лица в возрасте, установленном для определения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными.

К занятым,согласно классификации Международной организации труда (МОТ), относят лиц обоего пола в трудоспособном возрасте, а также тех лиц старших и младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

· выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

· временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки и других подобных причин;

· выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработныйстатус субъекта рынка труда, физическое лицо, не имеющее работы. По определению МОТ, безработным считается любой, кто на данный момент времени помимо своей воли не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

· не имели работы (доходного занятия);

· занимались поиском работы или предпринимали шаги к организации своего дела;

· были готовы приступить к работе.

Для отнесения к безработным должны присутствовать все три критерия. По методике МОТ, к безработным могут быть отнесены также учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить (хотя в ином случае данные категории людей формально не включаются в состав экономически активного населения), В соответствии с Законом о занятости в Российской Федерации к безработным в России также относят тех, кто проходит обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Экономически неактивное население – население, не входящее в состав рабочей силы. Оно включает в себя:

· учащихся и студентов, слушателей и курсантов, обучающихся в дневных учебных заведениях с отрывом от производства;

· лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;

· лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками;

· лиц, отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск (но желающих работать);

· лиц, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;

· других лиц, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рынок труда включает не только экономические, но и социально-правовые и психологические отношения. В разных странах формирование этих отношений исторически происходило не одновременно. В результате в отдельных группах стран или отдельных странах возникли определенные различия.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую.

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица – временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:

- структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

- экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

- политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

- изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют виды и формы безработицы: естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу-открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую.

Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и потребностей производства, поэтому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем роль профессионального обучения не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы.

Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработице.

Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально -квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков.

Институциональная безработица – следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Обучение не может оказывать, хотя и опосредованное, влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.

Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.

Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения.

Структурная безработица также вызвана научно – техническим прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием профессионально – квалификационной структуры высвобождаемых требованием производства.

В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.

Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования.

Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения. Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты. Вместе с тем период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых.

Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более «слабым».

Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в вуз, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу или оно не устраивает молодого человека).

Женская безработица – один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости. Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры.

Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрации безработных.

Вопрос 2.Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ в.. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Вывод человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе лежит в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым и сложным для него жизненным условиям, поддерживает социальный работник. Он выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные способы его существования. Обратной реакцией человека, который не получает достойных гарантий в стабильности рабочего места, выплате заработной платы является отчуждение, асоциальное поведение, психологический кризис. При таком взаимодействии страдают обе стороны: и человек и государство. Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека.

Помощь социального работника может быть прямой и опосредованной: прямая направлена непосредственно на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний. Опосредованная помощь предоставляется через работу в социальном окружении безработного (семья, друзья, родственники), через различные государственные фонды и организации.

Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник — консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Так же проводится профессиональное консультирование. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями.

По данным руководителя Государственной службы занятости населения Забайкальского края Любови Азеевой, с 1 января 2008 по март 2009 гг. число обратившихся в службу занятости возросло с 13,8 тысяч безработных до 22,3 тысяч безработных. Таким образом, в целях координации психологического состояния безработного, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте проводятся мероприятия по снятию эмоционального напряжения, социально-психологической адаптации граждан. Но само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди ставят знак равенства между психологом и психиатром. Здесь необходима просветительская деятельность социального работника, направленная на разъяснение возможной необходимости психологической помощи, то есть формирование установки на естественность обращения к психологу.

Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем.

Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально – психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.

Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт – семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства.

Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи, которое может включать привлечение других организаций. Это может быть оказание юридической помощи (защита прав в случае необоснованного увольнения, неправильная выплата пособий и т.д.). Так же социальный работник должен направлять людей, находящихся в стрессовой ситуации, не только безработных, но и членов их семей, в службу психологической помощи. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.

Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.

Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 2 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. Уже на начало 2008 г. числится около 60 % безработных людей с высшим и средним образованием, в то время как 78 % вакантных рабочих мест предназначены для рабочих имеющих высокую квалификацию. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии.

Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.

Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.

Таким образом, для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макро уровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микро уровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

Вопрос 3.Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно-самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление федеральной системой службы по труду и занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы по труду и занятости и др.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов служб занятости.

Безработным гражданам гарантируется:

- бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам[246].

Как считает Н.Н. Абакумов, важной составляющей государственной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель - работник). В компетенцию службы входят:

- содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;

- повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, также организация профессионального образования безработных;

- квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;

- информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;

- территориальное перераспределение работников;

- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;

- обеспечение социальной поддержки безработных;

- сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;

- совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора рода деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться с службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных предусматривает несколько этапов.

1. первичная регистрация безработных граждан осуществляется в целях учета общей численности безработных, обратившихся в службу занятости за консультацией. В регистрационных документах указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины обращения в службу занятости.

2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ», подходяще считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности[247].

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца и следующие документы:

- паспорт или иной документ удостоверяющий личность;

- трудовую книжку или иные документы подтверждающие трудовой стаж;

- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации. Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, немеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может предложена профессиональная подготовка или переподготовка. На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

3. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании решения органов службы занятости населения о признании гражданина безработным, которое принимается не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторные обращения. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратится с иском в суд.

4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.

5. Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется в следующих случаях:

- если гражданин признается занятым в соответствии с трудовым законодательством;

- если он проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

- если он не является без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработного;

- при длительной (более месяца) неявке в органы службы занятости без уважительной причины;

- при переезде в другую местность;

- в случае назначения гражданину пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет;

- когда устанавливаются нарушения со стороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации в области занятости населения будет способствовать развитие малого предпринимательства, особенно в небольших городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую активность граждан, их конкурентоспособность на рынке труда.

Другим вариантом увеличения занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф, и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не получающие пособия и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

В соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан:

- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии;

- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие действия, предусмотренные законодательством РФ.

- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ;

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного ( более 1 года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных по их вине;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет неработающих;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:

- повышения конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;

- сокращения уровня безработицы;

- изменения профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизации финансовых издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости – один из главных элементов активной политики занятости, т.к. он способствует преодолению основной причины безработицы - несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан.

В соответствии с законом эта работа ведется в тех случаях если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданин утратил способность к выполнению работы по прежней профессии.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии.

В России число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. Среди таких безработных мужчины составляют 36%, женщины- 64 %. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, т.к. они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимы, во- первых, комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы, и во-вторых, активный поиск работы ( формирование новой активной позиции).

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что разные категории граждан имеют неодинаковые возможности для трудоустройства. Это граждане, уволенные с военной службы, и члены их семьи; молодежь (особенно до 18 лет); женщины; граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы[248].

Основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами активных форм трудоустройства, таких как:

- организация и проведение общественных работ;

- содействие самозанятости и предпринимательской деятельности;

- организация временной занятости подростков;

- реализация программы « молодежная практика» для выпускников учебных заведений;

- квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- осуществление компенсаторных выплат работодателями при трудоустройстве этих категории граждан.

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудоустройству службы занятости совместно с работодателями организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосредственном общении с работодателем определить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини- ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения ( молодежь, инвалиды, специалисты в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т.д.).

Социальная адаптация безработных граждан осуществляется в «Клубах ищущих работу», создаваемых при службах занятости. Участие в деятельности клуба позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активнее вести самостоятельный поиск работы.

Работая с инвалидами, служба занятости предпринимает меры для привлечения их в сферу предпринимательства и самозанятости, ведет переговоры с работодателями по квотированию рабочих мест, осуществляет сотрудничество с общественными объединениями инвалидов[249].

Высокий уровень безработицы среди молодежи ( граждане в возрасте до 30 лет) влияет на социальную напряженность в обществе. Для решения проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1996 г. на территории РФ была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика». Эта форма работы позволяет повысить конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости и молодежными биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних.

"Молодежная практика" - это форма поддержки службой занятости населения молодых людей в возрасте от 16 до 26 лез" включительно в период поиска работы, призванная помочь им найти место работы по специальности, обрести экономическую и социальную самостоятельность. Для этого на договорной основе с предприятием создается временное рабочее место, на котором молодой стажер под руководством опытного наставника имеет возможность работать в течение шести месяцев по полученной специальности. Хорошо зарекомендовавший себя стажер имеет возможность по истечении шести месяцев или досрочно получить постоянное рабочее место на этом или другом предприятии. Участие молодежи в программе "Молодежная практика" дает возможность;

проверить себя в практической работе в течение б месяцев;

приобрести навык и стаж работы по специальности;

- ежемесячно получать заработную плату;

- шанс получить постоянную работу.

Финансирование программы осуществляется на основании договора, заключаемого между работодателем, обеспечивающим создание временных рабочих мест Молодежной биржей труда, которая этим вопросом и занимается.

В целях создания условий по приобщению несовершеннолетних граждан к труду, получения профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности проводится работа по организации временной занятости граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Для участия в этом виде занятости в приоритетном порядке направляются дети из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей. В основном эта работа организовывается в период летних школьных каникул и подростки с удовольствием откликаются на такое предложение. Почти во всех районах подростки занимаются подготовкой школ к новому учебному году, озеленением и благоустройством территории населенных пунктов. Положительным моментом при организации временной занятости подростков в летний период является совмещение работ с отдыхом[250].

Как отмечает А.Д. Сазонов и Н.И. Калугин важнейшими задачами в работе с безработной молодежью являются следующие:

- информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

- проведение активной профориентационной работы;

- психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

- обучение типовым моделям трудоустройства[251].

Для России актуальной остается проблема сохранения кадрового потенциала, особенно среди женщин, она требует определенных мер со стороны государства.

Подводя итоги, необходимо отметить, что служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний- одни их основных направлений службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию.

Таким образом, наиболее эффективен комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

Вопрос 4.Одной из важнейших задач является подготовка учащихся к общественно полезному труду, помощь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом социального заказа общества, т.е. вести научно обоснованную работу по профессиональной ориентации. Она включает в себя профориентацию в средних общеобразовательных школах. в профессиональных учебных заведениях, консультации молодежи в кабинетах профконсультации или ориентации, профессиональную информацию и трудоустройство взрослых через бюро профинформации, профориентационную помощь в кабинетах профессиональной ориентации.

Условием экономического подъема является повышение дисциплины трудящихся, умения работать, способности, интенсивность труда, лучшей его организации. Осуществление этого условия велико значение профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Назначение и содержание профессиональной ориентации зависит от производственных отношений, от потребностей общества и экономики, от нового подхода к человеку, труду и собственности. В центре профориентационной работы ставится человек и его интересы.

Главное условие профориентации - свободный выбор профессии. который неотделим от сознательности, а сознательный выбор профессии от критической оценки своих способностей.

Современные темпы и объем развития народного хозяйства, специализация производительного и непроизводительного труда, обилие специальностей, предлагаемых школам профессионального обучения, достигли таких масштабов, что молодой человек без особой подготовки не в состоянии разобраться в многообразии профессий и сделать верный выбор. Планы школьников на будущую трудовую жизнь часто не соответствует потребностям народного хозяйства. Возникает необходимость научного управления процессом свободного выбора профессий, которое называют профессиональной ориентацией[252].

Как же управлять процессом свободного выбора профессии? Для этого необходимо создать систему профориентации, исходя из потребностей народа и современного состояния школы.

Выпускники 9-11 классов должны решить, где продолжить учебу, какую выбрать специальность при поступлении в школу профессионального обучения или при устройстве на работу. В обоих случаях сознательный выбор профессии труден, поскольку выбор осуществляется впервые. Чаше всего этот выбор - дело случая, выпускники школ мало задумываются над тем, будет ли их первая профессия постоянной или временной. Нет сомнений, что именно школа должна помочь юношам и девушкам найти "свою" профессию. соответствующую их способностям. Современная школа располагает для этого определенными возможностями.

Выбор - сложное психическое действие. Оно особенно осложняется тем, что нужно выбирать безошибочно, с перспективой. с предусмотрением возможных последствий выбора. Именно такого выбора требует будущая квалифицированная работа, ибо приобретенная профессия - это область долговременной деятельности, которая предъявляет определенные требования к физическим и психическим особенностям человека.

Изучение профессиональной действительности в самопознание -основа правильного выбора будущей работы. Чтобы молодые люди приняли обоснованные решения в конкретной ситуации, надо помочь им в момент выбора профессии. И сделать это должны взрослые, Профессиональная ориентация требует высокой психологической культуры педагогов. Педагогические коллективы должны не только всесторонне изучать своих воспитанников, их отношения со средой, но и уметь прогнозировать их трудовые качества, способности, выявлять призвания личности, а потом ориентировать человека на соответствующую практическую деятельность.

Формирование профессиональной направленности - сложная задача. Информации о рабочих местах, о реальных условиях в той или иной сфере деятельности недостаточно. Человек хочет знать, какой трудовой и жизненный успех его ждет, каковы перспективы при работе по избранной специальности? Что можно ответить на это в условиях работы школы? Кто может прогнозировать трудовое будущее юноши, выбирающего профессию'?

В условиях школы прогнозировать будущие трудовые успехи ученика можно лишь на основании анализа его деятельности. Поэтому необходимо предоставить ученику разнообразные возможности участия в труде по предусматриваемой специальности, чтобы он, выполняя простую работу, добивался успеха, лучше узнавая особенности выбираемого труда, развивая свои способности. Такая активизация в работе с молодежью обязательная с точки зрения современной профессиональной ориентации[253].

Рассмотренные признаки школьной профессиональной ориентации дали определение ее сущности. Это - специально организованная система воспитательной и образовательной работы, ставящая целью формирование профессиональной направленности учащихся, их способности сознательно выбирать профессии с учетом общественных потребностей и оказание им помощи в самоопределение при выборе. Под профессиональной направленностью здесь понимается целесообразное сочетание профессиональных ценностей, интересов, склонностей, устремлений, а под способностью сознательно выбирать профессию - самосознание и знание профессиональной действительности, обоснованное принятие решении в конкретной ситуации выбора. Помощь при выборе консультации медицинская, психологическая, социологическая и экономическая. Следовательно, профессиональная ориентация становится педагогической, психологической и социальной проблемой, ибо речь идет о руководстве профессиональном развитии личности; о расширении профессионально-социального опыта. Формировании профессионально-социальной направленности, способности к самопознанию и самооценке, к сознательному выбору профессии. Таким образом, она является наукой, теорией о принципах, методах и содержании руководства развитием личности, способной оптимально применить особенности своей индивидуальности в профессиональном учении и труде. Термин "профессиональная ориентация" вошел в употребление в начале XX в. во Франции, Бельгии. Применяемое нами понятие "профессиональная ориентация" обозначает и теорию и деятельность по развитию всесторонней личности.

При разработке содержания профессиональной ориентации надо исходить из понимания профориентации как составной части учебно-воспитательного процесса, в котором успешно решаются ее задачи: расширение профессионального опыта учащихся, формирование у них мотивов выбора и оказание им помощи в трудный момент самоопределения. Профессиональная ориентация в школе включает следующие компоненты:

I. Формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Ознакомление учащихся с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация) и формирование у них мотивов выбора.

Организация практической деятельности в соответствии с особенностями учащихся, с требованиями выбираемой профессии (профессиональная активизация).

II. Консультационная помощь учителей при самоопределении учащихся.

Изучение личности учащихся.

Управление мотивацией выбора профессий.

III. Работа учителей с учащимися,

1. Проверка успехов учащихся в выбранной профессии.

2. Оказание помощи учащимся при поступлении их в профессиональные учебные заведения,

Профессиональную ориентацию можно разделить на фазы. соответствующие развитию школьника, причем они обусловлены не только целями ориентации, к которым объективно стремится школа, но и динамикой профессиональной ориентации самого школьника.

Профориентацию можно начинать в детском саду или в I—XII классах, когда у детей возникает интерес к видам деятельности. В более старших классах профориентация формирует мотивы выбора, интерес и склонности к конкретным областям деятельности, которые могут стать будущей профессией школьника. Когда профессия выбрана учащимся и внимание его направлено на усвоение специальности, школа помогает ему успешно адаптироваться в новой деятельности. Таким образом, в старших классах ориентация становится более действенной и значимой, приобретает яркие функции в определенные периоды развития, которым соответствуют следующие фазы:

подготовительная:

формирующая:

направляющая;

закрепляющая.

Подготовительная фаза начинается в детском саду и продолжается до VI класса. В этот период школа выполняет главную задачу - изучает учащихся, прививает им интерес и любовь к труду.

Формирующая фаза охватывает период жизни школьника, когда возникает актуальный интерес к выбору профессии (VII-VIII, ГХ-Х1 классы). Школа посредством специальных мероприятий прививает учащимся мотивы выбора таких специальностей и профессий, в которых особенно нуждается народное хозяйство и культура данного региона.

Направляющая фаза охватывает учащихся VII и XI классов. В этот период продолжается формирование мотивов выбора профессии у учащихся, которые еще сомневаются в выборе профессии.

Закрепляющая фаза охватывает период после выбора учащимися профессии. Ее цель продолжение формирования профессиональных интересов, создание условий для реализации выбора, адаптации на работе или в профессиональной школе. Выполнение этих задач контролируют работники профессиональных школ и организаторы производства[254].

Специалисту, занимающемуся профориентацией, необходимо четко усвоить целый ряд психолого-педагогических понятий.

Под интересом понимается избирательное, эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду трудовой деятельности.

Склонность - расположение личности к той или иной трудовой деятельности. В отличие от интереса склонность предполагает не только активное и эмоционально окрашенное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним.

Способность - совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной трудовой деятельности.

Профессиональные интересы, склонности, способности находятся в динамическом единстве, взаимно поддерживают и подкрепляют друг друга.

Профессиональное намерение это стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор.

Профессиональная направленность личности это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое ими избирательное отношение действительности, влияющее на его деятельность.

За последние годы определились принципы профессиональной ориентации школьников:

Принцип сознательности. Сознательность предопределяет хорошее знание профессии: что должен знать и уметь по данной профессии, какие она предъявляет психофизиологические требования к нему, каковы условия труда, как оплачивается труд этой профессии, где можно получить это профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда, каковы жилищно-бытовые условия и т.д.

При этом молодому человеку желательно осуществить "пробу» своих сил в области избираемой профессии, просмотреть ее в "действии", почитать соответствующую литературу и сориентироваться, сможет ли он избрать это профессию на долгие годы.

Принцип самостоятельности. В процессе профориентации предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию. Педагогическое руководство и контроль должны занимать свое место, однако окончательное право в выборе профессии остается за школьником.

Принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояние здоровья. Наше государство каждому гарантирует равный и свободный выбор профессии с учетом интересов общества.

По мнению Н.Н. Захарова и Н.Н. Чистякова, соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии. Правильный выбор профессии - необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями. Правильный выбор профессии обеспечивает и целый ряд производственных результатов: быстрое овладение профессией, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т.п. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мере частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям - к увеличению времени ученичества и трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний и производственных травм и т.д.[255]

В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.

Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.: анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах. семье и т.д.; анкетирование; беседу-интервью; метод обобщения независимых характеристик; статистический метод; аппаратурный метод; тестовый метод; педагогический эксперимент.

Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов. склонностей, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

Воспитательный аспект необходимо активно реализовывать и в тех случаях, когда избираемые учащимися профессии не предъявляют повышенных требований к человеку. В таком случае необходимо разработать мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития им любви к избранной профессии.

Такие исследователи как Г.А. Буянова, С.С. Мартынова, Н.И. Калугин и др. указывают на то, что на профориентационное самоопределение учащихся положительно внимание оказывает изучение с ними факультативных курсов, соответствующих их профессиональными интересами.

В процессе ориентации учащихся на рабочие профессии школам необходимо держать тесную связь с учебными заведениями системы профессионально-технического образования. Совместные усилия общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ в деле организации профессиональной ориентации учащихся на рабочие профессии могут дать большой эффект. В этом плане заслуживают внимания такие формы работы:

Беседы со школьниками о значении профессии, которым обучают профессионально-технические училища.

"Экскурсии школьников в профтехучилища и на их базовые предприятия с целью ознакомления с различными рабочими профессиями.

Показ кинофильмов о жизни и учебе воспитанников профтехучилищ.

Оборудование в школах выставок и стендов, раскрывающих содержание учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах и подготовку молодых рабочих разных профессий.

Организация вечеров-встреч с учащимися профтехучилищ.

Проведение встреч школьников с работниками и выпускниками профтехучилищ.

Помощь работников профтехучилищ школам в организации работы технических кружков.

Выступления учащихся профтехучилищ в школах профессиональных консультаций для учащихся и роди гелей по вопросам выбора рабочих училищ.

Содержание и методы профориентационной работы при переходе из класса в класс должны постоянно меняться, однако при этом следует последующую преемственность. За осуществлением этой задачи призваны следить классные руководители и администрация школы, а также инспектора отделов народного образования по трудовому обучению и профориентации, комиссии по профориентации и трудоустройству выпускников[256].

Как считает А.Д. Сазонов, в профориентационной работе со старшеклассниками особое внимание должно быть уделено подготовке их к выбору массовых профессий, особенно в сфере материального производства. Во многих районах страны следует больше внимания уделять подготовке выпускников школ к выбору сельскохозяйственных профессий и профессий сферы обслуживании.

Несомненно, определенная часть выпускников средней школы должна быть ориентирована на поступление в ВУЗы, специальные средние и военные училища.

Также в профориентационной работе обязательно следует учитывать специфику городской и сельской школ[257].

Вопросы для обсуждения:

1. ………

2. …………..

3. ……………..

4. ……………

5. ……………….

6. …………..

 

Основная литература:

Дополнительная литература: