Лекция 10. Социология социальной работы с пожилыми людьми

План:

5. Специфика социальной работы с ветеранами Великой Отечественной войны

6. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

7. Законодательно-правовая база социальной работы с пожилыми и старыми людьми

8. Основные направления социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми

Вопрос 1.Ветераны Великой Отечественной войны – довольно разнородная социально-демографическая группа. В ее состав входят люди от 70 лет и долгожители, которым более 90 лет. Естественно, что уровень образования, интеллектуальная сохранность, мотивация, интересы, социально-экономическое положение у них существенно различаются. В настоящее время не все ветераны и участники войны могут в достаточной мере удовлетворить свои социальные потребности, но и первичные, физиологические или витальные потребности. Осуществляя дифференцированный подход как ключевой в обеспечении социальной защищенности ветеранов, можно не только создать условия для обеспечения их физического существования, но и поддержать их потенциал как социально активной группы. Необходимо создать в социуме в отношении данной группы населения такой морально-психологический климат, при котором они чувствовали бы себя полноценными и востребованными членами общества.

Социальная работа с данной категорией граждан имеет ряд особенностей и обладает определенной спецификой.

Прежде всего, речь идет о стратегии социальной работы, учитывающей состояние психического и физического здоровья, особенности настроения и специфику характера клиентов. Дело в том, что ветераны очень часто сталкиваются с ситуациями тяжелых потерь, горя и смерти: из жизни уходят однополчане, родные и близкие, все меньше остается социальных контактов и дел. Вот почему социальные работники должны работать не только с самим клиентом, но и с теми, кто ухаживает за ним и его семьей. Не справляясь с грузом этих тяжелых проблем, социальные работники сами, игнорируя собственные эмоциональные реакции и недостаточный опыт, становятся профессионально и личностно уязвимыми.

Социальные работники, общаясь со своими клиентами, чаще слышат рассказы, полные уныния и разочарований. Однако пожилые люди имеют не только горький опыт. О многих позитивных событиях, которые имели место в их жизни, они не вспоминают. События становятся значительными только в том случае, если они находят отражение в их поздней жизни. Часто это имеет место в самом начале общения, накладывая отпечаток на дальнейшие контакты. Здесь возникает следующая сложность. Социальным работникам кажется, что они уже знают (после предыдущего контакта), чего им ожидать от старого человека, чего он хочет, поэтому они с ним уже не консультируются, то есть действуют, как они считают, в интересах клиента. Однако такие действия социальных работников вызывают раздражение и тревогу у ветеранов. Для сглаживания негативных моментов полезно применять метод биографического интервьюирования, для того, чтобы высветить положительные события в жизни ветерана.

Исходя из этого, очевидна потребность специалистов в овладении индивидуальными средствами эмоциональной защиты и способами профилактики стрессов из-за перегрузок в работе. Поэтому социальные работники сами вырабатывают определенный индивидуальный опыт поведения и деятельности. Часто этот стиль может выражаться в агрессии по отношению к клиентам. При оказании профессионально помощи следует исходить из того, что ветеран – взрослый, зрелый, умудренный опытом, способный овладеть новым опытом. Такой подход в корне отличается от отношения к людям старших возрастов как к ущербным объектам, нуждающимся в восстановлении, или как к невинным жертвам негативных воздействий угнетающей социальной системы. Однако вера в то, что человек обладает способностью овладевать новым опытом, не должна специалисту мешать выявлять случаи, когда клиент не делает этого, а снова и снова повторяет один и тот же вариант зависимого, ущербного поведения.

Важно учитывать также качества профессиональной пригодности социального работника, к которым относятся: наличие положительной мотивации к труду, доброжелательное отношение к людям, коммуникативные способности, эмпатия, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, терпение. При специфических трудностях в работе, когда некоторые ветераны плохо видят, слышат, не умеют сказать о важном для себя, имеют диагноз «старческая деменция» или заострение характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых в целом, необходима выработка особых способов взаимодействия с ними, чтобы уберечься от профессионального выгорания или психосоматических заболеваний, вызванных эмоциональной напряженностью труда.

Учитывая, что социальная работа призвана содействовать выработке и реализации индивидуальной жизненной программы ветерана, социальному работнику необходимо осуществлять дифференцированный подход, предлагающий всесторонний учет особенностей клиента, его социального положения, потребностей и интересов. Значение этого метода состоит в том, что на основе анализа и оценки объекта социальной работы, окружающего его социума, создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются адекватные средства, методы и формы оказания социальной помощи. Этот метод применяется как в работе с отдельными личностями, так и целыми социальными группами ветеранов.

Следовательно, для повышения эффективности и результативности социальной работы с ветеранами большое значение имеет учет специфики их социального положения, потребностей и интересов.

Сегодня имеется широкий спектр направлений, видов и форм социальной работы с данной группой населения. Так, социальное обслуживание граждан занимает прочное место среди других направлений практической деятельности органов и учреждений социальной защиты населения. В последние 10 лет социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов превратилось в систему, в которую входят различные учреждения, службы, осуществляющие социальную помощь нуждающимся ветеранам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Развитие и совершенствование данной системы проявляется в создании новых видов услуг, проведении организационных мероприятий, включая разработку современной нормативной базы для стационарных учреждений, реализацию мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания ветеранов и инвалидов, их научно-методическое и информационное обеспечение, организацию системы подготовки и повышения квалификации кадров и другие. Значительным явлением в деле развития системы социального обслуживания следует считать развертывание наряду со стационарными учреждениями нестационарных форм обслуживания нетрудоспособных граждан.

Стационарная помощь, оказываемая ветеранам и участникам войны в системе социальной защиты, осуществляется в различных учреждениях. В их число входят дома-интернаты общего типа, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома милосердия, социальные учреждения для лиц без определенного места жительства, дома-интернаты малой вместимости, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Дома-интернаты как сложившаяся традиционная форма в системе социального обслуживания являются медико-социальными учреждениями, предназначенными для проживания пожилых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В настоящее время социальные учреждения в большей мере обеспечены мягкой мебелью, креслами, располагающими больше к отдыху, чем к движению. Задача состоит в том, чтобы сделать граждан пожилого возраста более подвижными, продлить их активное долголетие, наполненное осмысленным содержанием жизни и общественно-полезной деятельностью.

Одной из новых форм социальных учреждений в системе социального обслуживания являются геронтологические центры. Они созданы в течение последних 5 лет и функционируют в таких крупных городах, как Ставрополь, Ульяновск, Краснодар, Самара, Новосибирск, Ярославль. В геронтологическом центре, в отличие от домов-интернатов, предусматривается преимущественно реабилитационная деятельность. Эта одна из новых и перспективных форм социального обслуживания граждан. Данные центры должны быть высоко специализированными социально-медицинскими учреждениями, где пожилые люди могут получить разностороннюю помощь.

С возрастом происходят изменения в психологии людей. Лица старших возрастов нередко страдают психическими расстройствами, частота которых увеличивается по мере старения. Это обуславливает необходимость развития геронтологической помощи в стране. В последнее время в ряде крупных городов в поликлиниках общего профиля стали создаваться психологические кабинеты. Для оказания дифференцированной геронтопсихиатрической помощи необходимо разработать систему преемственности между учреждениями здравоохранения и геронтопсихиатрическими центрами в системе социального обслуживания.

Для совершенствования социальной поддержки наиболее слабых граждан были созданы дома милосердия для поддержания жизнедеятельности очень старых и пожилых людей, в том числе ветеранов и участников Великой Отечественной войны.

Отделения социально-бытового обслуживания на дому создаются для временного (6 мес.) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянной поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. На наш взгляд, среди видов услуг, оказываемых социальными работниками на дому, не получили должного развития психологические услуги. Это объясняется, по-видимому, своеобразием менталитета российского человека, с одной стороны, и неразвитостью собственно психологической помощи в стране, с другой.

Значительную роль в системе нестационарных форм социального обслуживания ветеранов играют отделения дневного пребывания, предназначенные для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха. Более распространенным видом социальной поддержки населения в нестационарных условиях, как и в прошлые годы, остается срочная социальная помощь, предназначенная для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, необходимой помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

Таким образом, в условиях современной России достаточно активно развивается социальная работа с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, которая имеет ряд особенностей и определенную специфику, связанных с состоянием физического и психического здоровья ее клиентов.

 

Вопрос 2.Одним из направлений социальной работы с ветеранами Великой Отечественной войны является оказание им социальной поддержки. Социальная поддержка представляет собой помощь в денежной и (или) натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальной защите и социальному обеспечению.

«Поддерживать» означает служить опорой для чего-нибудь.

Исходя из приведенной трактовки данных понятий под социальной поддержкой ветеранов следует понимать систему установленных государством и закрепленных в законодательстве мер правового, социального, организационного характера, направленных на оказание помощи лицам, имеющим заслуги перед государством и обществом, призванной компенсировать указанным лицам ограниченные возможности жизнеобеспечения вследствие преклонного возраста, инвалидности и других обстоятельств. социальный поддержка ветеран инвалид

В Федеральном законе «О ветеранах» установлены 5 основных видов социальной поддержки ветеранов:

1) пенсионное обеспечение, выплата пособий;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

3) получение и содержание жилых помещений;

4) оплата коммунальных услуг;

5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

1.1. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны:

Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют участники Великой Отечественной войны - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от причины инвалидности, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

• В случае наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия.

• Пенсии, предусмотренные настоящей статьей, выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

1.2. Размеры пенсий участников Великой Отечественной войны:

1. Пенсия по инвалидности участникам Великой Отечественной войны назначается в следующем размере:

- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, - 200 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, - 150 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

2. Инвалидам, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени и на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьей 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, имеющих на иждивении соответствующее количество нетрудоспособных членов семьи.

3. Размеры пенсий, предусмотренные настоящей статьей, для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При этом если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

2.1. Право на ежемесячную денежную выплату имеют:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года;

-внеочередная установка квартирного телефона;

-оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг;

-сохранение обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году;

-внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

-внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года;

-внеочередная установка квартирного телефона;

-оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг;

-обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

-внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

-внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года;

-первоочередная установка квартирного телефона;

-оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе и членами семей участников боевых действий, совместно с ними проживающими;

-обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

-преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

-прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

Военнослужащим, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года;

- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

-преимущество при установке квартирного телефона;

-обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

-преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Лицам, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года;

-внеочередная установка квартирного телефона;

-обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

-преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

-внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг.

Лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем вышеуказанных лиц, ставших инвалидами, в случае выселения их из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года;

- преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

-преимущество при установке квартирного телефона;

-обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

-преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

-преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

-обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года;

-обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-оплата в размере 50% коммунальных услуг;

-первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда предоставляются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших).

Погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В Новосибирской области проживают 96746 ветеранов Великой Отечественной войны и 16954 ветерана боевых действий, среди которых 11324 инвалида Великой Отечественной войны, 242 инвалида боевых действий, 833 участника Великой Отечественной войны, 82547 тружеников тыла, 733 жителя блокадного Ленинграда, 2 человека, работавших на объектах ПВО, строительстве оборонных объектов, 1065 бывших военнослужащих, проходивших военную службу с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии.

Указанным категориям граждан установлен особый правовой статус. Их интересы защищают 8 областных общественных организаций ветеранов войн и военных конфликтов, боевых действий, инвалидов войны и боевых действий, многие из которых имеют первичные организации в районах и городах области.

Обследования социально-бытовых условий жизни ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны, проводимые в рамках подготовки к празднованию Дня Победы, показывают, что многие из них имеют низкий уровень доходов, не позволяющий получать услуги по медицинскому обеспечению, социальному обслуживанию и реабилитации на платной основе.

По итогам проведенных обследований в 2008 - 2009 годах более шести тысячам ветеранов Великой Отечественной войны оказана материальная помощь на общую сумму 7938 тысяч рублей для приобретения дорогостоящих лекарственных средств, установки квартирного телефона, проведения ремонта жилья и на газификацию домов частного сектора.

Выделены 1910 тысяч рублей на приобретение жилья социального использования для ветеранов Великой Отечественной войны. Инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны выделено 10 квартир.

72 инвалида Великой Отечественной войны обеспечены мобильными телефонами. Сумма расходов составила 216 тыс. рублей. Трем инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны установлены квартирные телефоны. Сумма расходов составила 15,0 тыс. рублей.

Всем инвалидам и участникам Великой Отечественной войны оказана материальная помощь в размере 3000 рублей.

В период празднования Дня Победы для ветеранов Великой Отечественной войны проведены специализированные заезды в санатории области. Приобретено 133 путевки на сумму 939 тысяч рублей, а всего обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение 2229 инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны на сумму более 29000 тыс. рублей.

Таким образом, социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется на высшем уровне, как на федеральном, так и на региональных уровнях управления.

Меры социальной поддержи достаточно развиты, корректно построены и законодательно оформлены. Все виды социальной помощи учтены и законодательно прописаны в нормативных документах. По мере необходимости органами местного самоуправления вносятся коррективы в виды предоставления социальной поддержки, в зависимости от экономических и социальных трудностей в которые попадают ветераны Великой Отечественной войны.

Вопрос 3.Проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение. Законодательную и правовую основу социальной работы составляют:

1) Конституция Российской Федерации

В России, как в социальном государстве право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством Российской Федерации

2) Законы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (декабрь 2001года); «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ноябрь 2001г.); «О социальной защите инвалидов в РФ» (июль1995г.); «О ветеранах» (январь 1995г.); «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» (декабрь 1995г.); «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (август 1995г.)

3) Большое значение для решения проблем пожилых и инвалидов имеют указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»; «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (октябрь 1992г.); «О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов» (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации: «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»; «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (15 апреля 1996г.); «О разработке федеральной целевой программы «Старшее поколение» (18 июля 1996г.).

В названных и других документах определена структура социальной работы, ее цели и задачи, источники финансирования; сформулирована программа социальной защиты пожилых людей и инвалидов. Все усилия направлены на улучшение условий жизни пожилых людей, их социальное обслуживание, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощи в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости[219].

Российское государство, разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты, согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975г.), Европейской социальной хартией, принятой в 1961г. и дополненной в 1996г.

Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности, а также системность, компетентность и подготовленность специалистов.

В последние годы сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым людям. К элементам такого механизма относятся центры социального обслуживания, в том числе отделения социальной помощи на дому, отделения срочной социальной помощи, медико-социальные отделения, отделения дневного пребывания. Помимо этого, для тех, кто нуждается в постоянном медицинском уходе, не может обойтись без посторонней помощи, существуют стационарные пансионаты для престарелых; мини-интернаты, социальные гостиницы, хосписы. Выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми[220].

Содержание социальной работы с пожилыми и престарелыми определяется рядом нормативных документов[221].

Департаментом по делам граждан пожилого возраста и инвалидов Министерства труда Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных актов по вопросам создания и организации работы учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания, в том числе постановления Минтруда России:

- от 29 октября 1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения»;

- от 27 июня 1999г. №28 «Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов»;

- от 27 июля 1999г. №29(31), «Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения», «Комплексный центр социального обслуживания населения»;

Большая работа проводится в рамках федеральной целевой программы «Старшее поколение». Программа «Старшее поколение» должна способствовать социальной поддержке пожилым людям, помочь созданию благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе предусмотрены меры комплексного решения вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий и групп пенсионеров.

Основные направления социальной политики государства в отношении к пожилым:

1) Улучшение условий жизни пожилых людей, их социального обслуживания, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощь в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости.

2) Дальнейшее формирование правовой базы социальной защиты и обслуживания населения.

3) Развитие методологической, научной базы социальной работы с пожилыми и старыми людьми;

4) Подготовка современных профессиональных кадров.

Вопрос 4.1) Социальное обеспечение и обслуживание. Социальное обеспечение и обслуживание пожилых и престарелых людей включают в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование, льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах[222].

Одно из важных направлений социального обеспечения – это совершенствование пенсионного обеспечения. Она решается по-разному. В одних странах пенсионер получает пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространена так называемые отложенные пенсии, то есть увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Это есть и в России. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию). Но наше пенсионное обеспечение ещё продолжает оставаться недостаточным, несмотря на регулярное повышение размера пенсий[223].

Также помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, проезда в пригородном транспорте в летнее время, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей, предоставляются бесплатные путёвки в санатории и так далее.

Социальное обслуживание пожилых и престарелых осуществляется Центрами социального обслуживания для граждан пожилого возраста.

В 2005г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 1959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 900 центров социального обслуживания, 1100 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической)[224].

Центр социального обслуживания для граждан пожилого возраста, включает, как правило, несколько отделений:

- Отделение дневного пребывания (рассчитывается не менее чем на 30 пенсионеров). Здесь организовано питание, медицинское и культурное обслуживание. Желательно наличие спец. мастерских или подсобных хозяйств и посильная трудовая деятельность в них пенсионеров.

- Отделение временного пребывания (не менее чем на 15 человек). Оно осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия; культурное и бытовое обслуживание; питание в условиях круглосуточного содержания.

- Отделение социальной помощи на дому (обслуживает в городе 120 человек, а на селе – 60 человек). Здесь осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

- Служба срочной социальной помощи предусматривает широкий перечень услуг: обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Появилась новая форма помощи – хоспис. Здесь свои усилия объединили медики, социальные работники, священники и волонтеры. Их кредо: человек не должен заканчивать свою жизнь на казенной больничной койке среди чужих людей[225].

Центры социального обслуживания работают и с пожилыми и престарелыми, живущими в семьях, оказывают им платные услуги.

Вот как, например, организована работа в Центре социального обслуживания на дому «Милосердие» в городе Калинин. Центр помогает около 1110 одиноким пожилым людям, инвалидам. При нём работают отделения медико-социальной помощи, специального и хосписного обслуживания на дому, геронтологическое отделение на 15 мест в местной больнице, благотворительная столовая. Есть отделение дневного пребывания для пожилых людей. Оно предназначено для бытового, медицинского и культурного обслуживания, организации отдыха пенсионеров. Рассматривается вопрос об открытии отделения сестринского ухода на базе участковой больницы (обслуживание бесплатно). Помимо этого Центр оказывает специализированную медико-социальную помощь одиноким тяжелобольным людям[226].

В нашей бурной, подчас непонятной и жестокой жизни, пожилому человеку очень трудно ориентироваться, тяжело экономически. Это зачастую подталкивает к роковым ошибкам. Сейчас каждый одинокий старик, имеющий свою жилплощадь, – потенциальный заложник мафиозно-коммерческих структур, «работающих» на жилищном рынке. По статистике ГУВД только за 2007г. из 37 тыс. человек, произведших обмен жилья с помощью сомнительных фирм, на новое место жительство прописалось только 9 тысяч. В Москве сейчас успешно действует специальная служба – «Моссоцгарантия». Она подотчетна Правительству Москвы и комитету социальной защиты населения. Суть деятельности «Моссоцгарантии» проста: одинокие старики получают ежемесячную денежную компенсацию, медицинскую и социальную помощь, а в обмен на эти услуги после смерти оставляют свою жилплощадь городу. Для этого заключается в соответствии с законодательством и всеми юридическими нормами договор о пожизненном содержании с иждивением. Решение принимает комиссия Комитета социальной защиты[227].

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная помощь пожилым людям. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Одной из новых форм обслуживания одиноких пожилых людей, живущих в отдаленных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную.

2.) Социальное попечительство над пожилыми людьми

Попечительство над пожилыми людьми – одно из основных направлений в социальной работе с ними.

Попечительство – это «одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут сами защищать свои права и интересы. Попечитель должен: защищать права и интересы подопечного, проживать вместе с ним (в большинстве случае) и обеспечивать необходимые ему бытовые условия, уход за ним и его лечение, охранять его от злоупотребления третьих лиц. Попечитель над дееспособным лицом может быть назначен только с согласия подопечного»[228].

Формы попечительства весьма разнообразны. Главная из них – функционирование системы домов-интернатов.

На начало 1975г. в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тыс. человек. На начало 2001г. в России было 877 домов-интернатов и в них проживало 261 тыс. человек. Сейчас этих домов – 959. Но потребность в домах-интернатах общего пользования снизилась. Это объясняется тем, что расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. Сейчас в дома-интернаты поступают люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода.

Наиболее распространенные причины, по которым пожилые люди оказываются в домах-интернатах это: одиночество (48,8%); неудовлетворительное состояние здоровья (30%); конфликт в семье и инициатива родственников (19%)[229].

В домах-интернатах общего типа престарелым помогают психологически адаптироваться к новым условиям. Вновь прибывший информируется об оказываемых услугах, расположении комнат, кабинетов. Изучаются особенности, потребности, интересы пожилых людей, для того, чтобы расселить их в соответствии с их индивидуально – психологическими свойствами, чтобы они могли найти себе близких по складу, интересам людей, не чувствовали себя одинокими. Изучаются потребности в трудовой занятости, предпочтения в досуге.

Также осуществляется медицинское обслуживание, предусмотрен целый комплекс мероприятий реабилитационного характера (например, лечебно-трудовые мастерские).

Среди жителей домов - интернатов можно выделить три группы лиц:

1)приехавшие сюда по желанию одинокие;

2)приехавшие по желанию, проживающие с семьями;

3) нежелающие находиться в интернате, но вынужденные обращаться сюда по разным причинам (материальные, климат в семье).

Естественно, что пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. И это позволяет расширяющаяся помощь на дому. Надомные услуги, гарантированные государством, в последнее время становятся более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь по уборке жилья; содействие при оказании ритуальных услуг и погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт квартиры; доставка дров, воды); помощь в оформлении документов, обмене жилья.

Еще в 80-ые годы в некоторых домах-интернатах были созданы специальные отделения, в которых пожилые, нуждающиеся в постоянном уходе, проживали там во время отсутствия в доме родных (командировка, болезнь). Сейчас это отделения временного проживания.

Имеется совсем «новый» опыт. Пожилых расселяют в жилые дома, в которых учтены все бытовые потребности. На первом этаже располагаются: магазин, столовая, прачечная, парикмахерская, медицинские кабинеты. Жителей этих домов обслуживают социальные работники. В 2003 году в России было 116 специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар. В них проживало 9 тыс. человек[230].

3) Медико-социальная реабилитация

Пожилые люди могут быть бодрыми и активными, но, конечно, с возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. Проявляется ряд хронических заболеваний, которые зачастую приводят к инвалидности. Поэтому особое значение приобретает медико-социальная реабилитация, то есть комплекс мер, направленных на восстановление, укрепление состояния здоровья, профилактику заболеваний и восстановление способности к социальному функционированию. Характер реабилитационных мероприятий зависит от состояния здоровья, от вида патологии.

Задачи медико-социальная реабилитации пожилых и старых людей[231]:

1) согласование и координация работы с лечебными учреждениями города.

2) освоение и апробация новых нетрадиционных методик реабилитации.

3) организация специализированной медико-социальной консультативной работы на базе лечебных учреждений города.

4) организация и осуществление медико-социального патронажа одиноких пожилых, и пожилых, проживающих в семьях

5) обучение членов семей основам медицинских и психологических знаний для ухода за пожилыми близкими.

6) содействие обеспечению инвалидов необходимыми вспомогательными средствами (костыли, слуховые аппараты, очки и так далее)

7) осуществление оздоровительной деятельности (массаж, водные процедуры, лечебная физкультура)

Старость – возраст, когда «особенно сильна экспансия смерти на территорию жизни». В этом возрасте увеличивается риск онкозаболеваний. Когда человека уже нельзя вылечить, достойно прожить оставшиеся дни ему помогают в хосписе. Хосписы - гуманистическое, лечебное учреждение для больных раком в последней стадии болезни. Принципиальное отличие хосписа от традиционных больниц состоит в создании условий для полноценной, нормальной жизни безнадежного больного» - это путь к избавлению от страха перед страданием, сопутствующим наступлению смерти, путь к ее восприятию как естественного продолжения жизни. Опыт хосписов убеждает, что в условиях эффективной паллиативной помощи (когда боль и другие тягостные симптомы могут быть взяты под контроль) возможно примирение с неизбежностью смерти, которую люди принимают спокойно и с достоинством. В хосписе работают социальные работники, медики, священники, волонтеры[232].

Много общего с хосписом у геронтологического центра. Здесь взаимодействуют такие области знаний как геронтологии, геронтопсихология, гериатрия.

4) Оказание психологической помощи

Как уже было сказано в главе I, переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношение с обществом и ценностно-нормативные понятия (добро-зло и так далее). Поэтому, основная задача психолого-социальной помощи – это социальная адаптация, то есть процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Для этого необходимы следующие меры[233]:

- организация психологической, консультативной помощи (личные проблемы, конфликты в семье, стрессы)

- мероприятия по организации досуга (организация клубов по интересам, студий народного творчества, спортивные мероприятия, привлечение к общественной деятельности, культурной жизни)

- использование информационных методов (различные встречи, беседы, вечера вопросов и ответов)

- решение проблем трудоустройства пожилых людей

- патронаж семей, в которых живут престарелые люди (с согласия семьи и самого престарелого);

- поддержка одиноких людей (клубы по интересам, клубы знакомств);

- привлечение к работе религиозных организаций.

Проблема социальной работы с пожилыми и старыми людьми имеет общегосударственное значение. Создана законодательно-правовая база социальной работы, в которой определены цели, задачи социальной работы; источники финансирования; сформулированы программы социальной защиты пожилых и престарелых.

Основными направлениями социальной работы с пожилыми и престарелыми являются:

1) социальное обеспечение и социальное обслуживание;

2) медико-социальная реабилитация;

3) социальное попечительство;

4) оказание психологической помощи.

Необходимость социально-бытового обслуживания, социального попечительства, медико-социальной и социально-психологической реабилитации лиц пожилого возраста возникает вследствие ограничения жизнедеятельности; изменения социального статуса человека; плохого материального положения. Все направления социальной работы тесно взаимосвязаны друг с другом и служат одной цели: восстановлению нарушенных или ослабленных, утраченных общественных связей и отношений, утрата которых произошла в результате возраста, тяжелого заболевания, инвалидности.

Вопросы для обсуждения:

1. ………

2. …………..

3. ……………..

4. ……………

5. ……………….

6. …………..

 

Основная литература:

Дополнительная литература: