Лекция 9. Социология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Таблица 1

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ)[181]. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ), предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения[182]. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования[183]. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении[184].

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан[185].

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно[186].

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы[187]. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм[188].

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы.

Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы является продолжением федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы, в результате выполнения которой было достигнуто снижение младенческой и материнской смертности (на 21,8 и 27 процентов соответственно). Цель Программы - улучшить качественные показатели здоровья и социального положения детей, создать благоприятные условия для их комплексного развития. Она также ориентирована на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

- профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

- создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России;

- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

- профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

Необходимо отметить, что Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

Правила предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, указаны в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» от 29 декабря 2007 г. N 944.

Данное постановление указывает, что содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье должно составлять не менее 4000 рублей в месяц, на оплату труда приемных родителей - не менее 2500 рублей в месяц.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Таким образом, основными нормативно-правовыми документами, затрагивающими проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

1. Семейный кодекс РФ;

2. Конституция РФ;

3. Кодекс о браке и семье;

4. Жилищный кодекс;

5. Гражданский кодекс;

6. Конвенция о правах ребенка;

7. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;

8. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ;

9. Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями;

10. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374;

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»;

12. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» от 29 декабря 2007 г. N 944.

Итак, можно сделать следующий вывод по содержанию первой главы выпускной квалификационной работы.

В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным на 1.01.2009 г. их общее количество составляет сейчас около 700 тыс. человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

 

Вопрос 4.Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется. Не существует ни единой общепринятой терминологии, ни нормативных документов по созданию моделей учреждений постинтернатной адаптации.

Для понимания сложившейся ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект [Способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним.], иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки [Стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты.]; повышенный уровень виктимности [Готовность стать жертвой, рецептивные ориентации в поведении [Молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести – получить из этого внешнего источника.] и т. д.

Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я – ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один – против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, – неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.

Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.

После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.

В 2005 году Иркутский областной центр психолого-медико-социального сопровождения провел опрос выпускников и специалистов интернатных учреждений. Собранные жизненные истории можно условно разделить на две группы – так называемые «проблемные сценарии» и «благоприятные». В основе первых лежат три основные причины: неизвестность, трагедия, нарушение закона. Характерно, что образованию здесь отводится второстепенная роль, о работе говорится в негативном ключе, подчеркивается нежелание выпускников следовать социальным нормам, отмечаются их отрицательные черты и привычки. «Благоприятные сценарии» можно объединить сильным «стремлением выжить». В их основе лежат личностные качества, в том числе усердие и трудолюбие молодых людей, которые способны повзрослеть, потеряв семью, но сохранив свой внутренний стержень. Их дальнейший путь определяется по такому сценарию – получение образования и устройство на работу, а также наличие поддержки в постинтернатный период.

Особую группу риска составляют воспитанники специальных (коррекционных) учреждений. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития, но руководители учреждений не могут продлить это время для завершения их подготовки. Другая группа риска – молодые люди из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вышли из мест лишения свободы. У них, как правило, нет ни специальности, ни жилья, ни навыков самостоятельного решения проблем, родные их не ждут.

К сожалению, единой системы по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности не существует. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник ее получения – чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат другого ведомства, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается.

В связи с этим в 2005 и 2007 годах в России были проведены два федеральных мониторинга по изучению положения выпускников и оценке эффективности реализации федеральной и региональных программ «Дети-сироты» (научный руководитель – Г. Семья). К основным законодательно закрепленным правам выпускников можно отнести их право на жилье, обучение, медицинскую помощь, материальную поддержку, отдых и т. п. В 2005 году в РФ насчитывалось 30 тыс. выпускников всех видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Самым актуальным для них был и остается жилищный вопрос. Когда ребенка забирают из семьи, за ним закрепляется жилплощадь. Пока он находится в детдоме, директор обязан следить за ее сохранностью. Если у ребенка нет квартиры или комнаты, его ставят в очередь на получение жилья после выхода из интернатного учреждения. На закрепленную жилплощадь в 2005 году вернулись почти 11 тыс. молодых людей. К сожалению, многим из них приходится жить с родными, ведущими асоциальный образ жизни. К тому же жилье, закрепленное за молодыми людьми, особенно в сельской местности, со временем приходит в негодность. Или после пребывания в городском детдоме выпускники не хотят возвращаться в село, так как получили невостребованные там специальности.

В среднем период ожидания жилья в России составлял 4,3 года. Однако ситуация разнится в зависимости от региона. Например, Москва сразу выделяет отдельные квартиры. Всего к 2007 году в столице было выделено около 1,5 тыс. квартир. Для молодых людей из других регионов очередь может растянуться на 10–15 лет. Эту проблему местные власти пытаются решить, например, за счет временной прописки выпускников в общежитиях при колледжах, где они продолжают свое обучение. Невозможность предоставить жилье всем молодым людям привела к созданию постинтернатных блоков при детских домах, социальных гостиницах, группах независимого проживания и др.

В начале 2007 года в субъектах РФ был проведен мониторинг по изучению ситуации с получением жилья для выпускников. К этому времени в жилплощади нуждались 73 462 человека. Из них 43 341 – в возрасте до 18 лет, остальные – лица из числа детей-сирот старше 18 лет, имеющими право на жилье. Ожидается, что еще 12 555 выпускников будут поставлены на учет до конца текущего года. Между тем ресурсы субъектов РФ позволяют обеспечить жилплощадью в 2007 году только 7951 человека. Приведенные ниже данные показывают, что за счет средств региональных бюджетов данную проблему решить нельзя (табл. 1).

Данные, представленные субъектами РФ в начале 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Предполагаемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в жилом помещении (включая лиц старше 18 лет, имеющих право на жилье), на конец года 86 732 88 480 90 897 93 462
Объем средств, запланированных в бюджете субъекта РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (млрд руб.) 2,60 3,09 3,20 2,64

Поэтому на федеральном уровне рассматривается программа по выделению средств на приобретение жилья для выпускников на паритетных с регионами началах.

Другая актуальная проблема – их трудоустройство: даже не сам поиск работы, а закрепление на рабочем месте. Выпускникам часто предлагают низкооплачиваемые и бесперспективные должности. Как правило, это сопровождается их нежеланием трудиться. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счет и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.

Согласно данным мониторинга, в 2004 году в 82 субъектах РФ насчитывалось 10 198 выпускников, которые устроились на работу. На 1 июня 2005 года на учете в государственной службе занятости населения числилось 4520 человек. Средний размер ежемесячного пособия по безработице составлял 6,6 тыс. рублей. Молодые люди, состоящие на учете в службе занятости, могут получать его в течение шести месяцев. В большинстве регионов размер пособия колеблется от 4,5 до 35 тыс. рублей, но в 16% регионов он значительно ниже – около 1–3 тыс. рублей.

Во многих учреждениях интернатного типа с будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Обычно их направляют в профессиональные училища, в которых есть места для проживания.

И выпускники, и специалисты, помогающие их трудоустройству, и работодатели сталкиваются со многими трудностями. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться работодателям, зачастую не связаны с низкими профессиональными навыками молодых людей. Сироты не мотивированы на работу; пассивны, не знают и не умеют простейших вещей. Так, на стадии собеседования они не могут донести мысль до собеседника, испытывают страх перед общением. Первые шаги на рабочем месте сопровождаются, как правило, неуверенностью в себе, неконтактностью, некомпетентностью, конфликтностью, безответственностью.

Фокус-группы с работодателями и специалистами выявили их основные претензии к выпускникам: неумение строить отношения в коллективе (пассивная или агрессивная позиция, манипуляция статусом сироты), уход от ответственности или перекладывание ее на других, вредные привычки, инфантильность.

Петр Александрович, мастер цеха: «Трудно понять, что им надо. Даешь задание, не выполняют, а когда начинаешь спрашивать, огрызаются. Часто прогуливают без причины. Когда пытаешься выяснить причину прогула, придумывают небылицы. Злоупотребляют спиртным».

Анастасия, сотрудница компании, работающая с выпускниками: «Они безынициативны, ничего не хотят; часто лгут, могут взять без разрешения вещи, опаздывают. Если не скажешь, что и как делать, будут сидеть и ждать указаний. Грубят, могут без причины накричать или устроить скандал. Не следят за собой».

Ольга, социальный работник: «С ними просто беда, не хотят ни учиться, ни работать. Проживают у кого-то одного; если кто-нибудь получает пособие по безработице, на него и живут. Часто могут не прийти на работу, потому что проспали и боятся, что уволят. У них развито потребительское отношение – все им должны».

Сами выпускники чаще всего жалуются на неприятие их трудовым коллективом, дискриминационные установки («сирота – пожизненный ярлык»), завышенные, как им кажется, требования, отсутствие понятных правил, безучастность или, наоборот, попытки «лезть в душу».

Николай, 17 лет самостоятельной жизни: «Помню свою первую работу. Проблемы возникли, когда мне показали цех и сказали, что я буду разнорабочим. Многого не понимал, стеснялся спросить, что надо делать (сам боялся принимать решение). Кто что просил, то и делал. Не знал, что мастер должен давать работу. Часто из-за этого выполнял не то. Отсылали делать что-то, а я не знал, куда идти. Очень обижался, что считали сиротой, просто взрывался. Было чувство непонимания и одиночества».

Татьяна, три года самостоятельной жизни: «Не пошла на работу, потому что болела. Не знала, кому об этом сообщить. Решила, что все равно уволят, так как при приеме на работу говорили: если не придешь, это будет считаться прогулом и последует увольнение».

Ирина, два года самостоятельной жизни: «Ушла с работы, потому что подралась с напарницей. Была недостача в молочном отделе, в котором я работала, и все подумали на меня, дескать, сирота... Брали все, а свалили на крайнего».

Олег, пять лет самостоятельной жизни: «Что не устраивало? Однообразие. Надоело. Всем все равно. Я должен был чистить картошку каждый день, а учился в училище делать салаты…»

Галя, год самостоятельной жизни: «Работать устроили горничной. Думала, стану администратором. Но мне сказали, что я никогда ничего не добьюсь на этом месте. Очень трудно работать. Еще все в душу лезут».

Сироты воспринимают работодателей и своих сослуживцев как «чужих», которые предъявляют завышенные требования, относятся к ним как к несчастным, бедным или считают ворами, потребителями, асоциальными элементами и пр. В результате у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, незнания многих простых вещей.

Очевидно, что трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:

– низкий уровень подготовки кадров, работающих с воспитанниками и выпускниками;

– отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;

– отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и трудности при самоопределении;

– отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;

– ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;

– недостаточная компетенция руководства предприятий;

– проблема преемственности деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;

– отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства.

В последнее время стала популярной теория «социального лифта», которая в случае с выпускниками интернатных учреждений сводится к созданию условий для получения качественного образования и места в хорошей фирме. Подтверждение тому – практика устройства «СAF Россия» воспитанников и выпускников в московские представительства иностранных и крупных российских компаний. После предварительного обучения молодые люди становятся курьерами, помощниками секретарей и т. д., быстро адаптируются и начинают притязать на продвижение по службе, заявляют о готовности к дальнейшему обучению. Вероятно, это связано с наличием в компаниях атмосферы достижений и успеха, нацеленностью сотрудников на построение карьеры; дисциплиной; применением технологий корпоративной культуры и т. д.

Большую роль в подготовке выпускников к самостоятельной жизни и создании системы постинтернатной адаптации сыграла реализация Федеральной целевой программы «Дети-сироты» в 2003–2006 годах. В ней решались задачи обеспечения качественного конкурентоспособного образования и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации программ допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанников около 700 образовательных учреждений были оснащены технологическим и станочным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом, комплектами дидактических и технических средств обучения.

Результаты мониторинга эффективности реализации федеральных и региональных мероприятий показали следующее:

– статус экспериментальных площадок по осуществлению проектов профессионального самоопределения в регионах имеет 121 учреждение (6% от общей численности учреждений); большую активность проявляют детские дома и школы-интернаты (их доли в соответствующих выборках составляют 83% и 30%);

– мастерские созданы в 1070 учреждениях в различных субъектах РФ (57% от всех видов учреждений). Мастерские есть в половине детдомов (600 учреждений) и в 69% (412) школ-интернатов;

– подсобные хозяйства действуют в 35% детских домов, 33% детских домов-школ и 31% школ-интернатов (всего 630 учреждений). В целом 33% образовательных учреждений для детей-сирот имеют подсобные хозяйства;

– возможность получать профессиональную подготовку есть у воспитанников 522 детских домов (44% от общей численности детских домов), 424 школ-интернатов (71% от их общей численности) и 59 детских домов-школ (78% от их общей численности).

Для внедрения вариативных технологий ежегодно проводились конкурсы программ профессионального самоопределения воспитанников, в которых участвовали около 180 учреждений. По итогам конкурсов изданы сборники лучших воспитательных и образовательных программ. В рамках проекта Минобрнауки РФ «Создание федерального интернет-ресурса по вопросам профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений» разработан сайт www.proforient.ru. На нем размещены нормативно-правовые акты, материалы о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной и исполнительной власти субъектов РФ по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства воспитанников; информация от работодателей, способствующая подготовке молодежи к сознательному выбору профессии. Доступ к интернет-ресурсам повышает качество профессионального самоопределения выпускников, расширяет возможности трудоустройства, соответствующего запросам молодых людей, и способствует их правовой защищенности.

В рамках подпрограммы «Дети-сироты» инициировано создание в регионах университетских комплексов, включающих школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К началу 2003 года, по данным Минобразования РФ, они работали только с одаренными детьми, среди которых практически не было детей, оставшихся без попечения родителей.

Для сирот раннее включение в систему университетского комплекса означает попадание в иную образовательную среду. Поэтому можно говорить об открытости школы-интерната и доступа воспитанников к различным образовательным ресурсам. Не все они пойдут в вуз, но общее качество их образования может существенно подняться за счет прихода в интернат университетских преподавателей, повышения квалификации учителей, совместного использования материально-технической базы обоих учреждений. Введение предпрофильного и профильного обучения с использованием потенциала вуза обеспечивает более осознанный и обоснованный выбор профессии. Возможным путем получения качественного образования может стать последовательное обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, входящих в состав комплекса.

В университетский комплекс могут войти и детские дома. Многие детдома, воспитанники которых обучаются в общеобразовательных школах, самостоятельно разрабатывают и реализовывают программы профессионального самоопределения и обучения на своей материально-технической базе. Это может стать основой кооперации между вузом и детским домом. Анализ существующего опыта показывает разные схемы вхождения школ-интернатов в состав университетских комплексов – в качестве их структурного подразделения, на основе договоров о сотрудничестве, совместной деятельности и т.д.

В течение последних трех лет велась работа по их правовому, методическому и технологическому обеспечению. К концу 2006 года действовало 15 университетских комплексов. Основной показатель качества их работы – численность поступающих в вузы и техникумы (в среднем 70%). Для сравнения: в общем по России из учреждений интернатного типа в высшие и средние профессиональные заведения поступает не более 25% выпускников. Например, Киреевская школа-интернат входит в состав университетского комплекса Тульского государственного педагогического университета. Если в 2002–2003 учебном году в вузы поступили 10% выпускников, то после создания университетского комплекса в 2005–2006 году этот показатель увеличился до 77%.

В паспорте подпрограммы «Дети-сироты» был заявлен показатель эффективности – поступление в вузы и средние профессиональные заведения к 2007 году не менее 500 выпускников. Только в 2006 году в вузы поступили 618 человек. Таким образом, в подпрограмме заложены методические и организационные основы обеспечения их качественного обучения – важного фактора успешности в самостоятельной жизни.

В ходе мониторинга были выявлены различные формы помощи и сопровождения выпускников в постинтернатный период, внедряемые в субъектах РФ. В Московской области действует закон о постинтернатном патронате, в Республике Карелия, Новгородской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе – социальный патронат; в Республике Татарстан и Томской области молодых людей патронируют в течение трех лет после выпуска. Во Владимирской области для них созданы инновационные учреждения – семейные центры, социальные гостиные, клуб «Свой круг» при Благотворительном фонде «Надежда», реализуется программа «Независимое проживание», введены дополнительные ставки психологов, медицинских работников и педагогов.

В Республике Марий Эл социальные педагоги курируют выпускников в течение пяти лет. В Архангельской области им оказывают помощь в ремонте жилья, покупке хозяйственной утвари. В Волгоградской области реализуется социальный проект «Из детского дома во взрослую жизнь». В Республике Коми работают общественная приемная при Республиканском центре усыновления, территориальные центры социальной помощи молодежи. В Ивановской области созданы постинтернатные блоки и группы независимого проживания. В Курганской – практикуется помещение выпускников до 18-летнего возраста в семьи патронатных воспитателей, широко распространено наставничество. В Оренбургской – осуществляется программа постинтернатного сопровождения выпускников, в Орловской – работает «телефон доверия», созданы специальные службы поддержки выпускников в интернатных учреждениях. В Псковской – на каждого выпускника составляется индивидуальный план жизнеустройства. Кроме общих вопросов социализации и интеграции в общество в него включены вопросы по обеспечению права на образование, сохранение здоровья, защиту жилищных и имущественных прав.

В Саратовской области органами опеки и попечительства ведется мониторинг трудоустройства и жизнеустройства выпускников в течение трех лет. В Санкт-Петербурге используются медико-психолого-педагогическая и социально-реабилитационная формы их сопровождения. В Корякском автономном округе выпускникам назначают кураторов, в Коми-Пермяцком – предоставляют возможность жить в приюте до 18 лет. В Белгородской области к решению проблем выпускников привлечены промышленные предприятия – учредители негосударственных детских домов, которые помогают им трудоустроиться.

Во многих регионах (69%) распространены следующие формы сопровождения: наставничество, переписка, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации…

В помощи при первичном трудоустройстве нуждаются молодые люди, не только получившие образование в школе-интернате, начальном или среднем профессиональном училище, но и те, кто вернулся из мест лишения свободы, молодые мамы с детьми, не успевшие поработать до беременности и др. Поэтому в рамках подпрограммы «Дети-сироты» велась работа по двум направлениям:

– материально-техническое и методическое оснащение, информационная поддержка системы специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам интернатных учреждений;

– разработка системы социально-профессиональной адаптации молодых людей при первичном трудоустройстве.

Столичная финансово-гуманитарная академия проанализировала опыт обеспечения социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве в субъектах РФ и соответствующую нормативно-правовую базу; разработала концепцию системы их социально-профессиональной адаптации с учетом всех субъектов адаптации, особенностей развития в условиях государственных учреждений, специфики ресурсных центров и других организаций, внедряющих механизмы непрерывного профессионального образования.

Для методического сопровождения деятельности по первичному трудоустройству выпускников были разработаны и разосланы во все управления образованием субъектов Федерации методические пособия, предназначенные для молодых людей и специалистов учреждений интернатного типа. В них включен раздел для работодателей, в котором объясняются социально-психологические особенности молодых людей, приводятся нормативно-правовые документы, регламентирующие их работу, предлагается вариант договора с выпускниками, учитывающий все правовые требования, методы оценки социально-правовой адаптированности и практические советы по организации наставничества, обучению на рабочем месте и т. п.

В ноябре 2004 года прошла международная конференция по проблемам выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой приняли участие 118 представителей из 38 регионов. Впервые был обобщен российский опыт по созданию системы постинтернатной адаптации и представлен аналогичный опыт в странах Европы и США.

Все это способствовало появлению 16 ресурсных центров, предоставляющих выпускникам первичное трудоустройство и закрепление их на рабочих местах, формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы. К сожалению, мониторинг не выявил преференций (налоговых или иных) предприятиям и учреждениям, создающим специальные рабочие места для выпускников образовательных учреждений.

В подпрограмме «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы по-прежнему большое внимание уделяется подготовке выпускников к самостоятельной жизни и их сопровождению в постинтернатный период. В субъектах РФ накоплен большой опыт работы с этой категорией молодежи. Например, в Белгородской и Владимирской областях к сотрудничеству привлекаются промышленные предприятия, используются семейные формы поддержки выпускников.

Разуменский детский дом Белгородской области работает над решением этих проблем в партнерстве с ОАО «Белгородский завод ЖБК-1». Контролем над предоставленным жильем занимается завод. Выделенная жилплощадь находится в собственности завода на протяжении 5–10 лет, пока материальное положение молодых людей не станет стабильным.

С 12–13-летнего возраста для воспитанников детдома начинается процесс профориентации на базе учебного комбината ЖБК-1: они трудятся в цехах, доме быта, заводской столовой, библиотеке, редакции газеты, посещают спортивные секции и кружки художественной самодеятельности. Таким образом, подростки могут выбрать интересную для себя специальность. Раннее включение в трудовой коллектив позволяет им чувствовать себя уверенными, они учатся не быть иждивенцами («живу бедно, но на всем готовом»).

Другое важное начинание – институт крестных родителей и опекунов – ломает у них негативный стереотип семейных отношений (детей и подростков забирают на выходные и праздники в семьи). Опекуны и крестные родители помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делятся с подопечными своими переживаниями, жизненным опытом.

Первые деньги воспитанникам перечисляют на внутренние трудовые книжки. С помощью наставников и патронатных воспитателей они учатся строить бюджет, исходя из потребностей своей группы-семьи. При выходе из детского дома выпускники отселяются в социальную гостиницу, где осваивают навыки ведения домашнего хозяйства, учатся планировать расходы.

Инновационная модель постинтернатной адаптации «Семейный центр» реализуется во Владимирской области: в настоящее время здесь создано пять семейных центров. Основные задачи семейного центра – создание социально-педагогической среды, обеспечивающей психологический комфорт и социальную поддержку выпускникам; индивидуальное комплексное сопровождение процесса постинтернатной адаптации, проведение его диагностики и коррекции.

Семейный центр – это структурное подразделение детского дома, однако он отличается от интернатного учреждения. Время нахождения воспитанника в центре может составлять от нескольких месяцев до четырех лет, что определяется степенью социальной адаптации ребенка и готовностью к самостоятельной жизни. В роли воспитателей выступают семейные пары. В основе организации центра лежит модель многодетной семьи, что облегчает процесс интеграции выпускников в общество.

Процесс адаптации в условиях семейного центра индивидуален. Она обусловлена психологическими особенностями ребенка, уровнем его физического развития и проявляется в темпе адаптации. Индивидуальный темп постинтернатной адаптации определяет срок пребывания воспитанников в семейном центре.

Эффективность данной модели проявляется в динамике таких показателей, как эмоциональный комфорт и самоорганизация (самоконтроль, самоопределение, самодетерминация). В долгосрочной перспективе можно говорить о следующих показателях успешности: соблюдение уголовной и общественной нормативности, неупотребление химических веществ, повышенная учебная мотивация, четкие семейные установки.

Другая модель постинтернатной адаптации в условиях семейного воспитания – полный патронат для старших воспитанников и выпускников детского дома. Эта модель разрабатывается и реализуется на базе детского дома города Камешково Владимирской области. В семьи размещаются по одному-два ребенка в возрасте 13–18 лет. Подростки попадают в них за два-три года до выхода из детского дома и остаются еще на год-два после выпуска. Процесс первичной адаптации (первый год обучения в ПТУ и колледжах) у них был эффективнее, чем у выпускников этого детского дома, воспитывавшихся в интернатной группе, по следующим показателям: снижение уровня конфликтности; расширение социальной сети взаимодействия; преобладание оптимистического настроения; стабильность академических показателей; здоровый образ жизни. Улучшение эмоционального фона, развитие чувства сопереживания, ответственности и доверия у выпускников интернатных учреждений отмечают и руководители программ, в которых присутствует семейный компонент.

Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. При активном участии НКО за достаточно короткий срок появились региональные инновационные проекты подготовки выпускников к самостоятельной жизни и поддержки в постинтернатный период. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.

 

Вопрос 5.Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.). Социальная защита - это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящимся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе.

Выделяют ряд категорий населения, которым такая социальная поддержка особенно необходима: лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, и реабилитированные, ветераны труда, лица, проработавшие во время Великой отечественной войны, семьи с детьми (неполные, многодетные, малообеспеченные), дети-сироты и дети-инвалиды. К мерам их социальной поддержки относят субсидии на оплату ЖКУ, компенсации на проезд в городском транспорте и в ряде регионов – ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), пособия семьям с детьми, льготное обеспечение лекарственными средствами и продуктами питания[189].

Одной из социальных групп, наиболее нуждающихся во внимании и помощи со стороны государства, являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В 1992 году вышел Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». В период с 1993 по 1997 гг. в РФ было приведено в соответствие и принято более ста нормативно-правовых актов в области социальной защиты детей-сирот[190].

На сегодняшний день, по словам Шипициной Л.М., в России сложилось достаточное разнообразие типов и видов социально-педагогической и правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленное запросами и возможностями социума и требованиями педагогической целесообразности. К ним относятся:

1. Сиротские учреждения: детские дома; детские приюты; социально-реабилитационные центры; школы интернаты для детей-сирот; санаторный детский дом для детей-сирот.

2. Семейные формы устройства детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (национальное и международное), опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни, общины, где условия проживания приближены к семейным[191].

В новый Семейный кодекс России внесен ряд разделов по правам детей-сирот на алименты, пособия, социальные выплаты, на жилое помещение, а при отсутствии жилого помещения на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Однако, по данным социологических исследований, основной контингент детских домов и школ - интернатов составляют дети из неблагополучных семей (пьяниц, бродяг, нищих, правонарушителей и тунеядцев), и у таких родителей жилье, как правило, приватизировано и продано, а пенсии не заработаны. В результате без своего жилья оказываются более 60% воспитанников детских домов[192].

Некоторые исследователи утверждают, что наиболее пострадавшей социальной группой, испытывающей множество острых проблем, оказались дети-сироты, выпускники интернатных учреждений, поскольку они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, взаимодействия с другими людьми, создания и сохранения собственной семьи и многими другими.

Большинство детей-сирот из детских домов и школ-интернатов и выпускников коррекционных учреждений направляются в ПТУ и начинают трудовую деятельность, не имея никакой профессиональной квалификации, остальные продолжают образование в 10-11-х классах; лишь единицы попадают в вузы[193].

В настоящее время, понятие социальной помощи следует рассматривать в совокупности, в связи с понятием социальной инклюзии. Инклюзия представляет собой активный процесс укрепления чувства принадлежности индивида или группы к сообществу, ведущий к социальной интеграции.

Для выявления степени социальной инклюзии детей-сирот, выпускников учреждений, необходим сбор информации о подопечных. В данном случае нужно говорить об индикаторах, раскрывающих следующие сферы:

1. социокультурная сфера (какова успеваемость в школе; насколько они включены в общественно-трудовую деятельность; чем занимаются в свободное время; посещают ли подготовительные курсы);

2. социальная сфера (испытывают ли трудности в общении с учителями, ровесниками и родственниками; наличие значимого взрослого; наличие значимого сверстника);

3. экономическая сфера (включены ли в оплачиваемую деятельность; умеют ли распоряжаться деньгами);

4. политическая сфера (состоят ли в общественных организациях; знают ли свои права и обязанности - поддержка на период обучения, право на отдых, доступность льгот).

5. перспективы и планы на будущее (о чём мечтает; какие необходимо приложить усилия для достижения цели)[194].

Полученные данные позволят наиболее чётко определить те трудности, которые возникают на пороге вхождения в «новую взрослую» жизнь, на основе которых возможным становится создать общую стратегию (план) для дальнейшей успешной жизнедеятельности выпускников учреждений социальной защиты.

Эксперт Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Галина Семья отмечает, что интерес общества и государства к проблемам выпускников интернатных учреждений возник в 1990-х годах. В эти годы государственные учреждения и общественные организации стали выпускать книги в помощь выпускникам, проводить различные исследования, конференции, семинары, начала свою реализацию федеральная целевая программа "Дети-сироты". В рамках этой подпрограммы инициировано создание в регионах университетских комплексов, включающих школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К началу 2003 года, по данным Минобразования РФ, они работали только с одаренными детьми, среди которых практически не было детей, оставшихся без попечения родителей. Для сирот раннее включение в систему университетского комплекса означает попадание в иную образовательную среду. Поэтому можно говорить об открытости школы-интерната и доступа воспитанников к различным образовательным ресурсам.

В подпрограмме «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы большое внимание уделяется подготовке выпускников к самостоятельной жизни и их сопровождению в постинтернатный период. В субъектах РФ накоплен большой опыт работы с этой категорией молодежи. Например, в Белгородской и Владимирской областях, к сотрудничеству привлекаются промышленные предприятия, используются семейные формы поддержки выпускников[195].

На сегодняшний день специалисты начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь после их окончания молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни; сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи. В связи с этим наиболее характерной тенденцией развития современной российской системы социальной защиты детства является более детальная дифференциация объектов социальной помощи, рассмотрение вопроса включённости, той самой социальной инклюзии, выпускников интернатных учреждений в общественную жизнь, в общественную деятельность. Несомненно, определенными характеристиками должно обладать и общество, способствующее активизации инклюзивных процессов (инклюзивное общество) – быть открытым, принимающим, т.е. предоставлять индивиду возможность включения.

Вопросы для обсуждения:

1. По каким основаниям можно считать детей, оставшихся без попечения родителей, категорией социальной работы?

2. Сравните методы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, применяемые в XX и в XXI веке.

3. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.

4. Охарактеризуйте российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений.

5. Охарактеризуйте современное состояние социальной защиты выпускников интернатных учреждений.

 

Рекомендуемая литература:

Астоянц М.С. «Социальная эксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ». – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.

Астоянц М.С., Россихина И.Г. «Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия». – Ростов н/Д: Известия ЮФУ №12.

Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.

Иванова Н.П. Критерии готовности выпускников к профессиональному самоопределению. М., 2006.

Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. Москва, 1998.

Кундозерова Л.И. «Состояние проблемы социальной защиты воспитанников интерната в практике образования», www.uni-altai.ru/Journal/pedagog.

Нониева Е.В. Еженедельник выпускника. М., 2007.

Семья Г. В. Методические рекомендации по созданию вариативных форм и видов университетских комплексов, имеющих в своем составе школы-интернаты. М. – 2005.

Семья Г.В. Первичное трудоустройство выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2005.

Семья Г.В., Аксенов А.М., Овчинников А.Н. Учебно-методические материалы для организации образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав университетских комплексов. М., 2006.

Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2003.

Семья Г.В., Владимирова Н.В., Зайцева Н.Г. Социально-профессиональная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при первичном трудоустройстве. М., 2006.

Семья Г.В., Володарская И.А., Зайцев Г.О. Методическое обеспечение деятельности школ-интернатов в составе университетских комплексов для организации профильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по естественно-научному направлению. М., 2004.

Семья Г.В., Слугина Н.П. Создание и развитие системы специализированных центров при различных учреждениях и организациях, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2006.

Семья Г.В., Шульга Т.И. Методическое обеспечение деятельности школ-интернатов в составе университетских комплексов для организации профильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по гуманитарному направлению. М., 2004.

Специальный выпуск Вестника Университета РАО с материалами международной конференции по проблемам подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации / Под ред. Г.В. Семья. М., 2004. № 4.

Шипицина Л.М. «Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – СПб: ИСПиП, 2000.

 

План:

1. Категории детей с ограниченными возможностями

2. Основные проблемы детей с ограниченными возможностями

3. Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Задачи организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Вопрос 1.Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями "' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным"[196].

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а)недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в)недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов)[197].

Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[198].

В настоящее время, как уже было отмечено выше, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности[199]. В США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.

Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д.

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей , нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.[200].

Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте[201].

Число людей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается в нашей стране. Так, численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась на 56,8%[202]. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

В целом, в дошкольном возрасте от 15% до 25% детей страдают хроническими заболеваниями; среди школьников 53% имеют ослабленное здоровье , а свыше 1/3 детей 13-17 лет — хронические заболевания (по данным Минздравмедпрома, из 6 миллионов подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, треть которых накладывает ограничения на выбор будущей профессии).

По окончании школы лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми (особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц: за последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ - уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза.

Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, страдающих хроническими заболеваниями), около 40% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья , и почти треть юношей не годятся по медицинским показаниям для службы в Вооруженных силах[203].

Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

К термину " дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Депутаты Государственной Думы РФ приняли федеральный закон, направленный на защиту детей " с ограниченныие осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, треть которых накладывает ограничения на выбор будущей профессии).

По окончании школы лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми (особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц: за последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ - уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза.

Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, страдающих хроническими заболеваниями), около 40% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья , и почти треть юношей не годятся по медицинским показаниям для службы в Вооруженных силах[203].

Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

К термину " дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Депутаты Государственной Думы РФ приняли федеральный закон, направленный на защиту детей " с ограниченными возможностями здоровья ", Закон вводит такую формулировку вместо термина "с отклонениями в развитии" в ряд действующих федеральных законов, в частности "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", "О физической культуре и спорте в РФ"[204].