Лекция 7. Социология социальной работы с одаренными детьми

Рис. 1 Специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи

Таблица 2.1. Структура категорий семей, обслуженных в 2010г. в территориальных центрах (отделениях) социальной помощи семье и детям

 

Категории семей Количество, ед. Доля, %
семьи с детьми-инвалидами 8,13%
многодетные семьи 16,39%
малообеспеченные семьи 53,53%
семьи беженцев и вынужденных переселенцев 0,15%
неполные семьи 21,80%

 

На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.

Суть этой широкой и многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его ребенку на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

1. Оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

2. Среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

3. Долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

4. Профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).

Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.

К сожалению, применение последнего вида экстренных мер происходит не так уже редко. Как уже отмечалось выше, неполные семьи входят в группу высокого социального риска. Женщины в этих семьях часто не справляются со своей высокой родительской нагрузкой. Многие из них постепенно просто спиваются и, в конце концов, опускаться на самое социальное дно. Поэтому значительная часть из неполных семей находится на специальном учете в органах социальной защиты как семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а их несовершеннолетние члены – дети и подростки - как находящиеся в социально опасном положении.

Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями. И с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители и опекуны.

Следует отметить, что оказание подобной индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращающихся за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

Кроме того, особым направлением социальной работы является профилактика возникновения «случайных» неполных семей. В свою очередь, это направление делится на две основные ветви:

1. Проведение профилактической работы с детьми и подростками, особенно с девушками, по их половому воспитанию;

2. Семейное консультирование; психосоциальная работа с конфликтными семьями, семьями, находящимися на грани распада.

Проведение профилактической и просветительской работы с подростками, направленной на их половое воспитание, повышение сексуальной грамотности - это одна из актуальных задач современной социальной работы. Социологические опросы, проводящиеся среди старшеклассников, показывают, что только 22% подростков получают первые сведения об интимной жизни от родителей, в первую очередь – от матери; более 40% - от друзей и в компаниях. В половине случаев родители признаются, что их дети им никогда не задавали вопросов на эту тему. Как правило, большинство опрашиваемых подростков признаются, что практически всем им не хватает информации о контрацепции и в этом вопросе они неграмотны, при этом большинство из них отмечают, что очень хотели бы, чтобы их кто-то просвещал[97].

Прежде в России, по традиции, над вопросами, как предупредить самоубийства и ранние беременности и аборты, думали (и отвечали за последствия!) только медики. А в цивилизованных странах – специальные социальные службы и социальные работники. Ведь в действительности эта проблема – не медицинская, а социальная.

Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

Эффективность подобных мероприятий во многом зависит от того, насколько они носят регулярный характер. Поэтому сегодня социальные работники центров помощи семье и детям стараются проводить не отдельные разовые акции, а внедрять регулярные формы общения с подростками на эти темы[98].

Другим направлением профилактики является проведение семейной социально-психологической работы с полными семьями, находящимися в группе риска распада брака. Сюда входит психологическое консультирование молодых пар, недавно вступивших или еще только вступающих в брак; семейное консультирование и психотерапия в полных конфликтных семьях, находящихся на грани развода, в полных семьях с детьми-инвалидами и т.д.

Одной из самых эффективных форм работы с неполными семьями является клубная форма. Клуб – это своеобразное творческое пространство, объединяющее заинтересованных людей, которые соединены общими проблемами и какой-либо деятельностью. В рамках клуба можно организовать «службу знакомств» для одиноких родителей, и просто, подвигнуть их на взаимное сплочение для оказания друг другу взаимной поддержки. Дети приходят сюда самоутверждаться, здесь формируется их уважение к самим себе на основе уважения окружающих; здесь они приобретают социальные знания и умения, «оттаивают» душой, забывают про личные трагедии. Взрослые (одинокие родители, опекуны, дедушки и бабушки) могут здесь найти советы по вопросам воспитания, получить консультации специалистов центра, специалистов, приглашенных из других организаций, занимающихся проблемами семьи[99].

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.

Не меньше заботы проявляется и о неполных семьях с детьми-инвалидами. К сожалению, дети-инвалиды часто растут без отца, который уходит из семьи, не выдерживая трудностей воспитания ребенка-инвалида. Для них организовываются льготные курсы лечения в различных санаториях, при необходимости оказывается спонсорская помощь для их выездов на обследования в другие города, выделяется разовая материальная помощь. К детям приходят учителя-надомники, обучая их основным предметам. Для детей-инвалидов организуются различные творческие фестивали, спортивные мероприятия и пр.

Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями. В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы. Это, и индивидуальная, и групповая (клубная) социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.

В случае, если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего.

Разработка и проведение индивидуальной программы реабилитации ребенка из неполной семьи включает в себя диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети подростка, обязательный анализ его медико-социального и психологического статуса, определение степени развития его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. На основе данных, полученных в ходе этой комплексной диагностики, составляется индивидуальная программа работы с ребенком, включающая меры по разрешению школьных проблем ребенка, вовлечению его в более благоприятное социальное окружение, разрешению его психологических проблем, содействие в преодолении у него девиантных наклонностей.

При сборе информации о ребенке во внешней среде (в школе, среди соседей и пр.) должны проявиться особые профессиональные качества социального работника: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать выводы[100]. При общении с лицами, способными дать необходимую информацию, необходимо соблюдать особенный такт: не дать повода соседям, учителям или др. собеседникам для лишних сплетен[101].

Специалисту следует разобраться, не является ли девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.

Параллельно с этими мероприятиями должна быть осуществлена социальная и психологическая диагностика семейной ситуации ребенка. В нее должны быть включены мероприятия по обследованию условий проживания ребенка в семье, а также должно быть проведено собеседование с его матерью (отцом) с целью выявления существующих в семье экономических, жилищных, бытовых, педагогических, психологических, проблем с трудоустройством и т.п.

Следует отметить, что сбор информации об образе жизни семьи сопряжен со значительными трудностями, связанными с необходимостью контактов с семьей для получения данных о ее ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах.

При проведении собеседования с родителем ребенка социальный работник должен преследовать главную цель: выявить проблемные зоны в жизнедеятельности неполной семьи, коррекция которых может помочь ребенку и семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации.

В процессе последующей коррекции, в зависимости от того, командой или единственным специалистом совместно с членами семьи принимаются решения, выделяются следующие подходы к выбору используемых средств и методов:

- Согласие. Специалист принимает условия, поставленные семьей, безоговорочно, в отсутствие всякой критики, ничего, не подвергая сомнению, то есть, следуя принципу «клиент всегда прав». Данный подход малоэффективен, когда речь идет о кризисном состоянии семьи и осуществлении ее патронирования. Однако его использование целесообразно на начальных этапах работы, при наличии острого, почти стрессового состояния в целях имитации согласия с противоречивыми объектами.

- Соглашение. У семьи узнают, чего бы она хотела «на выходе», договариваются о характере желаемого результата и необходимых совместных действиях. Подход называется договорным или контрактным, хотя рабочий альянс этим не ограничивается.

- Указание. Социальный работник, педагог или психолог самостоятельно решает, что именно необходимо данной семье, и старается убедить ее в своей правоте[102].

Следует отметить, что социальная работа с неполными семьями не должна ограничивается только лишь вниманием к их дезадаптированным представителям. Даже если неполная семья относительно гармонична и достаточно хорошо справляется со своими основными функциями, она все равно нуждается время от времени в социальной и психологической поддержке.

При этом, конечно, любая семья может столкнуться и с неожиданными событиями: финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и т.п. Такие кризисы нарушают нормальный ход развития семьи и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений внутри семейной системы. Как «кризисы развития», так и неожиданные события ставят семью перед необходимостью отказаться от решения новых ситуаций прежними способами и усложнить своей приспособительный реакции

Развод или преждевременная смерть одного из супругов являются одними из самых острых проявлений подобных семейных кризисов. Образовавшаяся неполная семья подвергается тяжелым психологическим испытаниям. Согласно исследованиям, по крайней мере один год после развода все без исключения члены семьи пребывают в состоянии стресса. Относительное же равновесие восстанавливается не менее чем через 2 года[103].

Чтобы преодолеть это стрессовое состояние, требуется приложить немало усилий. Специалисты считают, что в идеале для преодоления стресса после развода или преждевременной смерти одного из супругов все оставшиеся члены ставшей теперь неполной семьи – взрослые, и дети - должны решить для себя следующие задачи:

1) пережить утрату семьи как целого;

2) принять долю своего участия в распаде семьи;

3) восстановить социальные связи;

4) внести свою лепту в перестройку родительско-детских отношений.

В результате этих взаимных и согласованных усилий, как взрослые, так и дети должны прийти к обоюдному пониманию, что распад («смерть») прежней семейной структуры одновременно означает и рождение новой семьи. В новой семье должны быть пересмотрены прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.

Все эти, простые на первый взгляд, действия могут помочь ставшим неполными семьям избежать большинства психологических ловушек. К сожалению, однако, во многих семьях перспектива необходимых изменений очень часто встречается с ригидностью, нежеланием перемен. Многие семьи, ставшие неполными в результате развода или смерти одного из родителей, еще долгое время по инерции пытаются сохранить «старый» жизненный цикл ядерной семьи. Ощущение внезапной утраты, страх перед незнакомым и непредсказуемым будущим вызывает чувство бессилия и мешает матери (отцу) адекватно реагировать на новую семейную реальность. Возникает симптом сопротивлениям изменениям, который выражается в подсознательном и тщетном стремлении членов семьи предотвратить изменения, возвратить паттерн отношений в семье в прежнее состояние.

Такие установки могут лишь законсервировать то изначальное стрессовое состояние, которое было вызвано разводом или смертью одного из родителей, и усугубить психологические проблемы семьи. В будущем они, скорее всего, лишь усилятся, и, в конечном итоге, отразятся на ребенке (детях), его социальном и психическом благополучии.

Нежелание принять наступившие изменения - это и есть самая главная психологическая ловушка, стоящая перед ставшими по воле случая или судьбы неполными семьями. Попавшие в нее матери (отцы) обречены на последующие ошибки в воспитании детей, установлении и поддержании с ними интеллектуального и эмоционального контакта.

Одним из наиболее эффективных методов социальной работы с неполной семьей, испытывающей временные социальные, психологические и иные трудности, является метод семейной терапии. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений[104].

Показанием к семейной терапии является ситуация, когда неполная семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Обычно не диагностируется один член семьи, так как он рассматривается, только лишь как выразитель проблем семьи, как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним может усилить мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. ‑­

При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.

В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:

1. Присоединение социального работника или психолога к семье.

2. Постановка целей.

3. Реконструкция семейных взаимоотношений.

4. Завершение семейной социальной терапии.

Задача специалиста на первом этапе – объединение с семьей. Технический прием, используемый на первом этапе семейной терапии, - положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью. С помощью приема подражания специалист старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен членам данной семьи. На первых консультациях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост членов семьи, а с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.

На втором этапе задача специалиста – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма.

Не менее важной задачей специалиста на этом этапе явления дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также существующих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотношениям.

Критерием оценки того, что семья готова работать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. Поэтому на третьем этапе – этапе реконструкции семейных отношений - специалист путем присоединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Содержанием семейной терапии в этом случае является анализ взаимодействия всех членов семьи в ситуации «здесь и сейчас». Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествуют пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необходимости изменений.

Используемые приемы: рассаживание членов семьи по-другому, разъединение различных членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других.

Актуализация и структурирование полученного материала осуществляется с помощью:

- разыгрывания ролевых ситуаций;

- построения семейной скульптуры;

- рисования семейного рисунка;

- видеотехник;

- переформулирования проблемы (рефрейминг).

Эффективен также метод «домашних заданий». Домашние задания можно разделить на 3 вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:

- изменение поведения членов семьи;

- придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;

- изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

- осуществление социальным работником поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания специалист как бы незримо присутствует среди них.

Работа специалиста на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем.

Например, если раньше мать и ребенок большую часть времени занимались обвинением друг друга, то в процессе семейной терапии произойдет их переориентация на конструктивное взаимодействие, нацеленное на обретение смысла семьи как единого целого[105].

Наконец, четвертый этап – это завершение терапии. Об его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга.

Вопрос 3.Понятие и категории многодетных семей. Семья - родители (законные представители) и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство.

Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы

Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах[106].

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

Проблемы многодетных семей. К сожалению, и сейчас кто-то смотрит на родителей с кучей ребятишек свысока. Многие до сих пор считают, что много детей рождается исключительно в семьях алкоголиков и тунеядцев. Тем не менее большая часть многодетных родителей совершенно нормальные люди со средним достатком. К тому же сейчас, во время демографического кризиса, именно

на этих людей уповают российские демографы. И одного ребенка воспитать очень тяжело, а троих-то и подавно. А ведь некоторые растят и по 10-15 малышей. Власти по старинке предлагают пособия, билеты на праздники и развлечения для детей[107]. Однако мало кто задумывается о том, что многодетные семьи – это та прослойка общества, которая пытается сохранить семейственность несмотря ни на какие мировые финансовые кризисы, а ведь у этих семей не меньше проблем, чем у каждого из нас.

Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Выделяют две категории семей социального риска:

1. Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членов и т.д.).

2. Семьи, превентивно нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка, семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.)[108].

Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает[109].

Многодетные семьи имеют самый высокий уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторов мониторинга бедности, базирующегося на показателе располагаемых ресурсов[110] 82% этих семей попадают в число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%.

Душевой дефицит доходов у многодетных выше среднероссийского уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% от величины прожиточного минимума. В общем дефиците доходов на семьи с 3 и более детьми приходится 13,1%.

Измерение бедности многодетных семей в координатах множественных линий бедности – абсолютной, депривационной и субъективной[111], показало, что многодетные семьи сохраняют высокие риски бедности, независимо от метода ее измерения, особенно в том случае, если таковыми являются неполные многодетные семьи. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже прожиточного минимума, испытывает лишения и является субъективно бедным) характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1-2 детьми.

2) Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков)[112].

Уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности – у 58,5%. Вместе с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому показателю прослеживается и в поселенческом разрезе.

3) Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей[113]. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.

4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по ее мнению, свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями[114].

Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка - личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.[115].

5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей[116].

Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно - в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур "общества потребления"). В формирующихся стереотипах общественной психики "герой нашего времени" представляется имеющим одного, но очень "дорогого", высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.

Таким образом, многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.

К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей - основное внимание уделяется материальному положению семей и то в рамках существующего законодательства (федерального и регионального), определяющего, например, размеры детских пособий. Однако, размеры пособий невелики, они, впрочем, как и льготы, не решают проблемы многодетных семей, а потому и в дальнейшем с таким подходом нашего государства к их социальной защите можно предположить, что тенденция отхода к одно- и двухдетной модели семьи будет продолжаться, а это, естественно, не улучшит демографическую ситуацию в стране.

При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях стагнации или углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности и семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъектность.

С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.

Общее направление социальной работы с многодетными семьями. Работа с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи с защитой ребенка, но поддержка семьи также часто входит в программу работы с условно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям с ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлении деятельности социального работника по поводу учета интереса семьи[117].

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных - используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Опыт применения технологий социальной работы свидетельствует об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических действий (адаптации, коррекции, терапии и др.), а социальная адаптация порой переходит в реабилитацию.

Социальная диагностика как основная технология социальной работы с многодетной семьей. Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества[118].

Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:

- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

- проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается заключение[119].

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей[120].

Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

С социальной диагностики состояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов[121].

Адаптация в социальной работе с многодетными семьями. Социальная адаптация занимает существенное значение в системе технологий социальной работы с многодетными семьями. Рассмотрим общие положения социальной адаптации. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию[122].

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека[123].

Педагогическая адаптация - это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

В последнее время особую актуальность для социальных работников приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Особое значение это имеет для многодетных семей, которые часто обладают малым воспитательным потенциалом в силу ряда объективных и субъективных причин.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Для многодетных семей в системе психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятий необходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничного развития всех членов семьи.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях[124].

Итак, применение технологий социальной адаптации в социальной работе с многодетными семьями определяется основными задачами, решаемыми при работе с указанной категорией семей. В зависимости от социального статуса, семейного состава многодетных семей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы.

Профилактика в социальной работе с многодетными семьями. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, "состоявшимися" девиациями.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны[125].

Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы[126].

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем по том преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

Данные исследований социального статуса многодетных семей позволяют рассмотреть целесообразность стимулирования многодетности сверх определённого предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах её поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла ещё в разряд "проблемных". Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.

Также можно отметить следующие направления социальной профилактики в отношении многодетных семей: превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи; необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи[127].

Необходимо выделить в работе с многодетными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь).

В работе с многодетной семьей социальному работнику необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории, конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный работник должен помнить, что многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные силы для их разрешения.

Социальный работник является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работы родителя)[128].

Конечно, оптимальным вариантом было бы объединение всех субъектов социальной помощи в единую службу - координирующий орган, в котором социальный работник выполнял бы основную роль, имея возможность проводить разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных таких семей), дифференцированно определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи в досуговые, оздоровительные и другие мероприятия.

Таким образом, при всем своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного и терапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть много общего. Они нередко взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это направлено на достижение общей цели - оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том числе и многодетных.

Социальный патронаж. Одной из технологий социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной категории семей, является социальный патронаж.

Патронаж - это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений[129].

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления: информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной; прямое вмешательство в ситуацию; заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната (патронат); контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с многодетной семьей социальный работник фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.[130]

Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:

- на уровне клиента - его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;

- на уровне содержания патронажной работы - выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

- на уровне методов патронажа - использование не только традиционных путей оказания помощи, по и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

- на уровне организации - это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

- на уровне границ социальной работы - максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности работы - пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход).

Таковы основные характеристики технологий работы социальной работы с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ показал, что семья на современном этапе развития находится в состоянии кризиса, порожденного социально-экономическими, общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной области требуется усиление мер политики социальной поддержки и защиты семьи. Многодетные семьи являются объектом особого внимания социальных служб ввиду своей социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости. Государственная политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в первую очередь должна быть ориентирована на превентивные и профилактические меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области.

Вопрос 4.Понятие и сущность семейного неблагополучия. Неблагополучная семья – это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.1

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой – либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Критерием благополучия (или же неблагополучия) семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь отношение к ребенку. Например, асоциальная семья однозначно неблагополучна для р технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ показал, что семья на современном этапе развития находится в состоянии кризиса, порожденного социально-экономическими, общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной области требуется усиление мер политики социальной поддержки и защиты семьи. Многодетные семьи являются объектом особого внимания социальных служб ввиду своей социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости. Государственная политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в первую очередь должна быть ориентирована на превентивные и профилактические меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области.

Вопрос 4.Понятие и сущность семейного неблагополучия. Неблагополучная семья – это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.1

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой – либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Критерием благополучия (или же неблагополучия) семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь отношение к ребенку. Например, асоциальная семья однозначно неблагополучна для ребенка. Но порой даже внешне благополучные по многим параметрам семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей) относятся к разряду неблагополучных, если имеются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.

Типы семейного неблагополучия:

конфликтная — семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение;