Лекция 3. Социологический аспект социальной работы. Роль социологии в организации социальной работы

Таблица. 2. Уровни и виды интерпретации

Таблица. 1. Виды гипотез в социологическом исследовании

Отношение к центральным задачам исследования Место в логической структуре доказательства Степень научной обоснованности
Основные гипотезы. Указывают на наиболее существенные связи объекта; обеспечивают установление способов решения основных проблем исследования Гипотезы-основания. Гипотезы, которые доказываются с помощью выводимых из них гипотез. Могут не иметь прямых эмпирических признаков Первичные гипотезы. Выдвигаются на начальных этапах анализа
Неосновные гипотезы. Характеризуют побочные, но достаточно нужные для решения основных проблем связи объекта Гипотезы-следствия. Гипотезы, выводимые из основных и служащие средством доказательства. Обязательно предполагают наличие эмпирических признаков, которые проверяются посредством измерения Вторичные гипотезы. Выдвигаются на основе проверки, уточнения первичных гипотез

 

Следующий этап разработки программы социологического исследования включает в себя определение объекта и предмета исследования. Определение программы исследования связано с выбором объекта исследования.

Под объектом социологического исследования понимается то, на что направлен процесс познания: реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Кроме этого, объект социологического исследования – это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. В широком смысле, объектом исследования социальных наук является общество.

Предметом социологического исследования принято считать ту из сторон объекта (его свойство, характеристику), которая непосредственно подлежит изучению, которая непосредственно выражает социальное противоречие, а, значит, представляет интерес для исследования.

Объект и предмет исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерности функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких – либо характеристик объекта исследования, предметом исследования становятся те стороны, которые содержат эти характеристики.

В итоге, предмет социологического исследования представляет собой определенную систему, которая служит основой для решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы, т.е. предмета исследования, выступают различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и пр.

Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или структуру предмета исследования. Структура представляет собой организованность элементов предмета по «горизонтали» (на одном уровне) и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют ее иерархию.

Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и развития.

Формулирование проблемы не отвечает на вопрос: какого рода результат ожидается от социологического исследования. Для этого необходимо сформулировать цель исследования. Это следующий этап построения программы исследования. Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную, т.е. отвечает на вопрос, что является конечным результатом. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Различают три вида целей исследования:

- теоретические (направленные на получение теоретического знания),

- описательные (направленные на получение эмпирического знания),

- методологические (направленные на разработку методологического инструментария).

Планирование ступеней к достижению целей исследования представляет собой формулирование задач исследования. Выделяют основные и неосновные задачи исследования. Основные задачи исследования соответствуют цели исследования. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д.

Описать объект исследования можно по-разному, это обусловлено социальной проблемой и целями исследования. Выделение элементов и связей предмета исследования определяет, в свою очередь, выбор методики сбора и анализа данных.

После того как были определены цели и задачи исследования необходимо приступить к интерпретации основных понятий. Это следующий этап составления программы исследования.

Выделяют теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий. Кроме этого, необходимо сопоставлять теоретические положения и эмпирические данные для дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции:

- теоретическая интерпретация – это сопоставление данного понятия с другими понятиями;

- эмпирическая интерпретация – это сопоставление понятия с эмпирическими данными,

- операциональная интерпретация – это определение понятия через фиксированные эмпирические признаки.

 

Этап предварительной интерпретации понятий Интерпретация опорных понятий социологического исследования Интерпретация данных исследования
Построение рабочих понятий в ходе анализа проблемных ситуаций Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в ходе уточнения цели, задач, объекта, предмета исследования. Выделение состава опорных понятий Интерпретация данных (индексов, показателей) в ходе проверки эмпирических гипотез
Выделение теоретических понятий, раскрывающих сущность проблем исследования Теоретическая интерпретация понятий в ходе выдвижения и концептуального обоснования основных (теоретических) гипотез исследования. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий (построение эмпирических гипотез) Теоретическая интерпретация, эмпирически проверяемых гипотез, фактов исследования
Предварительная системная характеристика модели объекта исследования в понятиях системного анализа. Эмпирическая интерпретация основных системных характеристик объекта Операциональнализация основных понятий, составляющих эмпирические гипотезы исследования. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счета Теоретическая интерпретация понятий в ходе обобщения и построения выводов исследования

В свою очередь, теоретическая интерпретация может быть трех видов:

- интерпретация понятий через установление связей с более общими понятиями и категориями социологии, философскими категориями и других наук как изучаемой предметной сферы исследования;

- интерпретация основных понятий исследования через понятия меньшей степени общности;

- теоретическая интерпретация эмпирически установленных признаков, фактов.

Эмпирическая интерпретация возможна в двух вариантах:

- прямая эмпирическая интерпретация (установление эмпирических признаков, репрезентирующих содержание теоретических понятий);

- косвенная эмпирическая интерпретация (интерпретация, осуществляемая на основе логических связей установленных эмпирических признаков).

Операциональная интерпретация представляет собой установление операций, с помощью которых может быть произведено: измерение, поиск, регистрация и логическая связь эмпирического признака и с содержанием основных (опорных) понятий исследования.

Операциональная интерпретация не тождественна операционализации. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Операционализация – это перевод научных понятий в форму переменных.

Переменными понятиями называют свойства объекта исследования, включенные в систему социальных связей и изменяющиеся во времени. Переменные понятия представляют собой ряд эмпирических показателей, которые перекрывают содержание данного понятия.

Существует несколько видов переменных:

дискретные – величины, представленные целыми числами;

непрерывные – величины, принимающие дробное или целое значение;

экзогенные – переменные, не входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внешние» факторы;

эндогенные – переменные, входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внутренние» факторы;

независимые – переменные, влияющие на другие переменные.

Кроме переменных, характеристиками понятия являются индикаторы или показатели. Индикатор – это доступная измерению характеристика изучаемого объекта. Комбинация индикаторов составляет индекс.

Выделим ряд возможных ошибок при расчленении понятия на индексы:

индикатор не охватывает понятие,

индикатор шире понятие,

индикатор охватывает часть понятия.

Сбор социологической информации, ее анализ и интерпретация. Итак, после разработки программы исследования можно приступать к самому исследованию. В наиболее общем виде социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных процедур:

методологических,

методических,

организационно-технических.

Процедуры социологического исследования связаны между собой единой целью – получить достоверную информацию об изучаемом объекте (явлении или процессе).

Социологическое исследование состоит из нескольких этапов:

подготовка исследования;

сбор первичной социологической информации;

обработка социологической информации;

анализ обработанной информации.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких масштабных исследований. Потребность в этом возникает в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в хода его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, позволяющий осуществить его в короткое время.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического исследования. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор метода сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Аналитическое исследование имеет большую практическую ценность.

Подготовка аналитического исследования требует тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собираются сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Социология как научное изучение общества исходит из предположения о возможности собрать объективные обобщенные данные о тех или иных сферах общества, отдельных проблемах и людях. Поэтому в социологии имеются определенные стандарты, которые могут быть использованы для оценки этих данных. В социологии, как и в большинстве наук, важное значение придается эмпирической основе, и, прежде всего фактам. Цель социологии, как и всякой науки – описание исследуемых явлений и выявление присущих им закономерностей.

Закономерности представляют собой периодически повторяющиеся тенденции. Установление закономерностей имеет огромное значение, так как создает основу для прогнозирования исследуемых явлений, предвидения типов поведения и событий, а значит, и осуществления контроля над социальными процессами в обществе, выработки рекомендаций по вопросам политики, экологии, воспитания, культуры и т.д.

Задачей изучения данной темы является получение общего представления о том, как провести социологическое исследование, ознакомится с методикой его проведения и основными процедурами.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основные этапа:

подготовительный (разработка программы исследования);

основной (проведение эмпирического исследования);

завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и составление рекомендаций).

Всякое исследование следует начинать с постановки проблемы. Это первый, начальный момент в социологическом исследовании. Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику – первое правило социолога.

Проблема – это противоречие между знаниями о потребностях людей в конкретных практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их реализации.

Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, которая объясняет явление, выявить факторы, которые могут воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказчик чаще всего объясняет социологу проблемную ситуацию, либо просто рассказывает о неудовлетворительном состоянии дел на производстве, в управлении. Задача социолога состоит в том, чтобы сформулировать проблему. Он должен определить, какой количественный или качественный показатель может адекватно характеризовать данную проблему.

Затем исследователь должен выяснить, существует ли учет и статистика по этому показателю (в советские времена учет и статистика были отлично отлажены, но практически вся информация оставалась «закрытой», то есть недоступной исследователю), сегодня же учет и статистика ведутся довольно слабо и поэтому задача социолога состоит и в том, чтобы определить, достоверны ли учет и статистика по данной проблеме.

Второй элемент работы – отобрать наиболее существенные для исследования данной проблемы компоненты, исследование которых поможет в решении задачи. В прикладной социологии, при классификации социальных проблем используют, как правило, пять подходов.

В зависимости от цели исследования различают проблемы информационные и ситуационные. Информационные проблемы – это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социальных процессов, которые являются важными с точки зрения управленческих задач. Ситуационные проблемы – это противоречия, которые вызваны столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их деятельность и побуждающие к активным действиям.

По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных фирм, корпораций, объединений, государственных учреждений, учебных заведений.

По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер, то есть она может быть ограничена рамками города, поселка, городского района или микрорайона.

По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной. Примером первой может быть неудовлетворенность рабочих нарушениям графика выплаты заработной платы – эта проблема разрешается за относительно короткий срок. Примером второй (среднесрочной) проблемы могут служить трудности, возникшие на предприятии в связи с переходом на выпуск новой продукции. Работники должны переучиваться, переквалифицироваться, приспосабливаться. Например, на одном из московских предприятий пищевой промышленности несколько лет назад была установлена импортная автоматическая линия по выпуску высококачественной продукции. Ее особенность состояла в том, что недовложение продуктов в соответствии с принятым стандартом (предприятие выпускало торты) немедленно влекло за собой отключение всей огромной линии. Привыкнув к довольно свободным нравам своего производства, рабочие не сразу поняли такую «особенность» новой установки. Когда установка начала работать, на предприятии начались трудности. Рабочие не хотели работать, выводили из строя машины, высказывали недовольство оплатой труда, условиями работы и руководством. Наконец, разобравшись в сути проблемы, те, кто не смог приспособиться к новым условиям, ушли, и линия снова заработала. Примером длительного по времени действия противоречия является проблема неуставных отношений в нашей армии.

По глубине противоречия различают одноплановые проблемы и системные. Одноплановые проблемы затрагивают одну из сторон изучаемого явления или процесса. Например, в телевизионных программах часто приводятся данные опросов, касающиеся рейтинга того или иного лидера партии или движения в связи с предстоящими очередными выборами.

Системные проблемы отражают совокупность элементов целостного явления или процесса, изучение которого должно осуществиться в комплексе составляющих его элементов. Например, изучение роста числа заказных убийств может быть эффективным только в совокупности всех составляющих процесса становления рыночных отношений в России и всех особенностей жизни общества в переходный период.

Сформулировать проблему исследования нужно таким образом, чтобы в ней нашли как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее.

Третий элемент работы при составлении программы социологического исследования – установить уже имеющуюся информационную базу, которая поможет в исследовании проблемы. Это могут быть данные предыдущих исследований аналогичной проблемы, цифровые показатели, государственная статистическая отчетность, исторические документы и т.п. Это важный этап подготовительной работы, потому что исследователь приступает к предварительному изучению проблемы во всей ее полноте. Он должен изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми – экспертами.

В роли экспертов обычно выступают специалисты –xxxxxxxxxx ученые, практические работники, руководители и т.п.

Производственная проблема может быть описана в следующих характеристиках:

сущность или содержание. Например, высокая текучка кадров, социально-психологическая напряженность в коллективе, низкая эффективность производства. Задача исследователя – выяснить, по каким параметрам, по сравнению с какими стандартами считается, что эффективность производства низкая, с какими показателями сравниваются данные: по отраслевому признаку, по мировым оценкам и т.д.;

насколько широко распространена данная проблема в организации, какие подразделения она затронула;

является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (т.е. известной группе лиц)? Кто больше всего заинтересован в ее решении (рабочие, специалисты или управляющие)?;

что может получить организация от решения данной проблемы? Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Объем потерянного рабочего времени или денег, объем неиспользованных производственных мощностей?;

с какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз или возникает периодически? Какова тенденция: ситуация стабилизировалась, усложнилась или ослабляется?

В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает более четкое выражение. Исследователь выделяет в проблемной ситуации главные и второстепенные элементы, чтобы определить основное направление исследовательского поиска и формулирует проблему. Причем формулировка может приобрести несколько иной вид и отличаться от первоначальной, которая была сформулирована заказчиком.

Сформулировав проблему, исследователь разрабатывает программу ее исследования. Программа является обязательным исходным документом для любого социологического исследования. Структурно программа должна быть построена следующим образом.

Раздел «Цели и задачи исследования» регулирует отношения заказчика и исследователя на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цель исследования может быть обозначена как анализ реальной ситуации, выявление скрытых причин имеющегося противоречия, резервов производства и разработка практических рекомендаций по преодолению негативных моментов в развитии конкретного процесса, явления или ситуации.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

По степени сложности выделяют три типа прикладных социологических исследований.

Первый тип – простое повторное исследование, в котором в большей степени воспроизводятся положения раннее созданной программы, дублируется методический инструментарий.

Второй тип – промежуточное исследование, в ходе которого в основном используются известные методологические и организационные решения в новых условиях, применяются опробованные методики, проверенные блоки вопросов.

Третий тип – сложное исследование, объект которого характеризуется слабой изученностью, отсутствует проверенный практикой инструментарий, имеются сложности в обработке и анализе эмпирической информации.

Вопрос о том, к какому типу исследования должен быть отнесен обсуждаемый проект, решается совместно с заказчиком и исполнителем. В спорных случаях необходимо обращение к экспертам. По продолжительности прикладные исследования подразделяются на короткие – 2-3 месяца (как правило, если речь идет о простом исследовании), средние – 4-6 месяцев (промежуточные) и продолжительные – 7-9 месяцев (сложные исследования).

От того, насколько профессионально и продуманно составлена программа социологического исследования, будут зависеть в будущем качество и достоверность полученной с ее помощью социологической информации. Это обстоятельство обязывает исследователя тщательно произвести выборку, которая в последующем, с учетом динамики и особенностей объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос; обоснована техника проведения опроса; обозначены подходы к определению достоверности информации. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования.

В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

Наряду с перечисленным программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, которые показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной социологической информации.

Как видно, подготовка программы социологического исследования – дело непростое. Оно требует дополнительных затрат и усилий. Практика показывает, что на разработку программы уходит времени больше, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть на это сил не следует, так как тщательно продуманная программа исследования – непременное условие его осуществления на высоком научном уровне.

Рабочий план исследования отражает основные процедуры мероприятия. Практика показывает, что умело разработанный план социологического исследования – хорошее подспорье для его организаторов. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительской деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, а также планирования отдельных сфер жизнедеятельности. В то же время планированию социологического исследования присущи некоторые особенности. Они вытекают из его сути как одного из способов научного познания социальных явлений, опирающегося не только на общие, но и на свои относительно самостоятельные процедуры и формы организации.

Осуществление социологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и организационной деятельности, а, следовательно, и четкого разделения труда между его участниками. Кроме того, любое исследование, вне зависимости от степени его сложности, состоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур. И хотя все она различаются своим предназначением и содержанием, их неразрывно связывает между собой единая научно-исследовательская логика. Вследствие этого качество собранной социологической информации в равной степени зависит от научного уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедур исследования.

Действительно, неверно составленный бланк опроса оборачивается получением недостоверных данных, неподготовленность группы анкетёров порождает неорганизованность сбора первичной информации, а чрезмерная растянутость во времени того или иного этапа исследования может обернуться потерей актуальности самого исследования. Избежать различного рода огрехов помогает централизованное руководство исследованием, документальным «путеводителем» которого призван стать грамотно составленный рабочий план его подготовки и проведения.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступает его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый.

В нем определяют порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты или бланки-интервью).

Блок второй.

Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т. е. Массовый сбор первичной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего времени и места опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Блок третий.

Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на ЭВМ. Под контролем работников вычислительного центра формируется массив информации, предназначенный для ввода в ЭВМ. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.

Блок четвертый.

Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций. В ходе проектирования социологического исследования помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и других затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Все это упорядочивает проведение исследования, помогает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и ее своевременной подготовке к обработке и анализу.

Обычно вспомогательные документы готовятся в виде инструкций. Одна из наиболее важных – инструкция анкетеру, проводящему опрос. Она содержит краткую формулировку цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указывается место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, характер опроса (анонимный, по списку и т.д.), форма и содержание вступительной беседы, с которой анкетер обращается к респондентам для объяснения цели исследования, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.

Особое внимание в инструкции уделяют изложению порядка работы анкетера во время опроса, а так же тех процедур, которые он должен осуществить после сбора заполненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании указывается адресат: кому и в каком виде сдаются анкеты.

Кроме инструкций по технике опроса анкетеру вручается карточка выборки. В ней указывается количе6ство респондентов, которых он должен опросить, в случае надобности – пофамильный список опрашиваемых. В тех случаях, когда согласно используемой модели выборки анкетер сам должен отобрать респондентов, ему вручается карточка с указанием количества людей, подлежащих опросу по соответствующим параметрам.

К вспомогательным документам исследования относится так же инструкция по закрытию открытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях их дальнейшей группировки и обработки.

Могут быть подготовлены инструкции, объединяющие содержание и порядок осуществления других процедур (например, выбраковки негодных, т.е. неверно заполненных анкет). Вообще же количество и объем заполненных документов зависит от вида предпринятого социологического исследования, научной квалификации, методического и организационного опыта тех, кто его проводит.

Составляя социологические документы для опроса различных категорий трудящихся, исследователь постоянно должен контролировать себя; главное, чего не должен забывать социолог – это периодически ставить себя на место опрашиваемого и на место специалистов смежных специальностей.

В нормативах социологического исследования указываются расчеты научных, организационно-технических, материальных и временных ресурсов, которые требуются для его осуществления. Нормативные показатели учитываются особенно тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, какова должна быть численность анкетеров для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана.

Кроме того рассчитываются общие материальные расходы на исследование, которые подсчитываются в виде суммы затрат человеко-дней, материальных и денежных ресурсов на каждый этап исследования.

Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительному контролю, самопроверке готовности и обработке всех элементов социологического исследования.

Указанные общие характеристики методологии и методики социологического исследования, его подготовки и проведения не исчерпывают всего многообразия способов, форм и методов получения нового знания. Они освещены в специальной литературе.

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте субъект и объект социологии социальной работы

2. Какие функции социологии социальной работы относятся к основным и почему?

3. Какова роль социологических методов и информации в социологии социальной работы?

 

Рекомендуемая литература:

Антология социальной работы. В 3 томах. - М., 2004-2005. – 450 с.

Быкова В.Г. Менеджмент в социальной работе: Учебное пособие для студентов заочной формы обучения. – Смоленск, 2008. – 61с.

Григорьев С.И. Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: МАГИСТР-ПРЕСС. 2002. - 164 с.

Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология в подготовке и деятельности специалистов по социальной работе: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – Барнаул: Изд-во «Азбука», 2001. – 143с.

Гуслякова Л.Г. Социология социальной работы: основные направления исследования:. Барнаул, 2002. - 84 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.М. Методология и методика социологического исследования: учебник. М.: Альма Матер, Академический проспект, 2009. - 537 с.

Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. / В.И.Жуков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2007.

Жуков В.И. Социальный набат: [наркотики, алкоголь, бандитизм, аборты, табакокурение] / В.И.Жуков; Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский. гос. социальный. ун-т. – М.: Изд-во Российского. гос. социального ун-та, 2010. – 218с.

Ковалев В. Н. Социология управления социальной сферой. Издательство МГСУ, 2003.

Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология/ Т.Л.Кончанин, С.Я.Подопригора, С.Н.Яременко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. – 480 с.

Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений/ А.И.Кравченко. – 3-е изд., испр. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Раритет, 1999. – 421 с.

Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998г. – с. 65.

Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. / Д.Маркович. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2009. – 272 с.

Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Г.П.Медведева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 208 с.

Менеджмент и маркетинг в социальной работе. Учебное пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова, 20е изд. доп. и перераб. – М.: Изд. «Гном и Д», 2008. - 336 с.

Методы исследований в социальной работе: учебное пособие /Авт.-сост. Ю.Н. Галагузова, И.Е. Левченко, Н.В. молчанова. Екатеринбург, 2010.- 196 с.

Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / отв. ред. П. В. Палехова, - М.: ИНФРА, М., 2008. - 128 с.

Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996 - 270 с.

Павленок П.Д. Социология социальной работы: Монография. - М., 2005.

Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы: экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб в сфере социальной защиты населения. М.: СГУ, 2004. 240 с.

Плотников, Ю.С. Социальная работа с различными группами населения: Учебное пособие / Ю.С.Плотников, П.Б.Тычкин. – Томск: изд-во ТПУ, 2006. - 143с.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994. - 688 с.

Социальная работа в России: образование и практика: Сборник научных трудов /Под редакцией профессора Н.А. Грика. – Томск, ТУСУР, 2009. – 250с.

Шухарева О.Н. К вопросу о социологии социальной работы /Науч. журнал КубГАУ, №23 (7), ноябрь, 2006.

 

План:

1. Социальные потребности как объективная основа социологии социальной работы.

2. Социология социальной работы в контексте неовитализма

3. Социология социальной работы: основные направления исследования

 

Вопрос 1.Понятие о социальных потребностях. Потребности социальные — особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные обществом.

Естественные потребности — это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

Потребности социальные — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без потребностей нет и не может быть производства. Они — исходный побудитель человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К потребностям социальным относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Потребности социальные являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и общества. Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения.

Мотивы социального действия как отражение социальных потребностей. Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или иной цели, невозможно понимание социальных действий, социальных связей и взаимодействий, совершаемых при реализации поставленной цели. Индивидуальная цель, воспроизводящая потребности человека (идет ли речь о потребности в еде, жилье, одежде, или в образовании, потребности в утверждении собственного достоинства, чести и т. п.) — это начало действия социального и второ, начало — ориентация на других, ожидание, учитывающее возможную ответную реакцию окружающих и образуют мотивы социального действия.

Возьмем обычный житейский пример. Человек, индивид хотел бы удовлетворить свою потребность в приобретении автомашины. Индивидуальная цель ясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна поддержка окружающих (родственников, друзей и т. п.). Что предпринимает человек-индивид, какой смысл его действий — накопить средства, убедить родственников о важности и необходимости приобретения автомашины и т. п. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия. Естественно, конкретное содержание, направленность мотива определяется тем как индивидуальная цель и ориентация на других, ожидание учитывающее возможную ответную реакцию окружающих соотносятся, взаимодействуют. Иногда, поставленные индивидуальные цели не реализуются, хотя и предпринимаются различные социальные действия. Здесь-то проявляется бесполезность мотивов в определении и осознании поставленной цели.

Американский социолог Толкотт Парсонс в процессе выбора варианта действия выделяет так называемые типовые переменные действия — системы основных ориентации. Это пары, определяющие различные возможности выбора действий.

Во-первых, между действием исключительно в собственных личных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива, окружающих (ориентация на себя — ориентация на коллектив, окружающих); во-вторых, между стремлением к удовлетворению непосредственных сиюминутных потребностей или отказом от их реализации ради перспективных и важных целей; в-третьих, ориентация на социальные оценки другого индивида или свойственное ему присущие качества (пол, возраст, внешний вид и т. п.); в-четвертых, между подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетом специфических моментов ситуации и т.д.

Выделенные Толкоттом Парсонсом с достаточной полнотой и скрупулезностью основные альтернативы, варианты социальных действий (в реальной жизни их больше) свидетельствуют о многомерности мотивов конкретного социального действия, о многообразии подходов, способов анализа путей достижения цели в конкретных социальных условиях сплетается в одном элементарном мотиве.

Возьмем житейский случай. На предприятии начальник участка, цеха хотел бы удовлетворить потребности расширения участка, совершенствовании технологии, «расшивке» узких мест и т. п. Но нет необходимых средств, материальных возможностей, нужна поддержка руководства и т. д. Что предпринимает начальник участка, цеха, какой смысл его действий — убедить руководство в перспективности реконструкции и т. п. И вот, он пришел к руководству предприятия. Как поведет себя руководство? С одной стороны, он знает, что средств для реконструкции крайне мало (тем более в современных условиях), только бы продержаться, сохранить людей; с другой стороны, он знает, что реконструкция перспективна, а у начальника участка, цеха есть и неплохие заделы, первые результаты (вторая альтернатива). Вместе с тем, руководитель испытывает к начальнику участка, цеха личную неприязнь, поэтому, хотя и достаточно высокий статус начальника участка (высококвалифицированный специалист, инженер и т. д.) позволяет ему рассчитывать на развитие реконструкции, расширение производства (третья альтернатива). Однако, стоит ли обращать внимание на личную неприязнь и обиду, если реконструкция может, наверняка, принести комплексу признание (первая альтернатива)... Каждая из альтернатив вносит свою лепту в мучительный выбор мотива.

В конкретный мотив органично вплетается и иерархия ценностей, и интеллектуально-культурная готовность личности анализировать ситуацию. Сказываются и особенности темперамента личности, его непреклонность, упрямство, волевые качества, эмоциональная близость к человеку, личности и т. д. Ситуацию, сложившуюся между начальником участка, цеха и руководством, администрацией предприятия социологи называют состя­занием мотивов, порождающее достаточно острые, чаще всего невидимые со стороны внутренние переживания личности. Здесь важно отметить многообразие проявления различных возможностей, альтернатив достижения личной цели и ориентацию на другие, изначально определяющие внутреннюю драму сферы мотивов личности. И практично невозможно предписать конкретный выбор мотива личностью в конкретной ситуации. Но можно проследить определенную направленность конкретной личности и целостной системы действий социальных.

Мотивы действий разнообразны. Имеет пределы и непредсказуемость поведения личности, укладывающаяся в пределы социальной целесообразности, сохранения социальных связей нерушимыми. Иначе социальное лишилось бы едва ли не главного — предсказуемости и выполнения человеком своих обязательств. В мотивации: ориентация на себя—ориентация на других выделяется индивидуалистическая мотивация в ее крайних и более сдержанных вариантах, гуманистическая, альтруистическая (бескорыстная) в ее грубых и более мягких, сдержанных вариантах. На выбор человеком-личностью, социальной общностью конкретной мотивации влияет ряд обстоятельств: сказывается влияние ситуации, нравственной культуры конкретной личности и существующая в обществе система ценностей и т. п. Роль системы ценностей в том, что они выступают для человека, личности фактором, социализирующим определенный поиск человеком, социальной общностью путей реализации индивидуальных целей и определяют типичный для общества индивидуальный выбор. В ходе исторического развития культур, социального отбора крайние варианты, различие возможностей на себя, на коллектив — отброшены. Ведь они ведут или к хаосу в обществе, или духовной, да и физической, гибели индивидуальности. И социолог Макс Вебер, анализируя мотивацию социального действия, особо выделяет степень участия сознательных, рациональных элементов в процессе мотивации социального действия. И в основу классификации социальных действий Макс Вебер ставит целерациональное действие, подчеркивая, что «целерационально действует тот индивид, где поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели побочным результатам, то есть действует во всяком случае не аффективно (прежде всего, не эмоционально) и не традиционно, то есть не на основе той или иной традиции, привычке». Иначе говоря, целесообразное действие характеризуется ясным пониманием того, что хочет добиться человек, какие пути, средства наиболее пригодны, эффективны и т. п. Человек самосоотносит и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумное сочетание личной цели и социальной. Но все это лишь идеальный образец, а в реальной жизни встретиться с такими действиями удается отнюдь не часто.

В реальной жизни более массовым есть ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым в обществе ценностям (религиозные, нравственные, эстетические нормы, традиции и т. п.). Рационально понятой цели для человека, личности, социальной общности не существует и в социальных действиях человек, социальная общность ориентируется на соблюдение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте и т. п. Макс Вебер отмечал, что ценностно-рациональное действие всегда подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которых человек видит свой долг и т. п. Сознание личности, социальной общности сковано ориентацией на ценности, существующие в обществе. И ценности, нормы существующие в обществе есть основной для человека в разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на других окружающих.

Традиционное и аффективное социальное действие находятся на самой границе, а часто даже за пределами того, что осознанно, осмысленно, сориентированно. Предельно минимизирована самостоятельная деятельность сознания в традиционном социальном действии. Глубоко усвоенные социальные образцы поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность и есть основой, базой традиционного социального действия. Нравственно привычное может также быть традиционным социальным действием. Это объясняется тем, что самостоятельное моральное сознание человека «не включено», он поступает как все, как принято испокон века и привычно в быту. Здесь-то распространенная и в общем-то естественная форма человеческих действий, составляющих основу социальной жизни, ее привычный и естественный фон. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта (то есть душевного волнения). Аффективное действие менее осознанно, а более характеризуется стремлением к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. п.

В реальной жизни существуют все виды социальных действий, а некоторые из них, в частности, традиционно-нравственное вообще есть характерным, типичным для определенных слоев общества. Жизни отдельной личности присущи и аффект, и строгий учет, и расчет, традиционно привычное, и ориентации на свой долг перед товарищами, родителями. Целерациональное социальное действие при всей привлекательности и, даже в чем-то романтически возвышенное, никогда не может и не должно быть чрезмерно распространенным. Иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Конечно же, больше вероятности, что личность, социальная общность, общество будет развиваться эффективно, если при реализации сложных, узловых проблем социальной жизни человек-личность, социальная общность будут чаще целерациональны. Ведь от множества причин зависит вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия. Зачастую индивидуальные особенности, культура, образование, интеллектуальные возможности индивида, социальных слоев сказываются на социальном действии. А во многом зависит от общества, социокультурной среды и массовость распространения того или иного типа мотивации. Насколько мотивы позволяют, стимулируют целерациональное социальное действие или традиционное, настолько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют другой. Исторический опыт свидетельствует: человек всегда живет неодномерно, противоречиво. Аффективное причудливо сочетается с целерациональным, иррациональным с ценностно-рациональным и т.п. Но там, где существенна сфера целерационального или иррационального наступает простор для мракобесия, мифов, тоталитаризма, устанавливается атмосфера безудержного доверия и восхищения вождями, лидерами. Человеческий здравый смысл загоняется в тупик и т. п.

В жизни человек своим усилиям, действиям придает смысл, мотив. Какой смысл усматривает человек, какие ценности он утверждает в своей деятельности, такую реальность во многом и творит. Конечно же, не все, что задумывается реализуется в жизни. Причин много. И здесь, прежде всего зачастую желания человека, социальных общностей людей могут столкнуться с желанием других. Но жизнь подвластна тому, чего люди хотят достичь, во что они верят, какой хотят сделать ее, в чем видят смысл своего бытия. Возьмем обычные жизненные явления. В 30-х годах в Украине осуществлялась массовая коллективизация, людей, возможно, реализовавших цель создание коллективных хозяйств, раскулачивание зажиточных крестьян имели высокий смысл, осененный социалистической идеей. И создали же колхозный строй, морально, а подчас и физически уничтожая массу несогласных. Или еще. В 80-х годах в сознании людей сооружавших под Киевом в Чернобыле крупную атомную электростанцию имело высокий смысл: обеспечить Украину электроэнергией, кстати дешевой. Но затем катастрофа принесла многие беды, вызвавшая неоднозначное определение вредности атомной энергетики. Надо помнить, что неизменная мотивация социальных действий имеет тенденцию воспроизводить тождественные по социальному смыслу действия, и, следовательно, аналогичную социальную реальность, действительность и т.п. Пока же не изменился смысл деятельности наивно надеяться на изменение самих социальных действий людей.

Существо социальных связей, аспектов мало меняется, хотя и меняется вещно-предметная оболочка социальной реальности. Предприниматель, управленец может на работу ездить и на «Вольво», и трамваем, метро. Священик на молитву может ездить и на «Мерседесе». Не здесь ли загадка того парадокса, вызывающего глубокое беспокойство людей, что мотивы рыночной деятельности многих отечественных предпринимателей, замешанная на мафиозно-криминальных основах, сформировавшихся в былые времена, в современных условиях воспроизводят в Украине нередко рыночно-мафиозную реальность, то есть существование «пятой власти», теневой экономики. Воспроизводится и «большевизм» политиков, их желание во всех случаях, пусть даже на развалинах одержать верх над оппонентами и т. п. И «страсть» украинских национал-патриотов, национал-демократов оторвать Украину во что бы то ни стало от рыночных отношений и источников сырья России и стран Содружества, даже если ущербно для Украины, «страсть» к использованию служебного положения, привилегиям, и правило двойной морали, телефонного права и т.п. и т.д. Ни фантастичностью, ни божественностью смысл не располагает, да и не возникнет откуда ни возьмись смысл деятельности. Формируется смысл не только внутренне, но и с помощью внешних факторов, включая и материальные и т. д. И хотя смысл получает извне жизненные импульсы все обладает и собственной независимостью, устойчивостью и т. д. Через призму ценностей, свойственных человеку и смысл, во имя которых живет и хочет действовать, человек видит, чувствует, оценивает внешние импульсы, социальные действия.

Конечно же, осмысливая социальную реальность, отвечая на вопрос почему человек действует так, а не иначе, почему «имеем то, что имеем», в мотивации социального действия надо выделять именно культуру — одну из важных сторон смысла жизни и деятельности человека. Личность, ее потребности — источник действия социального, а система смысла, мотивов действия есть культура, то социальные связи, взаимодействия есть деятельная реализация ориентации на другого и т. п.

Социальные институты как отражение социальных потребностей. «Институт» (от лат. institutum — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальные институты – это элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменений, сломов.

Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен».

Социальная норма- это общее правило, введённое в абстрактную модель взаимодействия участников общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и единообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционирование таких норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но между членами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности.

Институциализированные социальные нормы относительно стабильны. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мере расхождения с изменившимися социальными условиями регулятивная функция этих норм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуации возникают новые социальные нормы.

Социальный обмен — это обмен между членами общества, его организациями и сферами, находящимися в различных структурных позициях (политических, экономических, культурных и т.д.). Социальный институциализированный обмен отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку не содержит личностной компоненты.

Каждый социальный институт характеризуется определенным набором норм, которые формализованы, представлены, как правило, в знаковых формах (регламентирующих документах). На их основе и производится социальный обмен.

Социальные институты в развитых, высоко институциализированных обществах многообразны, по мере развития общества они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Образуя систему, социальные институты обусловливают функционирование социального организма — общества.

В большинстве случаев социальные институты являются исторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков и норм социального поведения, в социальной интеграции.

Внешними атрибутами социальных институтов являются соответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений.

Определяющим условием появления социальных институтов выступают социальные потребности. Социальные потребности — это потребности особого вида, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом. Это потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. В широком смысле удовлетворение социальных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект – среда». Социальные потребности можно подразделить на четыре группы:

— жизненно важные для социального субъекта потребности, неудовлетворение которых приводит к ликвидации социального субъекта или революционному преобразованию социального(-ых) института(-ов), в рамках которого(-ых) происходит это удовлетворение;

— потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а также позволяет осуществляться эволюционному развитию социальных институтов;

— потребности, удовлетворение которых происходит на уровне минимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие;

— потребности, удовлетворение которых обеспечивает комфортные (для данных социокультурного пространства и социального времени) условия функционирования и развития.

Масштаб социальных потребностей ограничен характером и уровнем развития общественного производства, спецификой производственных отношений и социокультурной среды, национальными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.

Потребности социальных групп характеризуются: массовидностью проявлений; устойчивостью во времени и пространстве; инвариативностыо в специфических условиях жизнедеятельности членов социальных групп; взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливает образование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворении их предметами социально-бытового назначения. Это в свою очередь породит потребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, производящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность в специалистах и т.д.

Целесообразно выделить следующие социальные области, удовлетворение потребностей в которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп:

производства и распределения товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

охраны среды нормального психофизиологического жизнеобеспечения, в том числе для простого (или расширенного) демографического воспроизводства;

познания и саморазвития;

коммуникации и средств связи;

воспитания и обучения детей;

контроля поведения членов общества в аспекте соблюдения норм права;

обеспечения экономической, социальной и иных аспектов безопасности общества.

Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей (запросов) индивида. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный прогресс, неудовлетворение порождает социальные конфликты и несет угрозу социальной безопасности.

Таким образом, социальные институты являются ведущими компонентами социальной структуры общества, интегрирующими и координирующими множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающими социальные отношения в различных сферах общественной жизни.

Знание социальной структуры общества, роли и места в ней социальных групп и социальных институтов является основополагающим фактором определения субъектов и объектов социальной политики, ее целей, приоритетов, технологий.

Вопрос 2.Социальная работа как явление общественной жизни в современном виде (институционально) возникла во второй половине XIX— начале ХХ в. Она стала результатом усложнения жизнедеятельности человека и общества, развития гуманистических традиций социального бытия, следствием эволюции производства и социальной сферы, роста влияния последней, а также доли занятого в ней трудоспособного населения. Со всей остротой встал вопрос о выживании человека в новых социально‑исторических и природных условиях. Это активизировало разработку проблем социальной работы, поиска адекватных ей социальных концепций.

Обычно концептуальные основания социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять традицию, т. е. общий подход в социальном мышлении. Факт существования малых парадигм, «соперничающих» моделей социальной работы не может опровергнуть того, что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно‑теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970–1980‑х гг. в США и Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и «использование» и других парадигм[72].

Как правило, выделяются четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы: «радикально‑гуманистическая», «радикально‑структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность и, соответственно, определяют и подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных[73].