Лекция 1. Социология социальной работы в структуре общественных наук

СОДЕРЖАНИЕ

Рудакова, О.В.

Р 83

ББК

УДК 631.15:65.011.4:629.735

РАБОТЫ

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

О.В. РУДАКОВА

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ (филиал) РГСУ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАБОТЫ

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

КУРС ЛЕКЦИЙ

КУРСК – 2013


 

КУРС ЛЕКЦИЙ

КУРСК – 2013

 

Составитель – Рудакова Ольга Владимировна,кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии Курского института социального образования (филиала) РГСУ

 

Рецензенты:

Беспарточный Борис Дмитриевич, доктор социологических наук, профессор

Мерзликина Татьяна Ивановна, кандидат социологический наук, доцент

Социология социальной работы: курс лекций /О.В. Рудакова. – Курск: ООО «Мечта», 2013. -

 

 

Курс лекций по социологии социальной работы представляет собой комплексное исследование по вопросам методологии, истории социологии социальной работы как научной и учебной дисциплины; предназначено для студентов гуманитарных специальностей. Он ставит своей задачей дать систематическое введение в основные категории и проблематику социологии социальной работы, ориентировать студентов в изучении соответствующей темы и литературы.

Курс лекций адресован студента всех специальностей, по­скольку выходит за рамки «узко социологического» подхода и форми­рует более глубокое и адекватное понимание основ социологических знаний и социологической культуры при исследовании социальной сферы.

 

© Рудакова О.В., 2013 г.

© Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

 

 

 

 

План:

1. К вопросу о социологии социальной работы

2. Социология социальной работы и социология

3. Социология социальной работы и педагогика

4. Социология социальной работы и психология

5. Исследовательский контекст взаимодействия социологии и социальной работы

6. Социология во взаимодействии с теорией и практикой социальной работы

7. Социология и теория социальной работы в контексте проблем образования

 

Вопрос 1.В 1988 году английский исследователь Хоув отмечал, что социологический анализ социальной работы до сих пор недостаточен. Причем (и об этом говорят отдельные зарубежные ученые, например, Дэвис, Сибсон и др.), порой возникают некоторые «возмущения» вторжением социологии в область исследований социальной работы. Вместе с тем познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, овладевать интерперсональными навыками и технологиями.

Западная социология, сформировавшаяся в конце XIX века, была связана главным образом с изучением таких социальных проблем промышленных городов, как нищета, преступность и деперсонализация общественной жизни[1]. Тот факт, что социологи проводят исследования каких-то явления или процессов, подтверждает серьезность связанных с ними социальных проблем. То есть, в свою очередь, деятельность социологов помогает определить проблемы общества и привлечь к ним внимание.

Среди российских ученых-специалистов по проблемам социальной работы за последнее десятилетие ее интенсивного исследования не сложилось единого мнения о сущности теоретических моделей социальной работы в странах Западной Европы. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и форма содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов. Все модели могут быть сведены к трем группам теорий:

- психолого-ориентированные;

- социолого-ориентированные;

- комплексно-ориентированные.

Психолого-ориентированные модели в своей сущности опираются на следующие положения: социальный работник в процессе отношений должен исходить из того, что клиент обладает не только определенной психологической структурой, но и способен изменить ее под воздействием внутренних и внешних факторов, его психика поддается определенной коррекции.

Значительная часть теорий социальной работы «выросла из социологических концепций того или иного характера»[2]. Среди социолого-ориентированных теорий социальной работы наиболее распространены следующие:

- системная модель,

- экологическая модель,

- разрешающая модель,

- социально-радикальная модель.

Влияние социологии на социальную работу обнаруживается при рассмотрении так называемой структурной социальной работы, предполагающей, прежде всего, участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих:

- во-первых, социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся;

- во-вторых, повышение эффективности социальной политики в обществе в целом.

В этой связи объектом социологического анализа являются также и социальные предпосылки, условия осуществления социальной работы, технологии социальной помощи конкретным людям.

Это и составляет содержание социологии социальной работы как самостоятельной области социологического знания, выступающей в роли отраслевой социологической теории.

Таким образом, результаты социологических исследований, которые используют обычно специалисты по социальной работе в своей деятельности, ориентируют его не только на выявление места и роли различных половозрастных групп в обществе, но и на анализ характеристик, представляющих человека как биопсихосоциальное существо, интегрирующих специфику физического, психического и социального здоровья личности. Использование социологии в деятельности социальных работников ориентирует их на междисциплинарное осмысление проблем представителей разных возрастных групп. Это способствует объединению структурной и психосоциальной работы использованию в практике социальной работы интегративных моделей и технологий.

В 1970-е годы, когда отчетливо проявилась потребность в общей концепции социальной работы, наиболее полно отражающей ее сущность, у некоторых исследователей появилась уверенность, что эту сущность, наиболее активно выражает именно теория систем, которая как бы «поощряла» желание практических социальных работников увидеть клиента и его проблемы как части целого.

Роль системных концепций теоретического обеспечения социальной помощи в практике социальной работы профессор Л.Г. Гуслякова представляет «в виде необъятного поля, воздействующего на клиента, из которого развиваются все модели практики социальной работы, являющиеся моделями вмешательства в проблему клиента, находящегося в данный момент в состоянии дискомфорта, обусловленными конкретными факторами»[3].

Системно-экологический подход в структурной социальной работе наиболее масштабно проявляется как теория систем в целом, а также в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он ориентирован как на группы населения, получающие гарантированную государственную поддержку, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзей, соседей, членов семьи. В соответствии с данным подходом, социальный работник должен, с одной стороны, учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия, с другой – выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, с третьей – обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания, т.е. действует с учетом системного видения проблемы.

return false">ссылка скрыта

В теории экосистем большое внимание уделяется также проблеме взаимоотношения социального работника и клиента, которые рассматриваются как специфические подсистемы. В основе этого взаимодействия используются отдельные положения теории социальных ролей. Однако, подчеркивают исследователи[4], в настоящее время экологическая модель, также как и теория систем в целом, обладает недостаточной технологичностью и конкретностью в определении средств и методик оказания помощи людям.

Разрешающая модель социальной работы, в отличие от многих других моделей практики, носит специфически-прикладной характер. В основе этой модели лежит цель упразднения или хотя бы уменьшения отрицательного воздействия общества или какой-то группы на одного из ее членов. Особенно эффективно использование этой модели при работе с семьями, т.к. взаимная поддержка членов семьи может активизировать развитие всех ее членов.

Разрешающая стратегия ориентирует как на поддержание разных социальных групп, так и на совершенствование эффективности различных услуг клиентам, а также – на преодоление распространения негативных оценок тех, кто нуждается в помощи социальных служб и самих социальных работников.

Особенно действенно разрешающая модель практики социальной работы, по мнению С. И. Григорьева[5], реализуется в настоящее время при работе с маргинальными группами. Она также может быть использована для оказания услуг в семье, микрорайоне, общине.

В основесоциально-радикальнойтеории лежат модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.

Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали, не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые может получить клиент (например, ребенок, душевнобольной). Технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать развитию активности многих угнетенных, отвергнутых, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов, оказания им профессиональной помощи, вмешательства в их жизнь.

Технология «наделения полномочиями», используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации, близка по содержанию к когнитивным и гуманистическим моделям работы с людьми. Но социально-радикальная модель больший акцент делает на учет влияния властных структур, классовой принадлежности, такого общественного явления, как угнетение.

Следует отметить, что данная модель, направленная на развитие социальных способностей клиента, не ищет путей изменения социальных структур, которые его угнетают. При ее реализации перед практиками социальной работы часто встает этическая дилемма: как «наделить полномочиями» одних, не задев других, поскольку, если одни защищаются за счет других, возможно возникновение конфликта интересов, конфронтации между группами.

Впрочем, подчеркивают исследователи[6], различного рода классификации имеют смысл только тогда, когда они ориентируют на оптимальное разрешение проблем клиентов и учет возможностей служб социальной помощи, а также профессиональной подготовки сотрудников. Социальная политика обычно требует знания различных теоретических подходов, возможностей разработки на их базе эффективных технологий социальной помощи, их согласованности с реальностями жизни и соображениями здравого смысла. Поэтому необходимо учитывать относительность значения и роли деления теории социальной работы на различные модели, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. И в том смысле можно говорить о комплексно-ориентированных теориях социальной работы.

Комплексно-ориентированные моделиопираются на следующие положения:

1) ролевая игра – социальный работник может ее использовать для обучения клиента коррекции поведения, повышения его адаптивности;

2) воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида.

Эффективным является, пишет Е.И. Холостова, «комплексное использование теорий психологии, социологии, правоведения, экономики и других, особенно тех, которые носят интегративно-комплексный характер»[7].

Наличие альтернативных парадигм, лежащих в основе концепции теории социальной работы, их «борьба» за влияние на практику социальной работы приводят, в конечном счете, к тому, что между теорией и практикой социальной работы возникают противоречия, причем многие из них носят лишь поверхностный характер, потому что фиксируют лишь один уровень практики, либо конкретные технологии оказания помощи. Интегративное комплексное исследование взаимодействия теории и практики социальной работы, осуществляемое, прежде всего в рамках социологии социальной работы, позволяет снять эти противоречия.

Таким образом, можно заметить, что теории, использующие различные социологические парадигмы, направляют, обуславливают, координируют, контролируют, различные модели практики социальной работы. Опираясь на разнообразные социологические парадигмы, социальный работник пытается объяснить проблемы клиента. Далее, уже используя собственно теории социальной работы, он стремится решить вопросы, связанные с технологиями помощи и целью, ради которой и осуществляется весь процесс.

В связи с этим ряд исследователей даже вводят понятие «сопряженность социологического знания и теории социальной работы»[8], под которой понимается согласованное использование теоретико-методологических подходов, составляющих основу профессиональной деятельности социальных работников, с важнейшими парадигмами социологического мышления, социологическими школами, на базе исследовательской деятельности которых получается для осуществления различных видов социальной работы информация.

Л.Г. Гуслякова подчеркивает, что по своей природе социальная работа, имманентной характеристикой которой является интегративность, «не может опираться на одну какую-то теорию, модель практики или «выходить» из нее»[9]. Разнообразные формы социальной работы как бы проходят «сквозь» все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы. Взаимосвязь теории социальной работы и социологической науки проявляется не только на общетеоретическом уровне. В соответствии с современными представлениями о структуре социологического знания кроме общей социологической теории важными компонентами этой структуры являются среднеуровневые отраслевые социологические теории (социология управления, преступности, труда, политики, образования, искусства, молодежи, семьи и др.) и конкретные социологические исследования. Именно на этих двух уровнях происходит наиболее глубокая взаимосвязь, взаимовлияние социологии и социальной работы.

К числу новых среднеуровневых социологических теорий в последней трети ХХ века специалисты стали относить и социологическую теорию социальной работы. Еще в 1970-х гг. Херад заявил, что недальновидно не развивать социологию социальной работы. В последующие три десятилетия осуществлялась определенная работа в этой области. Так, некоторые ученые, занимающиеся социологическими исследованиями, предлагали внести существенный «социологический вклад» в анализ социальной работы, подразумевая при этом соответствующую социологическую подготовку специалистов в области социальной работы.

В свою очередь, члены академических ассоциаций социальной работы участвовали в комплексных исследованиях совместно с социологами, социальными политиками, философами, а затем осуществляли аналитический анализ полученных результатов с точки зрения социальной работы (Вэбб, Стивенсон, Тимнес, Хоув, Харрис и др.)[10].

Социология социальной работы это социология социальной помощи субъектам социальной жизни, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Ее развитие, как отмечают отечественные ученые[11], есть проявление интеллектуального понимания того, что необходимо «привлечь» социологию к анализу социальной работы, способствующей росту социальной активности в обществе. Но необходимо иметь в виду, что социологическое знание не просто привлекается как объяснение фактов социальной практики. Цель социологии социальной работы – это интеграция знаний о социальной работе, являющейся и самостоятельной научной теорией, и общественным феноменом, и социальной деятельностью, и учебной дисциплиной.

Социальную работу как учебную дисциплину в рамках социологии социальной работы можно рассматривать следующим образом:

1. Социальная работа является теоретическим фундаментом подготовки специалиста по социальной работе разных специализаций.

2. Социальная работа как теоретическая дисциплина в рамках учебного процесса опирается на комплекс фундаментальных дисциплин, и, прежде всего социологии. Социология социальной работы может быть определена как попытка представить «относительные» социологические знания в форме теоретического осмысления и эмпирических фактов для объяснения социальной работы практиками и политиками. Несомненно, что «обслуживающая» роль социологии для социальной работы – проблематична. Теоретики социальной работы разделяют точку зрения отечественных ученых С.И. Григорьева и Л.Г. Гусляковой, рассматривающих социологию социальной работы в системе социологического знания как отраслевую социологическую теорию, которая до сих пор не была объектом специального исследования в отечественной социологии и социальной работе[12].

В социологии социальной работы возможна группировка теорий на основе социальной структуры общества. В этом случае речь идет об оказании помощи разным категориям населения (социально-профессиональным, социально-этническим группам и т.д.). При этом подчеркивают отечественные ученые[13], предполагается оптимизировать технологии помощи в соответствии с характером учреждения (социального института), через которое осуществляется помощь, а также с учетом специфики социальных условий, в которых оказался клиент. С этой точки зрения весьма значимо различение социальной работы на профессиональную и непрофессиональную, а также выявление субъектов социальной работы в соответствии с их профессиональным профилем (кризисный центр для мужчин или женщин, подростков, бюро по трудоустройству, служба семьи, телефон «доверия» и т.п.).

Одной из основных целей социологии социальной работы является повышение эффективности практики социальной работы. При этом и в прикладном, и в теоретическом плане, отмечают ученые, следует учитывать некоторые правила, исполнение которых позволяет повысить эффективность социальной работы[14].

Л.Г. Гуслякова[15] отмечает, что в настоящее время в социологии социальной работы наметились несколько направлений исследования:

1. Взаимодействие моделей социальной политики и форм социальной защиты представителей разных социальных групп. В настоящее время существуют различные модели социальной политики. Вместе с тем очевидно, что социальная политика должна опираться на гибкую стратегию, позволяющую теории и практике взаимно обогащать и дополнять друг друга. Это в свою очередь предполагает, что эффективная модель социальной политики должна отвечать требованиям устойчивого общества, должна принимать во внимание специфику конкретной ситуации, т.е. быть способной на быстрое реагирование изменений объективных и субъективных факторов, обуславливающих жизнеосуществление представителей тех или иных социальных групп. В данном случае, исследователям алтайской школы социальной работы представляется, что наиболее эффективной в настоящее время является модель социальной политики, опирающаяся на виталистскую социологию, которая в отличие от большинства других теоретических парадигм предполагает комплексное интегративное видение проблем социальной политики на уровне России в целом, так и на уровне отдельных ее регионов. На основе виталисткой социологии, во-первых, возможен анализ воспроизводства и совершенствования жизни человека в сфере государственного регулирования общественной жизни, бизнеса и «третьего сектора»; во-вторых, анализ соотношения жизненных сил и жизненного пространства бытия человека в разрезе их дифференциации, осмысления различий, логики взаимодействий.

2.Влияние экологических факторов на организацию жизнедеятельности представителей разных социальных групп. Сегодня проблема объединения экологии и социальной работы привлекает внимание многих исследователей. Длительное время в качестве объекта социальной работы рассматривалась социально-проблемная ситуация клиента. С конца ХХ столетия социальная работа все чаще стала рассматриваться с точки зрения характера воздействия на человека элементов окружающей среды. В соответствии с этим становиться важным вопрос об обязательствах человека к самому себе и социальному окружению, что и обуславливает новую связь между социальной работой и экологией, т.е. социальные работники должны быть обеспокоены возникающим кризисом цивилизации. Следовательно, одним из направлений развития социологии социальной работы должно быть обеспечение качества жизни, которое является самостоятельной исследовательской проблемой.

3. Социальные показатели качества жизни населения и его жизненного потенциала. Ряд исследователей разделяют точку зрения, что в контексте социологической концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека можно наиболее адекватно рассматривать проблемы качества жизни.

4.Оптимизация механизмов и факторов, обеспечивающих общественное благосостояние, в том числе и социальную безопасность населения. Обеспечение общественного благосостояния, имеющее своей целью обеспечение безопасности всем членам общества в соответствии с правами человека, можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле оно, прежде всего, означает общественную безопасность, значимость которой в начале ХХ! века в связи с ростом терроризма особенно актуальна. В узком – общественное благосостояние означает обеспечение, во-первых, социальными услугами представителей различных групп населения; во-вторых, поддержание благосостояния наиболее слабых слоев населения.

5. Взаимодействие государства, бизнеса и «третьего сектора» по осуществлению социальной защиты населения. С середины 1980-х годов во многих странах Европы началось сокращение государственного бюджета, направляемого на социальное обеспечение граждан. В связи с этим возникла проблема регулирования соотношения государственного и добровольно-частного обеспечения. Поэтому в последнее время особый интерес представляют модели формирования и функционирования частных социальных бюро, добровольческих организаций, а также такие формы поддержки, как группы самопомощи и взаимопомощи. Последние стали формироваться и в отдельных регионах России. Но чаще всего, с одной стороны, их организация носит стихийный характер (поэтому, возникнув, они быстро распадаются), а с другой, - технологии и методики работы с ними недостаточно профессионально разработаны.

6. Выявление специфики организации социальной работы в разных типах поселения. Так, с 1970-х годов в США социальная работа на селе рассматривается как специализированный тип практической деятельности, и некоторые учебные заведения, готовящие социальных работников, помогают студентам и аспирантам адаптировать их обучение к реальностям сельской практики. В других странах существуют иные типы поселений, характер которых учитывается при подготовке социальных работников. Для России с ее многообразием поселенческих структур важным является дифференциация как подготовки специалистов по социальной работе, так и моделей организации помощи населению в разных населенных пунктах – от большого города до маленькой деревни.

Итак, социология социальной работы позволяет осуществить социологическую дифференциацию теорий социальной работы как уже известных и использованных в практике социальной работы, так и тех, которые только находятся в стадии формирования и теоретического оформления.

В начале ХХΙ века актуально рассмотрение социологии социальной работы в системе социологического знания как отраслевой социологической теории, которая должна стать объектом специального исследования в отечественной социологии и социальной работе.

Вопрос 2.Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.

Социология возникла в ответ на потребности формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности.

Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология.

Считают, что социология вышла из недр социальной философии и в определённой мере перенимает философскую культуру, придаёт большое значение теоретическому обобщению, целостному осмыслению социальных явлений. В то же время, социология стремится преодолеть ту ограниченность, которая свойственна философии при анализе реальных социальных проблем. Она осуществляет задачу, которую не ставит перед собой философия, - непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Однако между этими науками прослеживается непосредственная связь. Например, принципиально новое решение в современной социологии и философии получает проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Эти науки помогают обществу не только выйти из кризисных ситуаций, но и прийти к разумному управлению и регулированию социальными процессами.

Поскольку социология изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке. Эти связи реализуются по многим каналам, из которых четыре следующих играют особо важную роль.

Взаимообмен научной информацией. Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей.

Социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания. Основные заключения философии имеют для нее теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего. Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл.

Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии, изучающих пограничные с другими науками проблемы. Речь идет о:

1. социальной философии,

2. социальной антропологии,

3. исторической социологии и социологии истории,

4. экономической социологии,

5. социокультурологии,

6. политической социологии и социологии политики,

7. космосоциологии (социоастрономии),

8. конфликтологии,

9. социальной статистике,

10. психосоциологии (социальной психологии),

11. социокриминологии,

12. социобиологии,

13.социогеографии,

14. экосоциологии,

15. социолингвистике,

16. социальном менеджменте и социологии менеджмента,

17. социологии рекламы,

18. социологии социальной работы,

19. социальной педагогике,

20. социальном маркетинге,

21. библиосоциологии (социобиблиотековедении),

22. социологии культурно-просветительской работы,

23. социальной логотерапии,

24. имиджиологии,

25. математическом анализе социальной информации.

Эти и некоторые другие отрасли знания с одинаковым правом можно относить и к социологии, и к той науке, которая отражена в названии соответствующей отрасли. Межнаучный характер некоторых из указанных отраслей имеет более сложный характер. Конфликтология, например, синтезирует выводы о закономерностях возникновения, проистекания и преодоления социальных конфликтов, сделанные социологией, философией, историей, менеджментом, общей и социальной психологией, юридическими науками.

Социальная логотерапия – производное от взаимодействия социологии, философии, логики, терапии, общей и социальной педагогики, психологии, культурологии, теории и методики социальной работы. Имиджеология – продукт взаимопроникновения социологии, психологии, политологии, культурологии, филологии (журналистики), менеджмента и науки рекламной деятельности.

Заметим, что среди выделенных отраслей есть и такие, которые свидетельствуют о взаимосвязях социологии с науками, традиционно относимыми к разряду естественных (астрономия, биология, география, статистика, математика). Этот факт – один из доводов в пользу вывода, согласно которому социология выполняет функцию интеграции общественных и естественных наук.

Превращение ряда вышеозначенных отраслей знания в автономные науки. Вторая половина XX в. характеризуется бурным развитием дисциплин, имеющих межнаучный характер. Первоначально они формируются в качестве отраслей смежных наук, но после накопления определенной массы специфических знаний фактически становятся самостоятельными науками, отпочковываются от своих "родителей", занимая и раздвигая нишу, имеющуюся между ними. На сегодня такую самостоятельность в полной мере завоевали социальная философия, социальная антропология, социальная статистика, экономическая социология, конфликтология, социальная психология, социальная педагогика, социогеография и социальная экология. Остальные из вышеназванных отраслей ныне переживают процесс активного поиска своего специфичного предмета и автономизации.

Обмен исследовательскими методиками. На заре своего существования социология заимствовала методики исследования у естествоиспытателей (наблюдение за изучаемым объектом и эксперимент, статистические и математические процедуры обработки информации), историков (сравнительно-генетический фактуальный анализ), психологов и антропологов (различные тесты, индивидуальные и групповые собеседования, процедуры диагностики сознания и психики людей). Она и сейчас не отказывается от возможности пополнить свой методический арсенал за счет наработок, прежде всего, в области информатики и математического анализа информации. Но к сегодняшнему дню отношение между социологией и другими науками об обществе и человеке по поводу исследовательских методик принципиально изменились.

Социология превратилась в своеобразный полигон разработки, апробации и корректировки многообразных методов сбора, анализа и интерпретации научных данных, исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий, различных вариантов их сочетаний в методике эмпирических и теоретических исследований. Сегодня социология одаривает другие науки накопленным и трансформированным ею методическим богатством.

Современная психология и педагогика активно используют социометрические методики и качественные методы анализа проблематики малых групп. Экономисты, юристы, политологи, журналисты, экологи, валеологи, медики, культурологи, представители многих других наук об обществе и человеке берут на вооружение методики социологических опросов: анкетирования, интервьюирования, экспертных, телефонных, прессовых, почтовых, факсовых и иных способов выяснения общественного мнения. Историки, проводя научные исследования, не могут обойтись без контент-анализа источников, а филологи – без методик социолингвистики.

Рассматривая взаимосвязь социологии с социальной работой, отметим следующее: социология изучает общество, социальные институты и явления, поведение и убеждения специфических групп - семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферы - это интервьюирование. Этот навык предполагает знания того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник далее намечает план действий, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы.

Научный анализ социальной проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеятельности «групп риска» в социальной работе опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению, и др.

Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. При написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска, что весьма часто делается в исследованиях по проблемам социальной работы, обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Знания социологии, особенно прикладной, важны для социальной работы, но не подменят ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

Вопрос 3.Социальная педагогика - одно из направлений буржуазной педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.

Время возникновения социальной педагогики (рубеж ХIХ - ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики, выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме - в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни[16].

Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит; Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы[17].

Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай и А.П.Нечаев).

Научное представление о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированость воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека - пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связей с марксистской социологией. Тем не менее научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники "свободного воспитания" совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике. Советская педагогика, признающая, что проблема школьного советского воспитания не могут быть выведены ни из биологии, ни из психологии, ни из каких либо других положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории, не сводится ни к социологии ни к политики, т.к. она имеет свой предмет и свои задачи.

Советские педагоги четко различают воспитание как специально организованную деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно[18]. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки - сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного образования[19].

Предмет социальной педагогики. Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание[20]. Это целенаправленное воздействие на человека .Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний , норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности[21].

По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик).

По мнению В.Д.Семенова, «Социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»[22].

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики.

- дошкольную педагогику,

- педагогику школы,

- педагогику профессионального образования,

- воспитания в закрытых учреждениях,

- детских и юношеских организациях,

- педагогику клубной работы,

- педагогику среды,

- военную педагогику,

- производственную педагогику,

- педагогику временных объединений,

- педагогику социальной работы[23].

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика «вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления»[24].

Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.

Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний.

Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

Рассмотрим более основательно существо терминов социальной педагогики. Прежде всего надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование[25].

«Социальное воспитание» - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Это значит - научить человека найти новый путь в своей жизни и перестроиться в новой жизненной ситуации[26].

Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы человека, его знаний, опыта интереса. Чтобы добиться успеха в этой области необходимо изучать человека еще ребенком уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние на него окружающей среды.

Термин «социальное воспитание» означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.

Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение.

«Социально-педагогическая деятельность» - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды». ( В.Д. Семенов)[27].

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности ( в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.

Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика - не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.

Функции социальной педагогики.

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него

4. Соц.педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

- воспитательная.

- социально-правовая,

- социально-реабилитационная[28].

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Отдельно следует остановиться на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.

Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:

1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.

3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.

5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.

Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.

Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так:

- воспитать делать добро

- научить организовывать свою жизнь

- развивать познавательные интересы

- помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

Из выше рассмотренных функций следует выделить социально-правовую и социально-реабилитационную.

Социальная педагогика рассматривается в плане теории и истории социального воспитания в России, которые включают историю общественного воспитания, историю семейного воспитания, историю православной этики, этнографии и этнопедагогики.

Конституционные основы образования в России. В принятой в 1993 году «Конституции Российской Федерации» имеется специальная статья (43) в которой подчеркивается, что каждый гражданин России имеет право на образование.

Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Конституция предоставляет право каждому на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.

Статья 19 Закона РФ «Об образовании» уточняет, что среднее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. При этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

Специальная глава Закона устанавливает социальные гарантии реализации прав граждан на образование.

Современная школа связана с огромным числом самых различных организаций (например: органы социальной защиты семьи и детей; правовые органы, попечительские советы и т.д.) О социальных организациях школы писал Питим Сорокин, он говорит о социальных функциях школы, сейчас же остановимся на выделенных им 3х главных функциях[29].

1-я - селекция по способностям

2-я - обучение

3-я - воспитание.

Вторая и третья функции достаточно освещены нашими учеными. Первая рассматривается как буржуазная теория.

Рассматривая существующую систему образования следует остановиться на таких ключевых понятиях как «обучение» и «воспитание», с которыми повседневно сталкивается каждый социальный работник.

ОБУЧЕНИЕ дает ребенку знания, умения и навыки приобретения знаний

осуществляется и воспитанием, прививаются навыки поведения в обществе, отношения к людям. Задача обучения состоит в образовании человека, в развитии его задатков и способностей, формировании его нравственных и культурных качеств, соответствующего поведения в обществе[30].

Процесс обучения - процесс социальный так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива.

Кроме знаний в школе ученик получает знания через средства массовой информации (радио, телевидение, прессу), в семье.

ВОСПИТАНИЕ - это процесс формирования личности, ее характера, чувств, этических и эстетических идеалов, культуры поведения.

В процессе обучения в школе, как показала практика, наибольший эффективности достигает учитель, поставивший перед собой цель развивать у детей творческое мышление. Это помогает ученику приобрести уверенность в себе.

Методы воспитания, воздействие взрослых на развитие ребенка - целая наука. От содержания воспитания его методов и форм зависят конечные результаты. Воспитательная деятельность школы зависит также от ученического кол-ва, от взаимодействия классных коллективов, от организации ученического самоуправления.

В работе школы существуют также термины внеучебное и внешкольное воспитание. Их цель - создание условий для занятий ребят в определенных кружках. Это и организация общественно-полезной работы, проведение различных зрелищных мероприятий и содержательных игр школьников для различных возрастов.

Кризис образования. В существующей системе образования в последние годы обострились социальные проблемы. Предкризисное состояние экономики в стране сказалось и на системе образования.

Уравниловка в оплате труда оказывало разрушительное воздействие не только на экономику, но и на мораль и на поступки людей. Человек лишался добросовестного и творческого труда, дисциплины, терял интерес к квалификации[31].

Уравниловка в школе вылилась в единый уровень знаний, умений и навыков, в единые учебники, в единую оплату труда учителей. Не учитывалось качество труда каждого, независимо от способностей, устанавливались начало и конец учебного года независимо от климата различных регионов страны. Существовала единая форма одежды, независимо от возраста, вкусов, климата, традиций и обычаев народа[32].

Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной

справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества. Особенно проявились отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. Среди детей распространяется алкоголизм и наркомания. Ежегодно 900 тыс. детей совершают преступления, 50 тыс. уходят из семей. Повальное пьянство влияет на здоровье детей. Установлено, что 50% детей дошкольного возраста пробовали алкоголь, 65% детей - курят.

Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди молодежи. В 1926 г. на 100 тыс. человек было 7 самоубийств, в 1988 г. - 20[33].

Кризис системы образования объясняется тем, что оно перестало быть приоритетным направлением в экономике. Доля бюджета на образование постоянно уменьшалось.

Современные проекты школьных зданий с сокращенными площадями привели к повышенной концентрации детей. Шумовая нагрузка на одного ребенка составила 80 децибел, что равносильно нагрузке на работницу ткацкого цеха.

По данным Минздрава СССР, здоровье школьника и студентов требует особого внимания. Так, за период обучения с 1 по 8 класс число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. К концу учебного года у трети шестилеток наблюдались нарушения сердечно-сосудистой системы, кол-во страдающих близорукостью увеличилось с 3 до 30%, нервно-психическими расстройствами - с 15 до 40 %, гастроэнтерологическими заболеваниями - в 3,8 раза[34].

В 1982 г. заместитель министра просвещения СССР В.Н. Ягодкин выступил в журнале «Советская педагогика» с оценкой состояния образования в стране, обратив внимание на существовавшие противоречия в системе образования[35].

Одно из социально-психологических противоречий, нежелание выпускников средней школы идти на производство, как этого требовало экономическое развитие страны. Среди части молодежи наблюдались иждивенчиские настроения, преклонение перед материальными благами, антиобщественное поведение, преступления... Воспитательная деятельность общества отставала от социальных и экономических процессов. Несостоятельность школы в умении и возможности дойти до каждого ребенка не могла воспитывать такие качества, как самостоятельность, творческий подход, смелость мысли, готовность действовать в нестандартных ситуациях.

Обозначенные В.Н. Ягодкиным противоречия в системе образования переросли в кризис. Попытка, приватизаций высших учебных заведений - это опасность уничтожения всей науки, высшей школы и образования.

Сегодня мы стали свидетелями, что в США каждый 20-й - студент, в России - только 30-й. Сегодня на образование из бюджета выделяются только 25% необходимых средств. Идет уничтожение государственной системы образования[36]. Из класса в класс падает здоровье детей (школьников). В первый класс приходит 25% здоровых детей, в третьем их 19%, в восьмом 13%, в девятом 9%, в одиннадцатом 2%.

Сегодня высшее образование представляет 500 государственных и 400 негосударственных вузов. В Москве 200 частных школ.

Социальный педагог, его профессионализм и практика. В современных условиях в работе различных социальных структур, определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

- оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия, льготы, помощь в быту)

- организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта)

- влияние на человека.

Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка. Особенности работы с трудными подростками.

Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога - предметника и даже классного руководителя.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.

В этом одна из главнейших задач социального педагога.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также его знаний и умений. Каждый учитель - это личность[37].

Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Социальный педагог должен уметь организовывать, деятельность и сотрудничество детей.

Социальная работа и социальная педагогика. Возрождение соц. работы и соц. педагогики как профессии происходит не на пустом месте. Они имели многовековую историю, опыт воспитательной работы, но они были утрачены и ее приходиться восстанавливать.

В новейших исследованиях анализ становления и развития отечественной соц. работы и соц. педагогики сводится либо к истории отдельно взятого элемента, либо к описанию конкретно-исторического периода, взятого за начало социально-педагогической теории и практики.

Но между соц. работой и соц. педагогикой есть определенные различия. Соц. работа-это деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента; в то время как соц. педагогика-это социальная работа, направленная на развитие личностного потенциала клиента.

Любой соц. педагог с легкостью может рассматриваться в качестве соц. работника, ибо он занимается деятельностью по разрешению педагогических проблем клиента.

На основе выше изложенного можно сделать вывод: исторически так сложилось, что социальная работа и социальная педа> следующая ==> Лекция 2. Объект и субъект социологии социальной работы


Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1576; Опубликованный материал нарушает авторские права?.