Водорастворимые масляные краски

Проблемы, связанные с использованием смол

Вспомогательные средства на основе алкидных смол

Некоторые производители выпускают вспомогательные средства для живописи на основе синтетических алкидных смол. Специалисты утверждают, что в сравнении с составами из натуральных видов смол такие средства обладают равноценными (если не более высокими) характеристиками. Несмотря на то, что они существуют на рынке в течение уже 40 лет, серьезных и долговременных исследований в отношении их стойкости и долговечности не проводилось.

По сравнению с пленкой, образуемой высыхающими маслами, пленка алкидной смолы при высыхании становится значительно более твердой. Она способна выдерживать нагрузки, связанные с подвижностью основы: однако вопрос о более высокой степени ее эластичности в сравнении с масляной пленкой остается спорным и нерешенным до сих пор. Процесс высыхания красок на основе алкидных смол происходит существенно быстрее, чем процесс высыхания масляных красок, а по истечении шести месяцев степень хрупкости такой пленки эквивалентна степени хрупкости масляной пленки спустя шесть лет. Есть основания надеяться, что процесс охрупчивания пленки красок на основе алкидных смол не продлится дольше выше указанного срока. Что же касается образования желтеющего оттенка пленки, алкиды как таковые темнее очищенного масла и неизбежные добавки сиккативов в процессе промышленного производства вызывают обесцвечивание пленки. Тем не менее пленка не подвержена эффекту постепенного потемнения, который испытывают натуральные смолы.

Параллельно с постоянно расширяющейся практикой применения смоляных ингредиентов в живописи в XVII и XVIII веках возникли достаточно серьезные проблемы, касающиеся потемнения, хрупкости и растворимости пленки краски. С тех пор эти проблемы стали основной головной болью сотрудников реставрационных отделов музеев всего мира. Живописные работы этого периода, когда смолы, вероятнее всего, использовались очень широко, до настоящего времени не подвергались всестороннему научному анализу, который бы смог пролить свет на последствия применения смоляных материалов — в какой степени они воздействуют на определенную технику живописи и светостойкость красок.

Процесс окисления смол может вызывать постепенное и значительное потемнение пленки, которое, как правило, не свойственно в такой же степени быстровысыхающим маслам (некоторые виды смол — в основном даммаровые — также не темнеют до крайних значений).

Еще одной причиной отказа от чрезмерного использования смол является хрупкость высохшей смоляной пленки, а также высокая чувствительность мягких видов смол к очистительным растворителям. Художник может удалить слой лака без каких-либо серьезных последствий для пленки краски с поверхности картины, выполненной при использовании только высыхающего масла и покрытой мягким смоляным лаком после высыхания. Однако, если применялось средство с высоким содержанием мягких смол, в процессе очистки может быть повреждена структура самих красок — вплоть до их удаления с поверхности работы. Известно, что некоторые художники наносят на поверхность картины заключительные мазки средством с высоким содержанием смол и обнаруживают, что эти мазки растворяются в процессе покрытия лаком на основе похожих смол.

Эти проблемы до сих пор не разрешены в полном объеме. Многие художники настаивают на том, что их техника и создаваемые эффекты в значительной степени зависят от добавок в виде смоляных материалов.

Нет никаких сомнений в том, что художники в настоящее время испытывают серьезную обеспокоенность: они хотят сохранить эластичность и гибкость масляных красок как живописного материала и в то же время исключить возможные опасные последствия, связанные с использованием органических растворителей. За последние годы это привело к разработке водорастворимых масляных красок. Существуют два возможных способа их изготовления.

Первый заключается в том. что краска наполняется поверхностно-активными веществами. Потенциальный ущерб, ассоциируемый с этим методом, состоит в том, что данные вещества могут не высыхать, могут оказаться неустойчивыми и нестабильными, а также обесцвечивать краски. Второй способ заключается в комбинировании масляной краски с веществами, которые на молекулярном уровне обладают водорастворимыми свойствами. Среди них следует, в первую очередь, выделить полиэтиленгликоль. К сожалению, в настоящий момент мы ничего не знаем о реакции красок на его присутствие.

Один из вопросов, возникающих в связи с применением водорастворимых красок: покидает ли вода слой краски или она остается в структуре пленки?

Производители обычно предельно уклончивы в своих ответах на вопросы, касающиеся состава продуктов своих марок. Однако совершенно очевидно, что в процессе последующей разработки самой концепции и появления более чистых материалов будут сделаны дальнейшие шаги в развитии водорастворимых красок.